Священник Константин Пархоменко

Практические замечания

Конечно, каждая аудитория учеников отличается от другой. Именно так, индивидуально, мы и должны подходить к каждому классу. Мы должны учитывать не только возраст и половую принадлежность (преобладание девочек или мальчиков), но и такие нюансы, как, например, наличие в классе (у ребят постарше) лидера, за реакцией которого наблюдают его соученики.

Не открою Америки, если скажу, что многие из школьных преподавателей и учителей достаточно грубые люди.

Кроме того, работа преподавателя, дающего сумму знаний, а не опыт жизни, почти всегда приводит к тому, что между учителем и учеником возникает дистанция. Учителю, зачастую не обладающему глубокими душевными качествами (широтой взглядов, любовью, терпением), выгодно эту дистанцию поддерживать, так как он боится, что в противном случае ученики перестанут его воспринимать и уважать как личность (не за что уважать), а значит, и перестанут воспринимать его предмет. (Помню из своих школьных лет, как тиранически и жестоко отстаивала свое превосходство одна учительница, довольно ограниченная особа, что все ученики прекрасно понимали.)

Кроме того, дети в принципе не любят делать усилия, изучая то, что положено; они предпочтут лучше отдохнуть, погулять, или заняться тем, что по душе. Но школьная программа требует своего, и отсюда желание учителей заставить учить их предмет. Дело доходит до шантажа и угроз плохими оценками, замечаниями по поведению и пр.

Слава Богу, что есть немало учителей, которые действуют иным способом. Они умеют заинтересовать своим предметом и обаять ученика своей личностью. Они становятся друзьями и советчиками. Даже после окончания школы, (училища, института) о таких педагогах помнят, их посещают на праздники, им стараются сделать приятно, с ними, что еще важней, советуются.

Катехизатор должен равняться именно на таких педагогов.

(В случае с катехизатором существует еще один момент. Дело в том, что дети часто неприязнь на преподавателя переносят и на предмет. Если преподаватель поверхностный, хитрый, нечестный, ребята это быстро поймут и перестанут его уважать. Но что самое страшное, они перестанут серьезно относиться и к предмету. Горе нам, если из-за нас дети будут презирать уроки Катехизации или даже саму Христианскую религию.)

Катехизатор не может действовать криком, или угрозами отчислить из школы, или поставить плохую отметку. Катехизатор должен действовать на воспитанников собственным примером, он должен так расположить к себе учеников, чтобы его полюбили, обрели в нем друга.

Но этот же преподаватель поступит верно, если с самого первого урока предупредит учеников, что он рассчитывает на взаимоуважение. «Я уважаю вас, вы уважаете меня, и тогда у нас получится диалог».

Обозначив такую линию своего поведения, преподаватель не должен проявлять инфантильности и сентиментальной мягкости, игнорируя хамские выходки учеников.

Только после проявленной твердости, соединенной с чуткостью и добротой, преподавателя будут и любить, и уважать одновременно; чувствовать в нем и силу, и авторитет.

Однажды мне в течение года пришлось преподавать «Введение в христианство» ребятам из техникума (15-16 лет). Класс был дерзким и необузданным. Особенно выделялся один юноша: он прерывал мои слова выкриками, хохотом и провоцировал к такому поведению весь класс.

Я, с первого урока заявивший о своей лояльности к чужому мнению и чужому образу жизни, однако четко постановил, что безобразия не потерплю. Несколько раз, не обратив внимания на поведение лидера класса, я затем показал, что этот юноша мне мешает вести урок. Выходки не прекращались. Тогда я спросил этого юношу, почему он мне сознательно мешает, может быть, он со мной не согласен?..

«Да, не согласен».

«Скажи, почему не согласен, я отвечу...».

Юноша с видимым удовольствием вступил в спор, но, естественно, ничего вразумительного сказать не смог.

Класс внимательно следил за беседой. Шла скрытая борьба за лидерство в классе.

Мягко, но четко показав, что этот молодой человек совершенно не ориентируется в вопросе, я предложил ему слушать урок и обещал после каждого урока на перемене дискутировать с ним в присутствии соучеников, но только при условии, что он будет представлять предмет спора и ориентироваться в вопросе. Тут же я подчеркнул, что если молодой человек будет продолжать срывать урок, я это восприму как уловку избежать дискуссии, как слабость и удалю его с урока.

Понятно, что после такого поворота событий этот юноша не мог допустить, чтобы его обвинили в слабости. Вместе с тем, на него никто не собирался надевать ореол мученика, выгоняя из класса или снижая оценку.

Через месяц этот юноша стал лучшим учеником класса. Оказалось, что и спорить он хотел только для того, чтобы перед лицом класса поднять себе авторитет, а не потому, что был с чем-то не согласен.

По моему убеждению, урок Закона Божьего с детьми нельзя проводить сидя за учительским столом. Нужно стоять и концентрировать на себе внимание всех ребят, чему может помочь продуманная мимика, плавная, но с акцентами в нужных местах речь. Своими записями, или Священным Текстом следует пользоваться в исключительном случае, но никогда не читать просто текст «с листа» главу за главой. Священное Писание, конечно, читать по книге можно, хотя лучше сделать по другому: попросить, чтобы прочитал кто-то из учеников, причем попросить прочитать громко, четко и внятно, а все остальные должны следить по тексту (требовать, чтобы на всех уроках у ребят были Библии). После прочтения отрывка повторить ключевые слова, или фразы, чтобы еще раз акцентировать на них внимание. Если мы зачитываем библейский текст, пусть это будут несколько стихов, за которыми следует пояснение. Потом опять несколько стихов и пояснение.

Во время рассказа следует смотреть прямо в глаза ребят и учиться чутко реагировать на их восприятие урока. Если ученики начинают разваливаться на партах, отвлекаться, разговаривать друг с другом, рисовать в тетрадке, значит, ты говоришь плохо, скучно. Необходимо опять акцентировать внимание на рассказе и заново попытаться захватить и удержать внимание учеников.

Следует добиваться того, чтобы класс, не отрываясь, смотрел на тебя, на твои жесты, тебе в глаза. Конечно, идеал - это неотрывное участие в беседе всего класса на протяжении урока.

Но также не следует и злоупотреблять вниманием учеников. Примерно через 5 минут информативно насыщенного рассказа нужно вставить шутку, чтобы снять душевное и умственное напряжение у слушателей, можно также отрываться регулярно от рассказа, чтобы показать какую-нибудь иллюстрацию, или нарисовать что-нибудь на доске.

Особенно следует поразмышлять над планом беседы, подготовить несколько смешных примеров или поворотов в рассказе, которые могут расслабить ребят, помогут избежать утомления слушателей.

Естественно, речь должна быть адаптирована к уровню и возрасту аудитории.

Специфика преподавания маленьким детям


Маленьким детям следует преподавать живо и увлекательно.

По опыту известно, что урок в 45 минут тяжел для маленьких учеников (6-8 лет). Максимальная длительность урока - 30 минут. Дети могут внимательно слушать и дальше, но потом утомление сказывается, и они забывают то, что говорилось. Я специально опрашивал детей из двух групп. В одной группе я дал информацию на 30 минут, в другой на 45. Через неделю спросил ребят, что они помнят о прошлом уроке. Показатели были выше в группе, у которых урок длился 30 минут.

Тогда я поступил по-другому. Я рассказывал 25-30 минут, а потом 15-20 минут просил нарисовать то, о чем говорил: например Вавилонскую башню, Эдем, Потоп, Рождество Христово, Воскресение Христово и проч. Урок запоминался великолепно.

Когда дети рисовали, они еще раз вспоминали то, о чем говорилось на уроке. Потом (в конце четверти) можно устроить выставку лучших рисунков, подарить символические призы.

Дети очень любят рисовать, поэтому уроки Закона Божьего, на которых они смогут нарисовать загадочный лес в котором жили первые люди, или башню высотой до неба будут ожидаться с нетерпением.

Необходимо заранее придумать, как объяснить сложные богословские термины.

«Грехопадение» в прочтении маленьких детей, в чем оно состояло?

В непослушании Богу.

«Представьте, - говорю я, - что ваша мама купила конфет и положила их в сервант. Мама попросила не брать конфеты. Ей что, жалко?.. Конечно, нет, просто мама даст нам, когда это будет нужно, например, чтобы у нас не заболел живот, если мы съедим все конфеты натощак. Мама любит нас и лучше нас знает, когда дать конфеты. Мама просит: Саша, пожалуйста, не бери конфеты, все равно ж я их для тебя купила и когда будет нужно я тебе их дам.

Но Саша дождался, пока мама уйдет, поставил табуретку, залез в сервант и съел три килограмма конфет (дети смеются – меньшее количество на них не произведет впечатления).

Он отполз в сторону (после такого количества конфет даже стоять трудно), спрятался за дверь, сидит и отдувается.

Приходит мама и, в ужасе, смотрит: где конфеты?.. Кричит: «Саша, ты где?..» Саша не отвечает. Потом выползает и говорит: «Ох, мама, я съел все конфеты, но ты сама виновата, что ты их туда положила. Ты их от меня спрятала, а я взял и съел».

После этого у Саши болит живот, он мучается, но не просит прощения у мамы, больше того, злится на нее… что она купила столько конфет и положила их в шкаф.

Ребята, у меня к вам три вопроса.

Во-первых: кто виноват, что у Саши болит живот?

Второе: как вы думаете, если бы Саша попросил у мамы прощение, она бы простила его?

Третье: в чем грех, или лучше сказать, вина Саши?..

Такой рассказ поможет детям уяснить, что грех Саши именно в непослушании доброй и заботливой маме и также в нежелании просить у нее прощения. После этого провести параллель с Эдемом и нашими прародителями – Адамом и Евой, а затем и с нами сегодняшними.

Конечно, следует все непонятные слова и славянизмы пояснять или заменять.

Даже такие понятные нам слова как: Евхаристия, благодать, знамение, праведность, Откровение и проч. современным детям непонятны.

В нашем рассказе не должно быть ни одной никчемной, общей фразы, чего так много в обычных богословских книгах. Все предельно ясно, конкретно и живо. Никогда нельзя говорить с малышами так, как я однажды услышал: «Благодать Божия, всегда немощная врачующая укрепила отрока и он, стал подвизаться еще ревностней».

Однако нельзя говорить и так, как я услышал от другого педагога, православного прихода в городе Мюнхене: «Как передвигался Иоанн Креститель по пустыне? Ездил на джипе, на мерседесе? А как вы думаете, что он пил и ел? Пиво, сосиски?» Вульгаризация высоких предметов не сблизит педагога с детьми, а наоборот, вызовет к педагогу и к самому предмету неуважение.

И конечно готовиться! Даже к уроку с самыми маленькими. Собственно, к уроку с маленькими слушателями и следует готовиться самым тщательным образом.

Однажды мне пришлось быть свидетелем, как один катехизатор рассказывал детям про 10 заповедей Моисея и запнулся на заповеди «Не прелюбодействуй». Он, наверное, думал, что легко расскажет про заповеди и без подготовки, но тут споткнулся. Сказал: «эта заповедь... запрещает изменять жене мужу». Дети слушали и ничего не понимали: что значит слово измена?.. «В смысле, чтобы жена не ложилась с другим мужчиной...», - продолжил катехизатор.

Я представил себе, какая мыслительная работа происходит в сознании детей. Что плохого, что жена полежит немножко с другим дядей?..

Подобных проблем можно было бы избежать, сказав, что заповедь «не прелюбодействуй» запрещает обманывать мужу и жене друг друга. Дальше можно рассказать, что любящие люди должны хранить это чувство и всегда делать все вместе, ничего не скрывать друг от друга, и тогда они сохранят любовь и единство.

Если для подростковой категории слушателей рассказ можно украсить научной терминологией, что придаст рассказу серьезность и фундаментальность, то для детей, напротив, упростить до предела. Кроме того, для детей можно украсить рассказ запоминающимися примерами, сравнениями.

Должен быть не просто пересказ истории, а как бы схваченный момент, фотоснимок того, что было. Помню, однажды я рассказал ребятам (7 лет) о том, как в сердцах, Моисей швырнул скрижали с горы, и они брызнули осколками... Эти выразительные слова запомнились детям, и один мальчик потом нарисовал гору и летящие в стороны куски скрижалей. «Куда там Малевичу», - сказал мне один художник, увидев этот рисунок.

…Рассказывая о потопе, я предложил выглянуть в окно. Был рассвет, небо серое и мутное. «Представьте себе, - сказал я, - что так было и тогда, во время потопа; долго-долго, целый год... Лил дождь, дул ветер, в ковчеге было сыро и холодно. Семья Ноя куталась в шкуры, костер не зажигали, боясь пожара. Вздыхали животные. Корм подходил к концу, и люди и звери уже голодали. И вдруг Солнце, ослепительное, яркое! Все стало иным. Небо очистилось, и люди зажмурились, увидев ослепительное голубое небо.

Потоп закончился. Люди закричали от радости, звери тоже почувствовали, что все кончилось: замычали коровы, заблеяли овцы, закричали обезьяны, птицы, и слон от нетерпения стал бить ногой в пол так, что ковчег задрожал...»

Конечно, можно сказать, что и потопа такого, который бы затопил всю землю, не было, и звери и люди вели себя по другому, но все это не так важно. В сознании детей отложилось, что был страшный потоп, и была радость и благословение Божие, когда потоп закончился.

Ещё один пример:

Беседа с детьми 7 лет. Рассказываю о Вавилонской башне.

И тогда люди решили построить башню. Как вы думаете, как эта башня могла выглядеть?.. На что была похожа?.. Кто скажет?

- На небоскреб, на Кремль...

- В чем-то похожа, а в чем-то нет. Современные ученые раскопали в Вавилоне остатки нескольких башен. Возможно, одна из них и была той башней, о которой говорит Библия. Называлась такая башня Зиккурат. (Рисую на доске схематично Зиккурат.)

Затем рассказываю немного, как поклонялись языческим богам в Вавилоне, рассказываю об анфиладе комнат, ведущих к богу, о том, как проносили кушанья мимо статуи бога, у которого были глаза из драгоценных камней, и как считалось, что бог глазами поедает пищу...

После этого говорю: почитаем, что говорит нам об этом Библия. (Читаю отрывок. Затем еще раз внятно повторяю ключевые моменты прочитанного.)

- Смотрите, ребята: «построим себе башню высотою до небес», «сделаем себе имя». Как вы думаете, что это все значит?.. Люди строят прекрасные сооружения, замки, дворцы, башни и Бог их за это не наказывает, напротив, Бог радуется, когда человек украшает землю... А что здесь?.. Почему Библия рассказывает о трагедии, случившейся со строителями этой башни: Бог смешал их язык...

(Выслушиваю мнения детей.)

- Конечно, правильно, люди захотели стать выше Бога. Посмотрите, они строят башню высотой до небес. Это мы сегодня знаем, что никакой башни такой высоты не построить. А в древности считали, что земля плоская и над ней раскинут шатер, купол неба (например, стеклянный). (Рисую на доске мелом схематично плоскость земли, купол неба, на который помещаю звезды, солнце, луну. На купол пририсовываю окна.)

- Помните, ребята, когда мы говорили о потопе, я рассказывал, как разверзлись, т.е. открылись, хляби небесные, и лил дождь. Так вот, «хляби небесные» - это по церковнославянски - окна. То есть открылись окна. Так люди считали в древности, но мы сегодня знаем, что никакого купола нет, что голубое небо над нами это не стеклянный колпак, а что?.. Правильно: воздух, или атмосфера.

Итак, что хотели сделать люди, когда пытались достать до неба?

Они хотели залезть на этот купол и сами там жить, прогнать оттуда Бога. (В древности считали, что Бог - это существо, похожее на человека, совсем такой же, как человек, но мы сегодня понимаем, что это не так. Бог это Дух.) Скажите, можно Бога изгнать?.. Нет? Почему? Докажите. Например, я считаю, что можно изгнать, а вы что изгнать нельзя...

(Выслушиваю ответы, поощряю и подытоживаю).

- Конечно, Бог всемогущий, т.е. он все может, Бог духовный, Он не сидит в каком-то месте, Он везде... Смотрите. Как Библия нам об этом говорит: Бог сошел посмотреть на башню, которую строили люди. Священный Автор, смеется над этими людьми. Они пытались построить башню до неба, а эта огромная башня… незаметна Богу.

Итак, люди хотели достать до неба и сами воцариться. А что означают слова «сделаем себе имя»?.. Имя, для древних людей - означало то положение, которое они занимали. Например, когда в древности покупали раба, ему меняли имя, его называл хозяин, что означало: раб всецело принадлежит хозяину.

Или, помните, Бог в Раю приводит к Адаму животных, чтобы человек нарек им имена. Значит, Бог хочет, чтобы хозяином этих животных был... кто был?.. Правильно, человек.

Мы, когда крестимся, получаем имена, прекрасные христианские имена, чтобы во первых показать этим, что мы чьи?.. Божии.., и кроме того, получая имя, мы теперь будем подражать святому, имя которого носим. Кстати, многие имена и переводятся, как бы показывая нам, как мы должны жить. Например, какое?.. Маша? Полное имя Мария. Значит – возвеличенная, госпожа. Это древнее еврейское имя.

Владимир, русское имя, - владеющий миром...

Катя - чистая,

Константин - постоянный,

Светлана - это болгарское имя, означает светящая всем.

Но не будем отвлекаться. Итак, кто ответит, что означает рассказ Библии, что люди захотели сделать себе имя?..

Правильно, они хотели стать хозяевами сами себе. Жить не с Богом. А без Бога.

Как вы думаете, ребята, это возможно?..

Примерно так можно строить урок.

Но, представьте себе, что эта же беседа о Вавилонской Башне проводится с подростками 15-17 лет... Возможно, ли работать с ними так же, как и с семилетними детьми? Конечно, нет. И рассказ также должен измениться в сторону большей научности.