Генри Нувен
В первую очередь перед учителем стоит задача создать доверительную обстановку, в которой между ним и учеником возможны отношения без страха, где основным и наиболее ценным источником развития и становления будет обоюдный опыт. Подлинное учительство нуждается в доверии, когда тот, кто учит, и тот, кто учится, не стоят напротив друг друга, а вместе идут через тернии в поисках истины…
Обстановка, когда студентов, равно как и преподавателей, гложет страх непринятия, когда они охвачены сомнениями и неуверенностью в собственных силах, когда они воспринимают друг друга почти как врагов, лишает обучение всякого смысла. Кто же раскроет свои драгоценные таланты перед тем, кого он боится?
Но неужели гостеприимство все-таки возможно в классе или аудитории? Пробиться туда ему нелегко, поскольку и преподаватели, и студенты – выходцы из одной культуры: настойчивой, давящей, нацеленной на выжимание всех соков. В таком обществе личностный рост уступает место способности заработать не только учебные баллы, но и найти свое место под солнцем. Когда мерилом личности становится успешность, то в школах и университетах не остается ни места, ни времени для самых важных вопросов: зачем мы живем, какой смысл в любви и в работе, почему мы умираем. Они меркнут там, где царит соперничество и зависть, где основная забота – взыскания или награды.
И все же учительство предполагает создание такой обстановки, в которой могут родиться самые важные вопросы и могут быть найдены ответы. Не чужие и готовые ответы, которые предлагает учитель, а те, которые рождаются в самом ученике, когда наставник побуждает его к серьезному и вдумчивому поиску. Преподавание тогда становится проявлением гостеприимства, когда педагог ощущает, что его призвание – дать простор для интеллектуального и духовного развития ученика. На этом пути перед ним встают две основные задачи: раскрыть дары в своих подопечных и поддержать их.
Гостеприимный учитель должен открыть ученикам, что у них есть нечто ценное для других. Большинство учащихся так долго принимают и усваивают то, что им дают другие, так проникаются сознанием своего невежества, что теряют всякую веру в себя. Они не догадываются, что могут поделиться своим собственным опытом с другими – причем не только с сокурсниками, но и с преподавателями. Поэтому учителю в первую очередь нужно показать ученикам важность их внутренней жизни, их личного опыта и переживаний, открытий и догадок, представлений и убеждений. Радушный хозяин – тот, кто видит в каждом приходящем скрытые надежды и способен проявить подлинный интерес, давая им раскрыться. Легко поразить студентов неизвестными им книгами, сложной терминологией или диковинными случаями. Намного сложнее стать неким зеркалом, глядя в которое учащийся может по-новому взглянуть на себя – отделить зерна от плевел и увидеть, как прекрасны дары, которыми он наделен.
Мы никогда не поверим, что нам есть что отдать, пока не найдем того, кому это нужно. Воистину, сокровища узнаются по тому, как их принимают. Педагогам нужно отказаться от стремления впечатлять и контролировать, но открыть для себя духовные богатства своих учеников. Тогда они узнают, что именно в принимающих руках дары становятся видимыми.