Протоиерей Александр Зелененко

Современная школа всё более приобретает информационный характер обучения, где передается и воспроизводится предметное содержание, но не прививается благонравие как признак воспитанности. Воспитание подразумевается, но должным образом не оценивается и не ведётся, хотя школа призвана бы прежде всего, средой воспитания личности, а не местом информирования, ибо, что есть школа, без благовоспитанных учащихся? Сейчас в подрастающем поколении трудно просто констатировать наличие воспитания, и не только в школе, но и в семье воспитанность детей большая редкость, не говоря уже о воспитании христианском.

Наша государственная школа напоминает заблудшего сына из Евангельской притчи о блудном сыне; ибо она в последние годы устремилась «в страну далече» и слишком увлеклась западными новациями, технологиями и реформами, оставив и растеряв богатство и традиции отечественной педагогики и школы.

И потому ей так хочется пожелать скорейшего возвращения в родной - отчий дом, где она попадёт в объятия Отчие и одарена будет преизобильно: «перстнем отцовским» - символизирующим возвращение своего отечественно культурно-исторического достоинства и принадлежности, «кафтаном и сапогами на ноги», символизирующими важность иметь и ценить всё родное, соответственно выглядеть и держаться своих исконных традиционных ценностей, а ходить стезями веры отцов во спасение.

Государственная школа поныне стоит вне религиозной жизни, в отрыве Церкви, православной традиции, выдвигая идеал всестороннего развития личности, стремясь к формированию научного мировоззрения. Если и говорится о важности духовно-нравственного воспитания и просвещения, то только в светском, нетрадиционном, безрелигиозном понимании, где нет места вере, церковной жизни, христианскому воспитанию личности.

«Ныне много знания, но мало воспитания … как и в прежние времена, мы страдаем той наследственной болезнью, перешедшей к нам еще от прародителей, что, оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только древу познания. В угоду этому беспорядочному стремлению, школы до сих пор гнались только за знаниями» (Ян Амос Коменский (1592-1670 г.г.)

К сожалению, сегодняшнее воспитание не только в школе, но и в семье, во многом «идёт вдогонку», отстаёт от темпа бурных перемен жизни современного социума и всё новых и новых увлечений детей и юношества. Родители и педагоги лишь тогда спохватываются, когда воочию столкнутся с очередным нравственно опасным, а порой и жизни угрожающим увлечением детей, не зная, как быть, к кому и куда обратиться за помощью.

Не найдя выхода и должной поддержки в гражданском обществе, люи чащи стали обращаться к Церкви по своим семейным нуждам и воспитательным проблемам с детьми. И когда таким родителям открывается мир христианских ценностей, значение веры, цель и смысл человеческой жизни, назначение Церкви и её роль в отечественной истории, они, узнавая много ценного для себя, приходят к переосмыслению своей жизни, поражаясь той духовной слепоте и обделен­ности, в которой пребывали долгие годы. Эта переоценка ценностей и понятий касается буквально всех сторон жизни, в том числе и вопросов воспитания детей. Так как на сегодня в большинстве своём люди утратили не только умение правильно воспитывать детей, но и истинное понимание процесса воспитания.

Конечно, понятие воспитание личности не сводится к одним лишь правилам и навыкам, оно значительно глубже и шире. Оно призвано не только опережать обучение и образование, но, согласно исконному пониманию, вмещает их в себя. В широком понимании, воспитание есть формирование целостной личности, гармонично развитой в духовно-нравственном, интеллектуальном, патриотическом, эстетическом, а также в трудовом и физическом отношениях. Под его воздействием складывается внутренний образ человеческой личности, её нрав, характер отношений и вся последующая жизнь.


Продолжение