Протоиерей Александр Зелененко

Сегодня в нашем Отечестве остро стоит вопрос о судьбе подрастающего поколения. Государственная школа все более приобретает информационный характер обучения, а воспитание должным образом не ведется. Школа напоминает заблудшего сына из евангельской притчи, растеряв богатство и традиции отечественной педагогики. Но еще И. Ильин предупреждал: «Плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами. Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру - из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность».

Творцы мертвого мира для детей

Президент Российской академии образования академик Н. Никандров пишет: «Произошло нарушение глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей. Ребенок стал чужим, ненужным, для массы взрослых, равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» для детей – мира искуственного, виртуального и мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, где совесть отступает перед блеском мишуры и остроумия, создает парадоксальную картину антимира». Под маской демократической свободы насаждается рабство сектам, рок-группам, наркотикам, эротике, культу грубой силы, материальному преуспеянию. На детские души обрушивается информация, которая безнравственными примерами способствует их растлению и духовному одичанию.

Чем занимается дошкольник? Играет и так познает мир. Но даже православные родители нередко покупают своим детям игрушки, воспитывающие агрессию: изощренные виды оружия, хищных зверей, монсторов, кукол Барби и Кена, где девочки выполняют роль служанки. Создания в игре отношений между девушкой и юношей не как родителей, а как партнеров-любовников. Происходит шизофренизация сознания. А у подростков телефонные, компьютерные игры и игровые автоматы вытесняют из жизни все остальные игры и занятия.

Такие дети агрессивны, нетерпеливы, пытаются подчинить себе всех, ведь в игре они – повелители, которые решают, кого помиловать, а кому снести голову. Виртуальные игрушки переписывают культурные коды сознания, «вымывая» позитивную информацию.

Следствие этого – смутные, а подчас искаженные представления детей, молодежи и даже взрослых о таких добродетелях, как любовь, вера, целомудрие, почитание, милосердие, сострадание, справедливость, честность, совестливость, ответственность, патриотизм. Зато Россия занимает одно из первых мест в мире по нарко- и порнобизнесу, по уровню венерических, нервно-психических заболеваний и детского суицида.

Союз семьи, школы и Церкви

Где происходит становление ребенка как личности? В семье, школе и Церкви. Конечно, прежде всего воспитывает семья, где ребенок проводит большую часть жизни. В семье он запечатлевает дух, уклад, обычаи и образ отношений домочадцев, получает первоначальные трудовые навыки, представления о мире, Боге, человеке. Школа, исторически возникшая позже семьи, призвана дополнить семейное воспитание знаниями. Церковь имеет освящающую роль, ибо здесь подрастающее поколение приобщается к церковной жизни – вероучению, богослужению, Таинствам.

А что мы имеем на деле?

Семья. Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались, одевались и выросли здоровыми. Другие родители стараются дать детям хорошее образование, третьи развивают в них таланты.

Школа и Церковь. Последствия 70-летней борьбы с Церковью отразились на школе – перестроенная на атеистический лад, она учит, что Бога нет, боятся некого и все позволено... Сейчас в нашем кризисном обществе мы пожинаем горькие плоды этого чудовищного эксперимента – жизни без Бога. Кризис (греч.) означает «суд», и, как следствие суда Божьего над происходящим беззаконием у людей, - растройство всего общественного строя жизни. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы...» (Ин. 3, 19).

В Новом Завете Спасителем подтверждается важность преемства заповедей веры: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Так же в Слове Божьем говорится: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22, 6). К стыду нашему, сегодняшнее воспитание не только в школе, но и в семье отстает от темпа бурных перемен современной жизни и все новых увлечений детей и юношества. Родители и педагоги лишь тогда спохватываются, когда воочию сталкиваются с очередным нравственно опасным, а порой и жизни угрожающим увлечением детей. Не найдя выхода и поддержки в гражданском обществе, люди вспомнили о Боге и Церкви. И когда им открывается мир христианских ценностей, значение и смысл человеческой жизни, назначение церкви и ее роль в отечественной истории, они подвергают переосмыслению свою жизнь и воспитание детей. Как сказал свт. Иоанн Златоуст, «мать, рождая дитя, дает гражданина отечеству земному, воспитав христианина, дает Отечеству Небесному – Ангела». Процесс воспитания требует от детей и родителей христианского отношения друг к другу: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость... И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 1-4).

Дух Святой – воздух нашей души

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», но существенно отличается от него по смыслу. Приставка «вос» придает смыслу направленность вверх, как вос-полнение, вос-парение и вос-хождение к миру горнему, духовному, что говорит о все возрастающем совершенствовании человека с целью восстановления в нем поврежденного грехом образа Божия.

Наилучшим местом воспитания, по слову святителя Феофана Затворника, является семья и Церковь, а средством – воцерковление всей семьи. Ибо недостаточно одного лишь желания воцерковить и приобщить ребенка к Богу. Недостаточно и рассказов о богоугодной жизни подвижников веры и святых, если мы сами не будем жить по-христиански, давая детям личный добрый пример образцовой жизни. Как телу при дыхании легких потребен воздух, обогащающий кислородом кровь, так и душе человека потребен Святой Дух, именующийся «воздухом нашей души». Как поет Святая Церковь, «Духом Святым всякая душа живится и чистотою Его возвышается».

Радость отца и матери в том, чтобы видеть, как их «побеги» растут. Дело родителей – питать и подрезать, укреплять и направлять их, готовить к тому, чтобы они принесли добрые плоды. «...Дерево познается по плоду своему...» (Лк. 6, 44). Приступая к делу воспитания, педагог, по словам святителя Феофана Затворника, «должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии уметь держать себя, быть способным замечать все направления воспитуемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно и плодотворно. Воспитание из всех дел самое святое». Педагог должен думать не о себе, а о ребенке, чтобы тот получил как можно пользы. Основная добродетель воспитателя – озабоченность. Педагог по профессии должен «делать из мухи слона», то есть обращать внимание на каждую мелочь, ибо из мелочей создаются привычки, но не придираться по мелочам. Педагог идет жертвенным путем, его мало ценят дети и взрослые. Результаты работы священника и врача могут проявиться непосредственно и порождают чувство благодарности и социальной значимости. Дела учителя дают плод нескоро.

Христиане должны заботиться о том, чтобы дети выросли непоколебимыми в христианской вере, чтобы более всего в жизни возлюбили Бога, а затем «ближнего... как самого себя» (Мф. 22, 37-40), а целью жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, имели «стяжание Святого Духа Божьего» во спасении души.