Протоиерей Александр Зелененко

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», но существенно отличается от него по смыслу, содержанию и направленности. Приставка «вос» придает смыслу направленность вверх, (вос - как восполнение, вос-парение и вос-хождение к горним высотам, к миру горнему духовному, что говорит о возрастающем совершенствовании человека в его становлении, с целью восстановления в нем поврежденного грехом образа Божия.

Таким образом, питание есть насыщение тела земным, а воспитание есть насыщение души содержанием духовным. Такой пищей души являются различ­ ные впечатления духовные, словесные и образные.

Добрыми впечатлениями душа восполняет обычное, земное питание тела, тем святым, чистым и возвышенным питанием, что исходит от Бога, святых и благочестивых людей. Особенно высокими, чистыми впечатлениями ума и серд­ца (внутреннего человека) - словами веры (см. 1 Тим. 4:6) и Божественной исти­ны Евангельского учения, ибо «не хлебом одним жив будет человек, но всяким словом исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Насыщаться должна душа благодатию Святого Духа, являющегося (по сло­ву свт. Николая Вельямировича Сербского) воздухом нашей души. Об этом поет святая Церковь: «Духом Святым всякая душа живится и чистотою Его возвышается».

Несказанно высокой пищей для души и благодатным питием для верных Богу христиан является Евхаристия, центральное Таинство Церкви - Причаще­ние пречистым Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа, в котором до­стойно причащающийся сподобляется высшего облагодатствования. «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»; « ...имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний дены» (Ин. 6:56; 54).

Не менее важно напитать души детей любовью к Господу и святым - об­ разами благочестия Иисуса Христа, Матери Божией и святых угодников Божиих прославленных Церковью, а так же подвижников веры и благочестия прежних лет и наших современников, дающих нам образ и пример богоугодной жизни.

Впечатления передаваемые душе:

а) анализаторами пяти органов внешних чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные);

б) впечатления идущие от ума (мыслей, мыслеобразов, умопредставлений и воображений);

в) от сердца (как средоточия религиозно-нравственных чувств: веры, сты­да, совести, долга, надежды, ответственности, богобоязненности, благоговения, благодарности, любви), его чувств (сердечных расположений, влечении, желаний, эмоций, переживаний, как добродетельного, так и эгоистически-страстного характера), непрестанно «питающих» и влияющих своим содержанием на душу человека. Потому «добрый человек из доброго сокровища (сердца) выносит до­ брое, а злой человек из злого сокровища сердца выносит злое» (Мф. 12:35). Со­кровище сердца - это сокровенное (сокрытое в сердце, как органе духа) духовное содержание, с преобладанием в нём духа Святого Божьего - доброго или иного - злого духа, который проникает в человека через грех, ибо «всякий, делающий грех есть раб греха» (Ин. 8:34), а «кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8).

Если телу потребны - для дыхания легких - чистый воздух, так душе че­ловека потребен Святой Божий Дух -Божественная благодать, духовно насыща­ющая и укрепляющая наши души для её духовного возрастания в добродетели.

Как для поддержания жизни тела необходимы - воздух, вода и еда, так и для жизни души необходимы - слово, образ и дух, дающие ей впечатления, пробуждающие в душе гаммы чувств и переживаний, которыми жива человеческая душа.

Итак, душа человека «питается впечатлениями»:

а) духовно-энергийными - духовной атмосферой, окружающей её жизнь среды, которая изменчива и особенно зависима от характера человеческих взаи­ моотношений, которые не статичны и не стабильны, а постоянно колеблются, как говорят «от любви до ненависти»;

б) словесно-звуковыми - что по содержанию и по форме говорится при человеческих взаимоотношениях; что по содержанию читается, поется и какая музыка звучит, и что из всего этого сильнее влияет на человека.

в) мысле-образными - впечатлениями образа мыслей, образа поведения, отношений, жизни и всего её содержания, направленности и духа.

Воспитывающее влияние на человека оказывает сама жизнь во всех её сферах: семейной, школьной, приходской и социальной, во всём её многообразии. Душа человека как бы «питается впечатлениями» от действий и содержания духа, характера слов, отношений, окружающих образов людей, предметов и жизнен­ ной атмосферы, имеющих ту или иную нравственную силу - положительную, созидательную или отрицательную.

Наилучшим местом воспитания, по слову святителя Феофана Затворника, является семья и святая Церковь, а средством - сам процесс воцерковления се­ мьи и её членов, как благодатный процесс постепенного, качественного преобра­жения человеческой жизни и природы через приобщение к святости.

Как телу при дыхании легких потребен чистый воздух, обогащающий кис­ лородом кровь, так и душе человека потребен Святой Божий Дух, именующий­ ся «воздухом нашей души». Именно Он духовно насыщает человеческую душу, способствуя её возрастанию, укреплению и совершенствованию в богоуподобле­нии и доброделании.

Поэтому воспитание есть планомерное содействие развитию и укрепле­нию духовных, душевных, физических сил и способностей человека на пути к христианскому совершенствованию. Совокупностью всех совершенств явля­ется любовь (см.: Кол. 3:14), путь к ней - через веру и богоугодную, церковную жизнь по Божьим заповедям. Христианское воспитание - это искусство преемственной передачи веры и образа жизни по любви. Ибо человек, прежде всего, познаётся по тому, кого и как он любит. Потому важной задачей христианского воспитания является обретение веры и любви к Христу, Его Церкви и образу Божьему в каждом человеке, и возрастание в этой любви.

В кратком выражении, воспитание - это процесс создания нравственной и духовной основы жизни человека. А сама земная жизнь - лишь воспитательное поприще из двух слагаемых- воспитание и самовоспитание.

Наиболее полно и точно раскрывает содержание воспитания русский философ А.И. Ильин: «Воспитать ребенка значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в жиз­ни и способности самовоспитания. Воспитать ребенка значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, приня­тию правильных решений в любых неожиданных ситуациях. Воспитать ребенка значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своему Отечеству, своему Господу».


Продолжение