Священник Константин Пархоменко
Настоящий текст был написан на границе 1999 и 2000 годов. Многое из того, что автор критикует, слава Богу, исправилось. Некоторые фактические данные устарели. Но многие советы актуальны и по ныне.
В 2003 году эта работа с небольшими сокращениями была опубликована в московском журнале для катехизаторов «Призвание». И впоследствии мне приходилось беседовать с людьми, которые говорили, что моя статья чем-то помогла в их работе. Если она и в дальнейшем будет кому-то помогать в Божьем деле сеяния зёрен Истины, автор будет очень рад.
Как преподавать детям Закон Божий
Однажды в классе, где преподавал один мой хороший знакомый, девочка шести лет спросила его: «А вы попадете в Рай?». Он смутился и ответил: «Я хочу быть с Богом, хочу туда попасть, я стараюсь быть достойным Рая... Но я точно не знаю...». Тогда девочка сказала: «Я не хочу быть в Раю, если Вас там не будет...».
О большем катехизатор не может и мечтать.
Как тонка и ювелирна работа хирурга, и от колебания руки зависит жизнь и смерть человека, так же и от пастыря Церкви во многом зависит жизнь или смерть духовная. А работа преподавателя - катехизатора сродни работе пастыря. Это первое и самое важное утверждение, которое можно положить в основу наших размышлений.
Педагог - катехизатор, или преподаватель Закона Божия, никогда не должен быть просто учителем, который дает сумму теоретических знаний.
Вере в Бога вообще нельзя научить, приведя ряд формул или пунктов, как учат физике или математике. Что же можно?.. Можно вступить в диалог с душой ученика и пойти с ней рядом в поисках смысла и Бога. И только тогда возможно обрести Бога.
То же относится и ко всем религиозным темам. Как рассказать о жизни после смерти и о Царствии Небесном, если ты сам не захвачен этим Царством, и если ты сам боишься смерти? Как научить любви к ближнему, внутреннему миру и спокойствию, если ты сам раздражаешься и нервничаешь из-за мелочей, о ком-то отзываешься со злостью и ненавистью?
Часто говорят, что детей трудно обмануть, интуиция у них развита гораздо больше, чем у взрослых. Это не пустые слова. Действительно, у взрослого человека за плечами багаж знаний, опыта; взрослый умеет адекватно реагировать на ситуацию; в конце концов, он понимает, где вообще нужно реагировать, а на что следует не обращать внимания. Но это взрослый... Ничего этого не умеет ребенок. Вот он и пытается научиться жить, пытается сориентироваться в этом мире, внимательно вглядываясь в лица старших, ловя их интонацию, мимику. Можно даже сказать, что ребенок больше верит не словам, а поведению взрослого. Но с возрастом, конечно, опыт вытесняет интуицию...
Поэтому катехизатор должен стать воистину образцом, иконой, примером для всех и в слове, и в жизни, и в любви, и в вере.
На плечах катехизатора лежит великая ответственность за те души, которые ему поручил пасти и обучать Господь. Мы все помним страшные слова: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6).
Если в процессе обучения Закону Божию, ребенок вынесет ужас перед адом и загробной жизнью, если у ребенка сложится впечатление, что Бог злой и жестокий, потому что беспощадно расправлялся с язычниками в Ветхом Завете; узнает, что плоть и наше тело - недостойно внимания, и потом у этого подросшего мальчика, например, вся его личная жизнь пойдет наперекосяк, потому что он будет бояться общаться с девушками, опасаясь чего-то греховного; если, просто-напросто, услышав от катехизатора, что обидчику надо подставлять для удара обе щеки, и не узнав, что Евангелие призывает активно противостоять злу, бороться со злом, ребенок в результате вырастет инфантильным и комплексующим, - горе такому катехизатору.
Обучить математике несложно. Нужно дать сумму определенных положений и решить с учеником сотню задач. Но развить в ребенке религиозность, а именно к этому призывает Церковь катехизатора, - значит показать ребенку образ жизни. Стать для маленького человека примером, опорой, советчиком, другом, наставником...
Помните, ап. Павел писал: «...будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть: для иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных я был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для чуждых закона я был как чуждый закона…; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых..» (1 Кор. 9, 19-22). «Мы могли явиться с важностью (правильнее перевести не с важностью, а с шумом, с блеском), как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими ...мы из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши...» (1 Фес. 2, 7-8).
Катехизатор - это садовник, которому Бог поручил вырастить драгоценные цветы. Вернее сказать, растит цветы не сам садовник, это дело Божие. Катехизатор не может прибавить ученикам благодати или мистических переживаний. Но функция садовника - уберечь цветы от плохой погоды, а потом помогать им в росте: обрывать сухие листья, поливать, удобрять и прочее... Так и задача катехизатора беречь души детей, ему порученных, от расхищения их диаволом (а диавол сегодня часто действует под видом соблазнов века сего: наркотики, беспорядочные сексуальные связи, лень, поиск развлечений и др.). Задача катехизатора удобрять души такими примерами и поучениями, которые будут вдохновлять детей на добрые поступки; задача катехизатора, в конце концов, обрезать сухие ветки и листья с детских душ. То есть, бороться со злом и жестокостью, которые часто присутствуют в детях.
Могут возразить, что все это дело не катехизатора, а священника. Я с этим не согласен. Прежде всего, это не соответствует вере Древней Церкви. Первохристиане всегда помнили и бережно хранили ту мысль, что они являются носителями целого ряда харизматических способностей, даров Святого Духа. Апостол Павел многократно напоминает верующим: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же духом... все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. ...И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями...» (1 Кор. 12, 4-9, 28). Или в другом месте: «И Он (Христос) поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4, 11-12) и мн. др.
Благодаря находке древне-церковного документа названного Дидахи, или Учение Апостолов (датируемой началом-серединой 2-го века), мы гораздо больше узнали о харизмах, существовавших в Древней Церкви; стали понятны и слова ап. Павла о служениях в Церкви.
Оказалось, что Учителя, упоминающиеся Павлом, не просто люди, избравшие себе проповедническую деятельность как способ жизни. Это реализация определенного благодатного дара Духа Святого. «Братия мои! Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3, 1), предупреждает христиан ап. Иаков, предостерегая относиться к учительству и к наставничеству как к профессии, как с средству извлечения дохода.
Настоящий Учитель (Дидаскал - греч.) знал, что его служение, особое, его задача - дать людям знания о Боге и Его действии в мире, для чего Дидаскал постоянно занимался интеллектуальным и духовным совершенствованием. Согласно Дидахи, настоящий Учитель должен от своих трудов получать себе пропитание, а почитать Учителей следует не меньше Епископов (см. Дидахи 15.2).
Многие из древних отцов (напр. св. Игнатий Антиохийский, св. Дионисий Александрийский и др.) настолько почитали Дидаскалов, что не дерзали ставить себя с ними в один ряд. Например, в послании св. Варнавы читаем: «Я не как Учитель (греч. Дидаскалос), но как равный с вами, изъясняю вам» (Посл. Варнавы 1.8).
Высокая задача Дидаскала заключалась в том, чтобы хранить истинную веру и передавать ее верующим даже среди бурь ересей и нестроений. Свидетельствовать об этой вере всею своею жизнью и быть готовым за нее умереть.
Однако по ряду причин, которые мы здесь разбирать не будем, институт Дидаскалов вырождается к концу 3 века (см. Евсевий Кесарийский, Церковная История. 7.24). Ориген с горечью упоминает, что он знает немало истинных Учителей, но они постепенно умирают от старости.
Конечно, не следует идеализировать институт церковных Учителей. Как и везде среди людей, у них были злоупотребления, в которых мы можем обвинить себя и сейчас, спустя почти две тысячи лет. Так, в сочинении приписываемом св. Клименту Римскому (О девстве 1.11), сказано: «Дидаскалы хотят быть, и выказывают себя краснобаями. Да убоимся того суда, который угрожает таким Дидаскалам. Такому осуждению подлежать будут те Учителя, которые проповедают, а не делают того, что проповедуют…»
И вот здесь нужно сказать что-то очень важное. То, что, как кажется некоторым, институт Дидаскалов прекратил свое существование по причине его ненадобности, не совсем верно. Люди всегда будут нуждаться в интеллектуальных наставниках, которые разъяснят им суть веры. Дидаскал, или попросту Учитель это человек, в силу сообщенного ему Богом благодатного дара особым образом глубоко и вдумчиво усвоивший христианскую веру, человек живущий верой своей и желающий приобщить к этой вере других. Современный Катехизатор, не может и не должен «отрабатывать» положенные часы в воскресной школе. Это человек, который жизнью своей, каждым дыханием будет свидетельствовать о Истине Божией, о вере Церкви, ее догматах и Предании.
Собственно, задача каждого из нас – достижение святости. Но если от другого человека, живущего жизнью православного христианина, не требуется знания богословских тонкостей, то Учитель, или по-современному Катехизатор, обязан совместить с опытом подлинной духовной жизни именно богословские знания высокой пробы (пример современного Дидаскала – диакон Андрей Кураев).
И еще. Не надо жалеть потраченного на подготовку и преподавание времени. Мы учим детей – вечному. Наши слова пробуждают работу их душ, сердец. Как эти знания отзовутся, какой плод принесут – не наша забота – это дело Божье. Это как с зерном. Твое дело – посеять. А что потом с зерном будет происходить, знает лишь Бог.
«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4, 26-28).
По настоящему я это прочувствовал, когда одна из моих учениц, девочка-подросток, лишь полгода как уверовавшая в Бога и вошедшая в Церковь, была убита. Перед моими глазами стоит один мой урок (для нее последний урок) в этом классе. Он был посвящен учению православной Церкви о загробной жизни. Помню как Юля (так ее звали) внимательно слушала (она всегда была очень внимательной ученицей). Для ребят в их школьном дне это был 7-й урок, поэтому они устали, расслабились, кто-то переговаривался. Эта девочка морщилась, потому что ей мешали слушать.
Как это занятие отозвалось в ее душе? Было ли ей чуть менее страшно умирать? Упокой Господи ее душу.
А несколько дней назад я прочитал переписку о. Павла Флоренского с русским ученым и религиозным мыслителем В. Кожевниковым. Отец Павел писал: «Я трачу свои силы на студентов, раздаю им свои мысли, свои знания и свои силы, а они на 9/10 не воспринимают и пропускают мимо ушей. Нет никакого сомнения, что и 1/10 не только пропадает для меня, но выдается за свое воспринявшими. Теперь, пропало ли это, или нет? Лучше ли было бы, чтобы все это сгнило в книгах, которые читать едва ли станут, чем чтобы распалось, растворилось и всосалось юношеством?»
Это было написано в 1912 году, за пять лет до большевистской богоборческой революции.
И вот, прочитав слова отца Павла, я задумался. Его блестящие и вдохновенные лекции. Как они переплавились в сердце и уме и отозвались в жизни и религиозном опыте выпускников Московской Духовной Академии, которые скоро пошли в тюрьмы, ссылки, лагеря… Несомненно, что кто-то из его учеников мученически закончил жизнь? Как лекции отца П. Флоренского преломились в душе слушателей неизвестно, но несомненно, что они формировали людей, их веру, миро- и богопонимание. И может быть, кому-то помогли выстоять и не отречься от Христа в страшные годы.
Вот так и мы. Представьте, что наши беседы, уроки, лекции, выступления могут привести человека к духовному подвигу, к святости. А могут отвратить от Бога и Церкви, от вечной жизни.