Протоиерей Александр Зелененко
Для спасения человека-грешника нужны со стороны самого человека, кроме желания спастись, ещё искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и как свидетельство веры - добрые дела. А со стороны Бога нам нужна Eго спасающая благодать. Благодатью называется дар Божий или невидимая сила Божия, сохраняющая весь мир и всякого человека и направляющая их к конечной цели бытия - спасению. «Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вс Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8). Благодать Божия для души человека то же, что воздух для тела, и эта благодать особенно изливает в таинствах Церкви - Крещении (см. Ин. 3:5); Причащении (см. Ин. 6:55); Покаянии (см. Мф. 18:18); Венчании (см. Мф. 19:3-6).
Церковь есть сокровищница, в которой содержится вся полнота жизни, неоскудеваемый источник всех благ и нашего спасения.
Христос есть Истина, Церковь – Столп и утверждение Истины на земле;
Христос есть Путь, Церковь – Путеводительница;
Христос есть Жизнь, Церковь – школа богоугодной жизни во Христе;
Христос – наш Учитель, Церковь – училище богообщения, богопознания, богопочитания и богоуподобления.
Христос – наш Искупитель и Спаситель, Церковь учит побеждать искушения, сохранять верность Христу, искать Богоугождения и спасения.
Вся земная жизнь человека должна проходить в согласии и в соответствии с учением и жизнью Церкви. Поэтому в основе христианской педагогики лежит понимание того, что вне Церкви и церковной жизни достичь основной цели воспитания, как и цели самой жизни, невозможно. Достижение их тесно взаимосвязано и происходит не внешними, формальными способами, но подвижничес христианской жизнью человека, проникнутой духом Церкви, ибо воцерковление и означает одухотворение, облагодатствование, преображение жизни и природы человека силою Святого Духа.
Можно провести сравнительную параллель, открывающую нам смысл и высокое назначение Церкви на земле. Как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело и зачиналась жизнь души, подобно этому, но уже в утробе Матери-Церкви, в лоно которой мы входим через купель Крещения, под её благодатным водительством в течение всей земной жизни должно идти воспитание, как некое «вызревание» души для будущей жизни - жизни вечной.