Протоиерей Александр Зелененко

Сегодня в нашем Отечестве как никогда остро стоит вопрос о судьбе подрастающего поколения. Всем становится предельно ясно, что проблемы воспитания должны быть отнесены к самым важным и первоочередным. Советская система воспитания, резко отвергнув дореволюционную воспитательную си­стему, была вначале 90-х годов прошлого века так же отторгнутой российским обществом, поскольку несла большой негативный груз прошлого, будучи предельно идеологизиреванной. В результате государственная школа фактически вынуждена была отказаться, и во многом отказалась от своей воспитательной функции. Учителя и воспитатели всё же должны знать, на какой нравствен­ ный идеал личности им ориентироваться в процессе воспитания вверенных им детей. Если такого общепринятого личностного идеала в доктрине обра­ зования нет, то нет и воспитательной деятельности приближающей к нему. А так как ясности и определённости в этом вопросе со времени перестройки в системе государственного образования не появилось, то процесс воспитания абстрагирован и формалистично сводится лишь к т. н. «общечеловеческим нрав­ственным требованиям и моральным нормам».

Иван Александрович Ильин прозорливо и честно высказывался о России; очень емко он сказал о русской идее: «Плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужими окнами. Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру - из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом - смысл русской идеи».

Само слово «воспитание» стало вызывать у многих негативное восприя­тие, напоминая о тоталитаризме советского времени и отжившей идеологии. Но отказаться от воспитания вообще, пустив его на самотёк, значит оставить детей в самопредоставленности, обречь их на греховный произвол, приводящий к раз­ личного рода личным, семейным, а затем общественным проблемам и скорбям. Поэтому никакие негативные чувства и ассоциации не могут и не должны оста­ вить без воспитательного попечения нуждающихся в нём. Именно так опреде­ляет воспитание в контексте исторической преемственности поколений русский философ-мыслитель XIX века А. С. Хомяков: «Воспитание есть «попечительная деятельность, посредством которой одно поколение приуготавливает следующее за ним к деятельности на историческом поприще отцов».

Утрата преемства отечественных традиций духовно-нравственного, а по су­ществу христианского воспитания в гражданском обществе ещё более негативно может отразиться на нём. Ибо по слову выдающегося чешского педагога Януша Корчака: «Все величайшие в мире преобразования, потрясения и катастрофы исходят из детской». От того, как мы взрослые по своему качеству воспитываем детей. От того, какие ценностные начала превалируют в жизни общества - язы­ческие, материалистические, атеистические, христианские, гедонистические ..., зависит характер, дух и ход воспитания. Так как наибольшее «воспитующее», как пропитывающее духом мира сего, воздействие на детей оказывает социо-куль­турная среда окружающей жизни.


О тревожных явлениях в современной жизни и в воспитании детей

За последние годы в нашей стране произошли глобальные перемены во многих сферах социальной жизни, в том числе и в сфере воспитания подрастающего поколения. Об этом с большой тревогой в своей книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже столетий» пишет президент Российской Академии Обра­зования, академик Н. Д. Никандров: «Произошло нарушение глубинных связей всего нашего взрослого сообщества и детей, отчуждения ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, ненужным для массы взрослых, равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» для детей - мира искусственного, виртуального и мертвого, не дающего свободы живому детскому вообра­ жению, этакой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском мишуры и остроумия, создаёт парадоксальную картину антимира».

Сила действия современной «индустрии зла» на людей и в первую очередь на детей и подростков достигла в наши дни небывалых размеров. Под маской демократической свободы насаждается самое настоящее рабство различным сек­ там, модным рок-группам, наркотикам, эротике, культу грубой силы и приман­кам материального преуспеяния. Вместе с тем сегодня в условиях ложно понятой свободы на детские души обрушиваются разного рода информационные потоки, которые своими порочными и безнравственными примерами способствуют раст­лению и всё большему духовному одичанию молодого поколения. Порабощение человека, причем с самого раннего детства, своим страстям и греховным привыч­кам доходит до крайней распущенности и вседозволенности.

Известно, что в дошкольном возрасте главным видом деятельности является игра. Но даже православные родители, реализуя потребность детей в игре, порой не задумываются, какой она должна быть и недооценивают роль и степень влияния игрушки на детское сознание. Не редко можно встретить у православ­ных детей игрушки, воспитывающие агрессию: различные изощренные виды оружия, хищных зверей, игрушек-монстров, маски ... Увлечение девочек кукла­ ми типа Барби и Кена, где девочки выполняют несвойственную им роль служанки. Сюжеты игр очень примитивны и сводятся к перемене костюмов, выездов в гости, посещение салонов красоты, создание в игре отношений между девушкой и юношей, не как настоящих или будущих родителей, а как партнёров-любовни­ков. По словам известных психологов-педагогов И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишо­вой происходит «шизофренизация» сознания.

Телефонные, компьютерные игры и игровые автоматы всё более вытесняют из жизни детей все остальные игры и занятия. Дети погружаются в вир­тульно-игровой мир компьютера, что называется с головой. Часто компьютер­ ные игры построены по принципу «войнушки» - чтобы выжить, нужно убить самому. «Смерть» чья-то, хоть и виртуальная, становится успехом и радостью. Играющие в компьютер дети более агрессивны, нетерпеливы, пытаются подчи­ нить себе всех и вся, ведь в игре они являются повелителями, они решают, кого помиловать, а кому снести голову. Виртуальные игрушки имеют деструктивную способность - переписывать культурные коды сознания, «вымывая» за долгие годы накопленную позитивную информацию.


Воспитание детей в условиях современного мира все более усложняется

Дисбаланс социальных идеалов и ценностей, который выражается, прежде всего, в явной и безусловной доминанте материальных ценностей над духовны­ми приводит людей к полной дезориентации. Естественным следствием этого являются крайне смутные, а подчас искаженные представления детей, молодежи и даже взрослых о таких добродетелях как любовь, вера, благочестие, целомудрие, почитание, милосердие, великодушие, сострадание, справедливость, честность, совестливость, ответственность, патриотизм.

Бездуховность подрастающего поколения стала почвой для распростране­ния наиболее опасных и разрушительных форм оккультизма, сектантства, нарко­ мании и половой распущенности. Российская Федерация занимает сегодня одно из первых мест в мире по нарко- и порнобизнесу, и как следствие, по уровню венерических, нервно-психических заболеваний и детского суицида. Социальная ситуация развития подрастающего поколения в России носит драматический характер, о чём свидетельствуют статистические данные средств массовой ин­формации.

При сохранении существующих тенденций в нашем обществе даже пози­тивные изменения в политической, экономической и социальной сферах не смо­гут положительно повлиять на духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Целостное оздоровление общества и выход его из кризисного состо­яния возможны лишь при обращении к духовным ценностям русского народа и историко-культурному наследию Православной Руси. Сама история российско­ го государства, письменности, культуры, искусства, экономики, общественного уклада жизни и воспитания формировалась под сенью Православия.

Именно от христианского воспитания подрастающего поколения будет зависеть будущее нации, особенно от того, какие идеалы, духовные ориентиры и ценности будут заложены через воспитание в детях. Сейчас всех нас волнует то, при каких условиях можно духовно и нравственно оздоровиться, возродиться, и особенно семье, как основе воспитания детей, основе общества, основе церков­ ного организма.


Причины, затрудняющие христианское воспитание детей

В ХХ веке Российскому обществу был нанесён колоссальный урон в сфе­ре - духовно-нравственной жизни трёх поколений страны. Последствия идеоло­ гической борьбы с Церковью и принятые в духе такой политики законы: «Об отделение Церкви от Государства и школы от Церкви», «О светском характере государственной школы и образования», резко отразились на характере семейно­ го воспитания, содержании школьного обучения и направленности образования подрастающих поколений. Последствия этой борьбы ощутимы до сих пор. Вот ряд причин затрудняющих христианское воспитание нынешних детей в семье.

1. Произошла утрата понимания семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направлен­ных на установление духовной общности с детьми.

2. Совершившееся ранее Таинство Крещения без предварительной подго­товки (оглашения) большинства населения взрослых и восприемников детей, ли­ шило их мотивации на важность церковной жизни и христианского воспитания детей, привело к отсутствию у большинства сегодняшних родителей собственного христианского воспитания, должной меры церковности и воспитания детей в правосл вном духе.

3. Большинство сегодняшних православных родителей воспитывались в не­церковных, безукладных советских семьях. Начав свое воцерковление в зрелом возрасте они не имеют опыта собственного церковного дететва, опыта духовной жизни и знаний, необходимых для воцерковления собственных детей.

Особую тревогу вызывает массовая увлеченность людей электронно-сете­вым общением, компьютерными играми, игровыми автоматами и прочими элек­тронно-сетевыми увлечениями. От всего этого многие впадают в прямую зави­симость духовно-повреждающего характера, утрачивают способность восприни­мать истинные духовные ценности и отпадают от Церкви.

На сегодняшний день существует серьёзнейшая проблема духовно-педа­гогического характера. Огромный процент крещеных детей (и чем старше, тем больше), увлекаясь водоворотом мирской современной жизни настолько, что часть из них погибает духовно и нравственно, а часть даже физически, так и не прививаются к Церкви.

Еще в начале ХХ века протопресвитер Василий Зеньковекий говорил: «Го­родская жизнь настолько интересна и разнообразна, так влечет к себе, что, чтобы удержать ребенка не только в Церкви, но и в семье, нужно наполнить её очень богатой и интересной внутренней жизнью» 1. Чтобы приостановить этот процесс и не потерять наших детей для Церкви, Отечества и спасения, дело христианского воспитания с младенчества должно стать самым важным и первоочередным. «Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем» 2.

Утрата преемства отечественных традиций духовно-нравственного, а по существу, христианского воспитания в семье, школе и гражданском обществе, ещё более негативно может отразиться на нём. «Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского», - замечал столетие назад святой пра­ведный Иоанн Кронштадский 3. Поэтому именно христианским воспитанием, его испытанными ценностями и средствами, по слову свт. Феофана Затворника, мы должны предзанять души детей от всего чуждого и пагубного» 4.



1 Зеньковский В. В. прот. Педагогика. М.1996; с.154
2 Иоанн Златоуст свт. «Уроки о воспитании» Псково-Печерский монастырь; Паломник. 1994; с.4.
3 Иоанн Кронштадский, св. праведный. «Мысли христианина»; -М.2004; с. 202.
4 Свт. Феофан За­ творник «Православие и наука»; М.2005; с. 513.


Продолжение