Протоиерей Александр Зелененко
Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет: «Истинный Педагог у нас один - это Христос, и все совершается Им и через Него в душе ребенка. Один только есть Учитель, Который собственно научает - Христос. Его слово внутри нас научает; где нет Его Слова внутри нас, ...там слова вне звенящие - лишь шум пустой». И еще: «Помните, что Господь Иисус Христос и теперь с вами всегда невидимо; Сам учит вас невидимо, внутренне, если только вы внимательны 1.
Педагоги как строители должны подчиняться Его благому Промыслу о детских душах, быть едиными в Нем (а не развивать каждый свою теорию воспитания), иметь Его как первооснову жизни и всякого знания, в смирении, «через наше немощное руководство», всевать в юные души семена Вечной Жизни.
Другой не менее важный вывод из этого - учитель должен быть нравственно чист, в нем самом не должно быть никакого духовного хаоса или тьмы. Более того, педагогу необходимо духовное горение. Каждое слово учителя призвано согревать теплотой, чтобы вверенные ему детские души, насыщать духовной пищей сердца. Особенно нам нужно всегда гореть духом при нашем высоком служении Богу и человечеству. «Духа не угашайте (1 Сол. 5:19), говорит Слово Божие. Помни это всякий христианин, особенно священник и наставник детей.
Как мы много сделали бы для Бога, для людей и для себя, если бы с верою и любовью, с усердием, с горячностью и энергиею занимались своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет наше делание, когда мы станем заниматься вяло, лениво, с холодностью, без всякого усердия и энергии! В великом ответе будем пред Богом и за себя, и за вверенных нашему попечению» 2.
Для самого о. Иоанна преподавание было огромной духовной радостью. Он считал звание учителя милостивым даром Божиим.
Наконец, учитель должен сам непрестанно учиться, тщательно готовиться к своим занятиям. В учении детей батюшка видел высокое служение Господу: «Учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению, ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному» 3. Учителей, равно как и учеников, отец Иоанн призывает к совершенствованию, так как в этом - сущность жизни, без этого наступает смерть души, как и у нерастущего дерева.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский во главу угла ставил личный пример учителя
Законоучитель всегда призван сообразовывать свою жизнь и педагогику со Христом - небесным Учителем земных учителей - являющимся идеалом Учителя для всего человечества и послушливого Ученика по отношению к Отцу Небесному, дающим превосходный образ и пример Наставника и Ученика для Своих последователей: «образъ бо дахъ вамъ, да, якоже азъ сотворихъ вамъ, и вы творите…» - Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13:15). Как это важно в воспитании и в жизни с учетом любоподражательности людей и особенно детей! «Господь твой есть Любовь; люби Его и в Нем всех людей, как чад Его во Христе. Господь твой есть Огнь; не будь холоден сердцем, но гори верою и любовью. Господь твой есть Свет; не ходи во тьме и не делай ничего в темноте разума, без рассуждения и понимания или без веры. Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучишь спасение со славою вечною» 4.
1 Слова архиеп. Евсевия цит. по: Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. М., 1898. с. 178.
2 Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1, № 283.
3 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. - М.-СПб., «Диоптра», 2002. С. 574.
4 Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т. 1, № 209.