Протоиерей Александр Зелененко
Мысли о важности и судьбоносности дела воспитания детей в мировой истории нам оставили многие: апостолы и святые отцы Церкви, философы всех времён и народов, выдающиеся педагоги, родители и учёные. Вот некоторые примеры из них, свидетельствующие об этом.
Воспитание, по слову святителя Филарета Московского (Дроздова) - самое святое дело из всех святых дел, которому должно быть уделено самое первостепенное место и значение в нашей жизни. А в нашей жизни всё получается наоборот; нет у нас другого дела, находящегося в таком упадке и небрежении, как дело воспитания подрастающего поколения, чудом удерживающегося ещё на матерях и самоотверженных педагогах.
«Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрываются семена будущего нашей Родины». (К. Д. Ушинский) «Чтобы реформировать мир, нужно реформировать воспитание». (Януш Корчак).
Воспитание должно иметь приоритет над образованием. Под его воздействием складывается как бы внутренняя форма человеческой личности. «Воспитание строит и создаёт человека, поэтому необычайно важно, кого, что и каким образом мы будем воспитывать». По замечательным словам Антуана де Сент-Экзюпери, «создает человека воспитание».
«Мир управляется из детской», - считает немецкий богослов Толук, говоря: «Мир не только строится в детской, но и разрушается из неё; здесь прокладывается не только путь спасения, но и погибели, при нашем содействии, безответственности или бездействии в воспитанию».
Процесс воспитания требует от детей и родителей христианского отноше ния друг к другу: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость ... И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:1, 4).
«Нет никакого высшего искусства, более важного и сложного, как искусство воспитания», - пишет святитель Иоанн Златоуст, и далее он же говорит:
«Мать, рождая дитя, даёт гражданина отечеству земному, воспитав христианина, даёт гражданина Отечеству Небесному - ангела; если не воспитает по-христиански, поступает хуже детоубийцы», ибо нехристианским характером воспитания уклоняет от спасительного пути христианской жизни душу ребёнка, и нет гарантии, что ребёнок сам обретёт его. Об этом строго предупреждает всех Господь: «И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы пoвecили ему мельничный жернов на шею и пoтoпили его во глубине морской» (Мф. 18:5-6). Поистине, «христианское воспитание, - по слову нашего современника, протоиерея Николая Винокурова, - бесценное, не земное сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям».
В них же судьба русского народа и судьба России. Если не будет происходить духовного и нравственного оздоровления нашего народа, как залог нашего возрождения, то неизбежно начнётся всё большее нравственное разложение, как признак нашего вырождения, ибо в духовно-нравственной жизни остановки быть не может. Или мы духовно возрастаем или деградируем. И верным показателем здесь служит состояние наших семей и детей. Так как дети свидетели характе ра жизни в семье. Христианское воспитание есть передовая борьбы за спасение детских душ.
Дело воспитания требует от взрослых людей высокой степени религиозно-нравственной ответственности, внутренней самоорганизации, жертвенной любви и самоотдачи на благо «малых сих» и непрестанного понуждения себя в деятельном служении им.
Продолжение