Протоиерей Александр Зелененко

Веру и Заповеди Божии, определяющие пути человеческой жизни, в про­цессе воспитания следовало передавать как самое ценное достояние. «Передай­ те об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду». (Иоил. 1:3).

И в Новом Завет Спасителем подтверждается важность преемства запове­ дей веры: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших (названных Им так по смирению Своему в нагорной проповеди) и научит так людей (нарушать и пренебрегать ими в своем слове или примере), тот малейшим наречётся в Царствии Небеснем (под малейшим разумей - последнего, негодного для Цар­ствия Небесного по толкованию святителя Иоанна Златоустого); а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царствии Небеснем» (Мф. 5:19). Потому всякий верующий христианин призван знать заповеди веры, исполнять и переда­вать их другим. Не знающий их, следовать им не способен. Но не всякий знаю­щий, как видим, следует им. Можно зная, стараться следовать им, но не научать этому других; и это тоже будет не вполне богоугодно. И только следующий за­ поведям Божьим, передающий и научающий словом и делом - примером своим других, как видим, имеет столь высокое Евангельское обетование - тот великим наречётся в Царствии Небесном.

Это преемство веры от старших поколений к младшим заповеданное Бо­гом, все люди должны передавать как ценнейшее завещание, наиважнейшую ду­ховную эстафету, дабы не пресеклась вера и главное на земле дело - спасения душ человеческих.

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать осужден будет» (Мк. 16:16). «Что посеваем, то и пожинаем» - гласит народная поговорка. По святоотеческому выражению «грех уязвляет грешника», который и страдает вследствие греха: «Кто чем согрешает, тем и страдает».

Поэтому в слове Божьем говорится: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22:6).

В этом и заключается ценность воспитания, что оно преемственно переда­ется как величайшее достояние и добродетель из поколения в поколение, в роды родов.


Продолжение