Протоиерей Александр Зелененко

О сущности, смысле и содержании
понятия «духовно-нравственное воспитание»
в православной традиции

Сегодня в педагогической сфере, в вопросах воспитания, как никогда много противоречий и разномыслия: в ценностных приоритетах, в мировоззренческих взглядах, в педагогических концепциях, во взглядах на развивающуюся личность и на учебно-воспитательный процесс.

В педагогической сфере на государственном уровне наглядно мы видим отсутствие:
- общепризнанного личностного идеала;
- единой духовно-мировоззренческой основы, жизни и воспитания - единой педагогической концепции и цели воспитания - единых задач и принципов воспитания;
- единонаправленной целеустремленной педагогической деятельности в соборном единстве усилий в воспитании такой цельной личности в семье, школе и в обществе;
- благотворной среды взращивания такой личности.

При полной рассогласованности и беспринципности, царящей сегодня в сфере педагогики, неудивительно, что воспитанность детей стала большой редкостью, не говоря уже о воспитании христианском.

Для правильного воспитания и жизни человека необходимо:
- ясное и верное представление об идеале совершенства, как желанной цели, к которой призван и должен быть устремлен человек;
- реальное существование такого идеалы и живая связь с ним;
- самопознание, открывающее человеку меру несоответствия и удаленности от этого идеала;
- знание пути, средств, методов и меры усилий, необходимых для устремления, уподобления ему, как условии к его достижению.

Наряду с множеством видов воспитания ребенка, такими как физическое, трудовое, эстетическое, умственное, патриотическое, пожалуй, самым тонким и трудоемким, является воспитание духовно-нравственное (далее ДНВ). Но именно оно является наиважнейшим и судьбоносным, не только для периода земной жизни человека, но особенно для жизни вечной.

И на сегодняшний день существует явная проблема – разномыслия воспитателей в понимании сущности, смысла и содержания понятия ДНВ и его процесса. Что ни диссертация, защищенная на эту тему, тем больше разномыслие и разноголосица по данному вопросу. Буквально по поговорке: «всяк кулик свое болото хвалит».

В педагогике и ее главной ипостаси – воспитании, очень важен принцип единства педагогического влияния. Но прежде этому должно предшествовать единство воспитателей в понимании сущности и самого процесса ДНВ. В противном случае их действия будут разрозненны, напоминая персонажей известной басни А.И. Крылова «лебедь, рак и щука».

Во избежание этого, вызрела данная тема «О сущности, смысле и содержании понятия духовно-нравственное воспитание детей», в многовековой православной традиции».

Традиция означает – преданье, передачу жизненного опыта от старших к младшим, от предков к потомкам, все, что устно перешло от одного поколения на другое [1; IVт., с. 425]. Передача веры, знаний, умений, жизненных навыков, обычаев, традиций (семейных, родовых, национальных, церковных и т.д.). Из всего этого формировалось мировоззрение, профессиональные качества и свой жизненный опыт, в том числе и опыт воспитания в семье [18; с. 2].

Интересное определение понятию «воспитание» дает русский философ А. С. Хомяков: «Воспитание есть попечительная деятельность, посредством которой одно поколение приуготавливает следующее за ним к деятельности на историческом поприще отцов» [14; с. 38].

Согласно Библии существует Божие призвание о воспитании детей преемственно в вере: Веру и Заповеди Божии, определяющие пути человеческой жизни, в процессе воспитания следовало передавать как самое ценное достояние. «Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду» (Иоил. 1: 3).

Это преемство веры от старших поколений к младшим заповеданное Богом, все люди должны передавать как ценнейшее завещание, наиважнейшую духовную эстафету, дабы не пресеклась вера и главное на земле дело - спасения душ человеческих.

В этом и заключается ценность воспитания, как самого дорогого наследства для будущей жизни, которое должно преемственно передаваться как величайшее достояние и добродетель из поколения в поколение, в роды родов.

Чтобы нам подойти к раскрытию данной темы:
1. Важно обрести верное осмысление самого термина - духовно-нравственное воспитание и его содержание, в духе православной традиции.
а) Путь к осмыслению его лежит через понятие духовно-нравственной жизни, к которой призвано, возвести человека воспитание.
б) Коснемся сущности и содержания понятия воспитание.
в) Что сущностно и содержательно означает воспитание духовное и нравственное.

2. Затем - истинное понимание духовно-нравственного воспитания как жизненного процесса первостепенной важности (протекающего в семейно-родовой, церковно-общинной и социо-культурной сферах).

3. И наконец – само практическое осуществление процесса духовно-нравственного воспитания, с учетом идеала, цели, задач, условий, средств и его принципов.

Главным критерием должны служить слова Христовы: «По плодам их, узнаете их» (Мф. 7:16, 20), ибо от худого дерева и плод худой, а от дерева доброго и плоды добрые (Мф. 7:17). В христианской православной традиции высшим и неизменным плодом является – святость, как идеал, воплощенный в полноте Христом-Спасителем и сонмом Ему уподобившихся святых, как главный ориентир человеческой устремленности.

Каков же истинный смысл и направленность воспитания в православной традиции?

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», но существенно отличается от него по смыслу, содержанию и направленности. Приставка «вос» придает смыслу направленность вверх, (вос – как вос-полнение, вос-парение и вос-хождение к горним высотам, к миру горнему духовному, что говорит о возрастающем совершенствовании человека в его становлении, с целью восстановления в нем поврежденного грехом образа Божия [5; с. 24].

Таким образом, питание есть насыщение тела земным, а воспитание есть насыщение души содержанием духовным. Такой пищей для души являются различные впечатления - духовные, словесные и образные.

Добрыми впечатлениями душа восполняет обычное, земное питание тела, тем святым, чистым и возвышенным питанием, что исходит от Бога, святых и благочестивых людей.

Особенно высокими, чистыми впечатлениями ума и сердца (внутреннего человека) – словами веры, мудрости и любви (см. 1 Тим. 4:6) и Божественной истины Евангельского учения, ибо «не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Насыщаться должна душа благодатию Святого Духа, являющегося (по слову свт. Николая Вельямировича Сербского) воздухом нашей души; Об этом поет святая Церковь за богослужением: «Духом Святым всякая душа живится и чистотою Его возвышается» [6; с. 15].

Несказанно высокой пищей для души и благодатным питием для верных Богу христиан является Евхаристия, центральное Таинство Церкви – Причащение пречистым Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, в котором достойно причащающийся сподобляется высшего облагодатствования. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»; «имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 56; 54).

Не менее важно напитать души детей любовью к Господу и святым Его. А значит – образами благочестия - Иисуса Христа, Матери Божией и святых угодников Божиих прославленных Церковью, а так же подвижников веры и благочестия, не забывая о благочестии самих родителей и всех, кто окружает и особенно воспитывает детей, чтобы по их примеру они зажили богоугодной жизнью.

Впечатления передаваемые душе:
а) анализаторами пяти органов внешних чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные);
б) впечатления идущие от ума (мыслей, мыслеобразов, умопредставлений и воображений);
в) от сердца (как средоточия религиозно-нравственных чувств: веры, стыда, совести, долга, надежды, ответственности, богобоязненности, благоговения, благодарности, любви), его чувств (сердечных расположений, влечений, желаний, эмоций, переживаний, как добродетельного, так и эгоистически-страстного характера), непрестанно «питающих» и влияющих своим содержанием на душу человека [6; с. 15].

Потому «добрый человек из доброго сокровища (сердца) выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое» (Мф. 12: 35). Сокровище сердца – это сокровенное (сокрытое в сердце, как органе духа) духовное содержание, с преобладанием в нем духа Святого Божьего – доброго или иного – злого духа, который проникает в человека через грех, ибо «всякий, делающий грех – есть раб греха» (Ин. 8:34), а грех от диавола.

сли телу потребны – для дыхания легких – чистый воздух, так душе человека потребен Святой Божий Дух – Божественная благодать, духовно насыщающая и укрепляющая наши души для ее духовного возрастания в добродетели.

Как для поддержания жизни тела необходимы – воздух, вода и еда, так и для жизни души необходимы – слово, образ и дух, дающие ей впечатления, пробуждающие в душе гаммы чувств и переживаний, которыми жива человеческая душа.

Итак, душа человека «питается впечатлениями»:
а) духовно-энергийными – духовной атмосферой окружающей среды, которая изменчива и особенно зависима от характера человеческих отношений, которые далеко не стабильны, а постоянно колеблются, как говорят «от любви до ненависти»;
б) словесно-звуковыми – что по содержанию и по форме говорится при человеческих взаимоотношениях; что по содержанию читается, поется и какая музыка звучит, и что из всего этого сильнее влияет на человека;
в) мысле-образными - впечатлениями образа мыслей, образа поведения, отношений, жизни и всего ее содержания, направленности и духа [6; с. 16].

Воспитывающее влияние на человека оказывает сама жизнь во всех ее сферах: семейной, детсадовской, дворовой, школьной, церковно-приходской и социальной, во всем ее многообразии. Душа человека подобно кинокамере запечатлевает духовно-нравственное и безнравственное содержание атмосферы окружающей ее жизни: особенно слов, отношений, поступков, поведения и образа жизни окружающих ее людей. Напечатлеваясь и как бы питаясь всем этим, она хранит запечатленное, по-своему анализирует, синтезирует, что-то вытесняет из памяти, а что-то и воспроизводит.

Поэтому воспитание есть планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных, физических сил и способностей человека на пути к христианскому совершенствованию. Совокупностью всех совершенств является любовь (см.: Кол. 3:14), путь к ней – через веру и богоугодную, церковную жизнь по Божьим заповедям [5; с. 25].

В кратком выражении, воспитание – это процесс созидания нравственной и духовной основы жизни человека. А сама земная жизнь – лишь воспитательное поприще из двух слагаемых – воспитание и самовоспитание.

Обратимся к рассмотрению духовности, духовной природы и духовного воспитания человека. Духовность – слово, производное от слова дух. В науке дух – это нечто до конца непознанное, неизученное, закрытое от сознания человека. В Православии понятие «дух» в его предельном значении идентично понятию «Бог»: «Бог есть дух…» (Ин. 4: 24), поэтому, в абсолютном смысле и значении духом является Бог, как высшая Основа бытия и всего сущего. Бог есть чистейший, всесовершенный Дух, Абсолютная Основа добра, истины, красоты и любви. И, согласно христианскому пониманию, духовен тот, кто наиболее уподобился Богу в добродетели, стал богоподобен.

Бог открыл себя и в максимальной полноте человечеству — в Иисусе Христе, Сыне Божием. Поэтому Его образ, Его Слово, запечатленное в Евангелии, является выражением той духовности, которую христианство ут-верждает как высочайший идеал человеческой жизни» [4; с. 188].

Духовность – способность руководствоваться в своем поведении (в личной, семейной и общественной жизни) высшими ценностями, следуя идеалу истины, добра и красоты, воплощенных в Богочеловеке – Иисусе Христе и ему уподобившихся – святых. Духовность можно определить как благодатность, благочестие, а в высшем проявлении святость. «Духовность - это то самое высшее, что является целью всех человеческих стремлений» [4, с. 19].

А что есть дух человека?

По своему существу человек есть живой, личный дух. Дух в человеке - самое главное, есть та сила, которая направляет и управляет всеми жизненными процессами в человеке – мыслями, чувствами, желаниями, отношениями, поведением, характером и образом жизни [11; с. 28].

Одним из богоподобных свойств является трехсоставность человека: дух, душа и тело (см. Сол. 5: 22-24).

При наличии трехмерности в устроении природы человека
- дух является главной ведущей и управляющей силой человека;
- душа – воспринимающей и познающей, (в себе хранящей и синтезирующей) силой (или свойством) человека;
- тело служебным органом разумно–свободной души, воплощающим ее желания.

Соотношение этих сил в человеке сообразно Отцу, Сыну и Святому Духу. Каждая из этих составляющих имеет свои потенциальные возможности, силы и свойства. Потребности и именно их единство и действие под водительством святого духа и определяет гармоничное и целостное развитие человека [11; с. 14].

В Православии существует особое понимание духовности, здесь понятие «дух» в его предельном значении идентично понятию «Бог»: «Бог есть дух…» (Ин. 4: 24). По мысли святителя Феофана Затворника, «дух — орган богообщения — Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила». Цель и назначение духа «есть общение с Богом и миром духовным» (ангелами и святыми) с тем, чтобы вводить человека «в жизнь в Боге» и блаженство «через живое с Ним общение» [17; с. 88].

Цель и назначение духа «есть общение с Богом и миром духовным» с тем, чтобы вводить человека «в жизнь в Боге» и блаженство «через живое с Ним общение». Таким образом, дух человека в целом может быть определен как «высшая способность души, посредством которой человек стремится к Богу, вступает в общение с Богом, познает, благоговейно чтит и любит Его, радуется о Господе, безмерно благодарит и прославляет Его» [4; с. 189].

Очевидно, духовный человек не может быть безнравственным. Однако при безупречной нравственности можно быть бездуховным человеком - «святым сатаной», и в таком случае, естественно, нравственность теряет свою значимость [4, с. 192].

Духовность в Священном Писании определяется степенью укорененности человека в добродетелях, как дарах Святого Духа. Об этом пишет апостол Павел: «Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...» (Гал. 5: 22- 23). Укорененность в добродетели, например в любви, выражается в ее глубине, силе, постоянстве и качестве.

В чем суть нравственной природы человека?

Истоки нравственности следует искать в самой духовно-нравственной природе человека. Основы ее заложены Богом в наше существо, они присущи всем людям, они общечеловечны. К ним относятся: нравственные чувства (стыда, совести, долга, ответственности…,), потребности, нравственное сознание для различения добра и зла, нравственное влечение, нравственная потребность и т.д. Нравственный закон соподчинен духовному и есть то, чему подчиняются биологическая и психическая стороны жизни человека. Нравственность есть производное, одно из измерений и проявлений духовности человека. Духовность - то, чему подчиняется нравственность, поскольку духовный уровень - вершина и средоточие бытия, в целом, и человека, в частности.

Нравственность оценивается по нашим поступкам, а духовность - по внутренним, невидимым сердечным расположениям, характеру мыслей, движениям души, по степени ее нравственной чистоты от всякой внутренней скверны, прежде всего, себялюбия, гордыни, славолюбия, сребролюбия и сластолюбия, которые порождают целый букет страстей: лукавство, зависть, лицемерие, неприязнь, ненависть, похоть, коварство и так далее.

Эти нравственные основы сообщают каждому человеку внутреннее требование: все в своей жизни согласовывать с нравственным чувством и нравственным законом, нравственным сознанием, долгом и ответственностью [12; с. 4].

Как формируется характер нравственных проявлений человека?

Он формируется из внутренних движений разумной души, ее сердечных влечений и требований, из ее стремлений к добру и отвращения от зла. Апостол Павел удостоверяет, что нравственные потребности написаны в сердцах людей (Рим. 2: 14) и имеют силу постоянно действующего закона внутри самой же человеческой природы.

При помощи чего происходит общение людей?

Человек живет на земле согласно требованиям своей нравственной природы. При всех обстоятельствах жизни эти требования не оставляют его. Особо остро и настойчиво они заявляют о себе при общении людей, когда один человек обращается к нравственной природе другого человека. Следовательно, общение людей зиждется на одних и тех же нравственных основах, которые заложены Богом в естество человека [12; с. 5].

О соотношении духовности и нравственности

Мы должны понимать и различать между собой нравственное и духовное. Эти вещи совсем разные. Они взаимосвязаны между собой, да, конечно, и они часто определяют друг друга, но это просто разные вещи.

В чем же различие между ними?

Нравственность – это верное наше отношение к окружающему миру, в первую очередь – к окружающему миру, природе, ко всему творению Божию. Каково оно, это правильное отношение? Укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе. Нравственность связана с определенными внешними проявлениями и действиями человека, выражаемыми в его вежливости, услужливости, благоприличии [10; с. 12].

Духовность же – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека и что может внешне почти не выражаться или выражаться почти незаметно и для взора неопытного может быть невидимым совсем. Поэтому духовные ценности каковы? В Евангелии их называют, например: любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет выражать их внешне, так что всем это будет очевидно. Напротив, чем бо́льшие ценности духовные присутствуют в человеке, тем больше он их скрывает [12; с. 6].

Сущность духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (как обожение). Это есть путь спасения падшего человека, путь его восстановления в первозданной чести. Разделение, возникшее между человеком и Богом, ставшее для человека непреодолимой бездной после его самоопределения в новом состоянии, близком к небытию, состоянии греха и смерти, требует от человека для выполнения своего призвания – соединения с Богом, – преодоления тройной преграды: смерти, греха и природы. Церковная традиция утверждает, что один только Бог может, освобождая человека от смерти и греховного пленения, вернуть ему возможность обожения. Духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни [18; с. 4].

В процессе духовно-нравственного становления человек становится личностью. Единство развития и духовного становления носит процессуальный, целевой и энергийный характер, и проявляется в том, что только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество или соработничество, синергия Бога и человека в обожении, достижении "высшего Я", в святости, в очищении и открытии Образа и обретении подобия Божьего в человеке. Богоподобие человека проявляется через воссоздание соборного единства человеческой природы в жизни по христианским заповедям и добродетелям - смирения, кротости, терпения, целомудрия, любви, милосердия, чистоты сердца, миротворчества, твердости в исповедании веры [18; с. 7].

Церковь, семья и школа образуют совокупность условий, определяющих духовно-нравственное становление человека в православной традиции. Создание условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им личностного бытия в Церкви, усвоение личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в православной педагогике.

Воцерковление есть наилучшее средство духовно-нравственного воспитания личности христианина, как двуединый процесс. Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению составляет суть обучения в православной традиции [6; с. 24].

«Воцерковить – значит осветить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не цель развития личности, а цель спасения человеческой души от греха и его последствий – страданий, как временных, так и вечных. Спасение не отрицает развития, но лишает его стихийной самоценности. Вне спасения, развитие понимается как самоутвержденческая самореализация, которая, как правило, разжигает страсти и питает человеческую гордость. В рамках спасения развитие реализуется в (возрастании в вере как верности и любви, ее силе и качестве) в формах бескорыстного благотворения и жертвенного служения» [18; с. 10].

«Воцерковить – научить не только жить, но и мыслить по-христиански, то есть обращаться за руководством, прежде всего, к учению Церкви, а не к науке; преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в Духе Истины и Любви» [18; с. 12].

Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом, в Котором источник благодатной силы, позволяющей принести плод в духовной жизни и во всяком деле. ...Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне (Ин. 15: 4).

Церковность есть одно из важнейших качеств православной веры, проявляющаяся в том, что человек по вере устрояет всю свою жизнь, а главными формами общения с Богом полагает духовное чтение, молитву и таинства Святой Церкви. Таким образом, вся жизнь человека проходит в лоне святой Церкви, в живом интенсивном ритме годового богослужебного круга, в благодатном духе и строе церковной жизни.

Можно провести сравнительную параллель, открывающую нам смысл и высокое назначение Церкви на земле. Как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось наше тело, и зачиналась жизнь души, подобно этому, но уже в утробе Матери-Церкви, в лоно которой мы входим через Таинство Крещения, под ее благодатным водительством в течение всей земной жизни должно идти наше воспитание, обучение и образование, через стяжание даров благодати Святого Духа, для «вызревания души» к будущей вечной жизни [6; с. 24].

Наиболее полно и точно раскрывает содержание воспитания русский философ А. И. Ильин: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания. Воспитать ребенка значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях. Воспитать ребенка значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своему Отечеству, своему Господу» [8; с. 42].

Литература:

Библия. М.1992.
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в IV томах. - СПб. 1998.
2. Гатилова, H.H. Духовно-нравственное воспитание человека в трудах святителя Игнатия Брянчанинова. Канд. дисс. - Курск 2006.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009).
4. Дивногорцева С.Ю. Основы православной педагогической культуры. ПСТГУ. – М.: 2014.
5. Зелененко Александр, прот. Важнейшие принципы православной педагогики. Канд. дисс. СПбДА.: 1997.
6. Зелененко Александр, прот. О христианском воспитании и воцерковлении детей в наши дни. – СПб.: 2016.
7. Зеньковский В.В, прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — Paris: YMCA PRESS, 1934. 8. Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М.: 1995.
9. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: 1993.
10. Нефедов Геннадий, прот. Основы христианской нравственности. - М. 2006.
11. Нефедов Геннадий, прот. Духовная жизнь - М.: 2006.
12. Осипов А.И. Статья: Нравственность и духовность – Москва.: 2002.
13. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997.
14. Петрунина Т.А. Философско-антропологические основания Российской педагогики. Докт. дисс. - Екатеринбург.: 2004.
15. Слободчиков В.И. Статья: Духовно-нравственное становление и развитие человека. - М.: 2011.
16. Соловцова И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии. - Волгоград: Перемена, 2006.
17. Феофан Затворник, еп. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? – М.: 2004.
18. Шестун Георгий, игумен. Статья: Православная традиция духовно-нравственного становления человека. – Самара.: 2010.