Протоиерей Александр Зелененко

Что есть всесторонне-развитая гармоничная личность

О цели воспитания ребёнка в православной традиции Что есть всесторонне-развитая гармоничная личность

Среди множества задач, стоящих сегодня перед нашим обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных духовных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в сфере воспитания детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов пока очень мало, по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание детям.

Воспитать духовно-нравственную личность, значит обрести в её лице – опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества.

Вопрос понимания цели воспитания очень важен, поскольку без знания её как главного ориентира теряется верная направленность и целеустремленность педагогического процесса. Без знания цели невозможно понимание сущности, смысла, ценности воспитания, его последовательных этапов, задач и конечного результата. Воспитание вообще, как таковое имеет место быть в том случае, когда процесс становления личности носит управляемый, контролируемый характер, когда люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а сообща, в соответствии с определенной целью и вытекающими из неё задачами.

Осознание истинной цели воспитания имеет принципиальное значение, в этом ошибаться опасно, а экспериментировать недопустимо. Цель воспитания тесно связана с целью жизни человека и подчинена ей, как меньшее - большему, как часть - целому, соотносясь с нею как эскиз и картина, а в иконографии – прорись иконы и написанная красками икона.

В чём цель человеческой жизни?

Высшая цель жизни открытая Богом для всех людей и на все времена – одна и неизменна. Христос говорит: «Я всем хочу спасения и прихода в разум истины» (см. Ин. 3:15), «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16) – не обретет жизни вечной в Царствии Небесном.

Цель земной жизни человека, как ее конечный результат – лежит за её пределами – в жизни вечной. Ибо дар человеческой жизни – есть дар не земной, а вечной жизни для бессмертной человеческой души (см. Рим. 6:23). И потому, достичь вечноблаженной жизни с Богом, в Его Царстве любви, славы и блаженства, как наивысшей ценности для человека, и есть та заветная цель, к которой призывает всех Христос, желающий, «…чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

Цель же жизни достижима при условии воплощения главного смысла ее, который заключается в непрестанном возрастании в любви к Богу и людям: «Возлюби Господа Бога Твоего…, и ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 30-31). Пример всесовершенной жертвенной любви дал Сам Спаситель, пойдя на крестные страдания ради спасения всех людей (см. Ин. 13:15). Поэтому, смысл жизни (без которого недостижима цель) человека – в Богоуподоблении. «Подобны будьте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16).

Временем и характером воспитания, как процессом становления и предуготовления человека к будущей самостоятельной (семейной и общественной жизни), а затем и к вечной жизни, задаётся направление всей последующей жизни. От ее характера и направленности, будет зависеть и конечный результат, - ответ пред Богом и участь души за гробом. Важно, чтобы воспитание и последующая жизнь были ориентированы на христианские ценности, имели богоугодный характер с возрастанием в любви к Богу и людям.

Некоторые матери главное внимание обращают на то, чтобы дети хорошо питались, одевались, ни в чём не нуждались и выросли физически здоровыми. Другие родители стараются более всего дать детям хорошее интеллектуальное образование. Третьи прилагают особые усилия, чтобы развить в детях таланты, способности и природные дарования, забывая, что они Богом даны для самоутверждения, а исполнения долга: сыновнего и дочернего, братско-сестринского, супружеского, родительского, профессионального, патриотического и христианского.

У православных христиан первой и основной целью воспитания является забота о том, чтобы дети выросли непоколебимыми в христианской вере, верными чадами Божьими, живыми членами святой Церкви. Так, чтобы в душе их по слову апостола Павла «изобразился Христос» (см. Гал. 4:19). Чтобы более всего в земной жизни они предпочли и возлюбили Бога, так же «ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22:37-40), а целью своей жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, имели «стяжание (преумножение) Святаго Духа Божьего» во спасение души.

Утрата преемства отечественных традиций духовно-нравственного, а по существу, христианского воспитания в семье, школе и гражданском обществе, ещё более негативно может отразиться на нём. «Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского» – замечал более столетия назад святой праведный Иоанн Кронштадтский1. Именно христианским воспитанием, по слову свт. Феофана Затворника, мы должны предзанять души детей (от всего чуждого и пагубного), от чего будет зависеть не только наше будущее, но и настоящее, и особенно наше вечное будущее, и наших детей»2.

Педагогика, как и любая другая наука, имеет свои основные категории и понятия. Исходными категориями православной педагогики являются понятия главного ее предмета и цели. Между этими категориями выстраивается траектория всего педагогического процесса.

Главный предмет православной педагогики — ребенок, развивающаяся богоподобная личность, призванная через земную жизнь достичь благой вечной жизни, с присущими ей индивидуальными (наследственными, психовозрастными, половыми и прочими) особенностями.

Ее главной целью является целостное становление личности ребенка как христианина, семьянина и гражданина с укоренением в лоне святой Церкви, (в церковном укладе) и непрестанном совершен¬ствовании (богоуподоблении) жизнью во Христе на пути спасения.

По своей направленности православная педагогика есть детовождение на пути ко Христу и во Христе — через веру и благочестивую церковную жизнь. Сущность же педагогики — душеспасительное попечение и служение больших меньшим, сильных слабым.

Назначение её — содействие раскрытию, развитию и преумножению Богом дарованных личности талантов, свойств и добродетельных качеств, в период ее становления.

Чтобы это осуществлялось в процессе воспитания, важно правильное расположение ценностных приоритетов в сознании воспитателей, с учётом истинного знания о человеческой природе, имеющей иерархический строй и порядок.

Каковы же уровни воспитания
человеческой личности в иерархическом порядке?

Человеческая личность построена иерархично – дух, душа, тело, поэтому и воспитание ее должно идти в нескольких иерархически-связанных направлениях.

Дух является - главной ведущей и управляющей силой человека;
Душа — воспринимающей и познающей, (в себе хранящей и синтезирующей) силой (или свойством) человека;
Тело — служебным органом разумно–свободной души, воплощающим ее желания.

Вершиной данной иерархии является дух, следовательно, духовное (синоним верховное) воспитание доминирует над другими; все остальные направления воспитания личности имеют соподчиненное значение и призваны помогать развитию основного личностного начала - духовной жизни.

Интересные мысли об иерархическом устроении человека и вытекающем из этого педагогическом подходе мы находим в работе доктора богословия и педагога рубежа 19-20 века Маркелина Алексеевича Олесницкого.

«Всякий человек по своей Богозданной природе, призванной к блаженству в Богообщении, стремится обрести совершенную радость, высокое удовлетворение и счастье в земных вещах, порой, не осознавая сути этого замещения. Истинное же человеческое счастье обусловлено развитием в человеке не некоторых только сил, а всех без исключения - и высших, и низших, потому истинное счастье зависит от близости к Источнику всех благ, к Богу, обретаемое как блаженство, через Богоуподобление в добродетели вплоть до Богоединения.

Человек достигает истинного счастья, развивая свои способности и потребности лишь удовлетворяя их в иерархическом порядке. Ибо вне ценностной иерархии (соподчинения низших высшим), нет порядка и гармонии.

Низшей является способность животной жизни и животных потребностей и удовлетворений (есть, пить, спать, сохранять жизнь, биологический вид через продление рода и трудиться для самообеспечения). Их должно обеспечивать физическое и трудовое воспитание.

Выше физических и трудовых потребностей и удовлетворений стоят потребности и удовлетворения эстетические, выражающиеся в удовлетворении чувств (прекрасного, красоты, добра и гармонии). Эти потребности должны развиваться посредством эстетического воспитания.

Еще выше потребности и удовлетворения умственные (или интеллектуальные), способные к самообогащению познанием, ведением, выводя человека из тьмы неведения к просвещению, к свету разума и правильному уразумению вещей и явлений, которые удовлетворяются воспитанием умственным.

Выше предыдущих потребности и удовлетворения нравственные, испытываемые нами в силу способности вступать в дружелюбные отношения к ближним, почитать и любить их, бескорыстно делать им добро, а также везде и во всем поступать справедливо и по совести. Раскрыть их призвано нравственное воспитание.

Наконец, самая наивысшая в нас потребность религиозная – быть в единении духовном с Богом, приносящая высшее удовлетворение вплоть до блаженства, с которым не может сравниться никакое земное счастье. Эта потребность выражается в признании Божества, доверии Ему, жажды Богообщения, Богопознания, Богопочитания и стремлении к Богоуподоблению в добродетели до единения с Ним (см. Ин. 15:4-6). Развивать и совершенствовать эту потребность призвано религиозное воспитание через правильно устроенную духовная жизнь в церковном укладе.

Все эти личностные способности с проистекающими из них потребностями должны быть развиваемы и удовлетворяемы в человеке в иерархическом единстве и порядке, с соблюдением двух важнейших условий:
Ни одна из этих вышеперечисленных способностей не должна быть пренебрегаема и безусловно приносима в жертву другой.

Каждую из этих способностей следует оценивать по её достоинству и месту, и потому низшая будет подчиняема высшей»
3.

Итак, главная цель воспитания человека должна быть полагаема не в теле (физическом и трудовом воспитании), не в чувствах (эстетическом), не в уме (умственном), а в центральной и высшей сфере человеческого духа (духовно-нравственном или религиозном воспитании). Следовательно, все силы и способности, имеющиеся в человеке, должны находиться в служебном отношении к Духу Божию в человеке, получаемому и хранимому в процессе воспитания и дальнейшей жизни, по слову апостола Павла: «Разве не знаете, что вы есть храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (см.: 1 Кор. 3,16-17; 6, 19).

Кратко и ясно о цели христианского воспитания в XIX веке писал архиепископ Могилёвский Евсевий: «Воспитание для земли и воспитание для неба нераздельно связаны между собою…», как двуединая цель христианской педагогики. «Как член гражданского общества человек должен возрастать для круга общественной деятельности, к которой Бог призывает его; а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды… Главного и последнего нашего назначения мы можем достигнуть только верным исполнением Евангельских Заповедей, повседневных наших обязанностей в настоящей жизни по мере дарованных нам сил»4. Итак, цель воспитания в том, чтобы воспитать целостную, всесторонне развитую, гармоничную личность, способную через благочестивую земную жизнь достичь вечной жизни с Господом.

Такое воспитание личности имеет несколько уровней:

духовный или религиозный: воспитание христианина в семье и церковной среде;

нравственный: воспитание семьянина через уклад семейной жизни, несущей в себе большой духовно-нравственный потенциал при наличии у домочадцев любви к Богу, Церкви, друг другу, к людям, Отечеству, с его национально-культурными особенностями, к окружающему природному миру, к своей профессиональной деятельности. О понимании, что есть воспитание духовно-нравственное пойдет речь ниже;

патриотический: воспитание гражданина-патриота, воина-защитника, любящего свой народ и своё Отечество;

культурный: воспитание в соответствии с культурно-историческим наследием страны проживания;

национальный: воспитание согласно этнической принадлежности, при котором ребенок осваивает мир родной культуры и развивается его национальное самосознание.

интеллектуальный: воспитание доброго ума и рассудительности;

эстетический: воспитание чувства прекрасного - красоты и гармонии;

трудовой: воспитание трудолюбия и профессиональных качеств и навыков;

физический: воспитание тела и необходимых для жизнедеятельности качеств (силы, гибкости, выносливости, координации).

Воспитание цельной, духовно-нравственной и всесторонне развитой личности осуществимо только в сотрудничестве семьи, школы, Церкви и государства. Если все участники этого процесса (родители, педагоги, пастыри и государственные чиновники) достигнут этого единства и воспитают детей достойными чадами своих родителей, Бога, Церкви и Отечества, то всё остальное приложится, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди (см. Мф. 6:33). Об этом же перед учением молятся дети: «…дабы, внимая пре¬подаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу»5.

Список использованной литературы:

Библия. М.:1992.
1 Иоанн Кронштадтский, св. праведный. Мысли христианина 2004 С. 202.
2 Феофан Затворник, еп. Путь ко спасению.- М., 1899. C. 342.
3 М.А. Олесницкий, проф. Киев. духов. акад. Курс педагогики : Руководство для жен. институтов и гимназий, для высш. курсов и для всех занимающихся воспитанием детей / Киев. 1885г. С. 42.
4 Русская педагогика в главнейших ее представителях: опыт историко-педагогической хрестоматии, 1898, с. 178.
5 Фрагмент из молитвы, читаемой детьми перед началом учения.