Протоиерей Александр Зелененко

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК МЕРА ДУХОВНОЙ ЗРЕЛОСТИ
БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ПРИЧИНА СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА

Современный мир, не исключая и христиан, болен параличом безответственности. Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитация традиционных Православно-Российских ценностей и высоких патриотических идей по вине «человеческого фактора» - все это следствие утраты ответственности.

Этимология слова «ответственность» проста и ясна. Быть ответственным означает держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное.

Слово «ответственность» в своем значении многогранно и имеет очень много оттенков. Надежного, заслуживающего уважения и сотрудничества человека называют «ответственным». Под ответственностью также подразумевают подотчетность религиозную (Богу и духовному отцу), нравственную (перед совестью и людьми), юридическую (перед государственным законом), финансовую, должностную и т.д.

Существует ответственность за дела, исполненные и неисполненные; за слова и желания, происходящие в человеке сознательно и бессознательно; и за всю прожитую нравственно и безнравственно жизнь.

Ответственность – это ответ человека на призывающую благодать Божию.

Нравственная ответственность – это внутренняя отчетность человека за все то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных отношений, и поступков.

Осознать ответственность значит осознать, что я сам во многом являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, своих отношений с Богом, а также своих страданий, если они имеют место.

Реальное освобождение человека от власти своей греховности невозможно, если он не принимает ответственности за все, происходящее с ним и упорно обвиняет других людей и обстоятельства в причинах своих бед, поражений, грехопадений, страданий и скорбей.

Каждый человек ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность или нежелание действовать. Осознание значимости ответственности за свою жизнь, отношения и поведение имеет огромное значение для духовной жизни.

Почему именно сегодня эта проблема встала очень остро? В традиционных культурах существовали определенные рамки, сдерживающие нездоровые греховные проявления человеческой природы. Эти рамки касались буквально всего; социально-значимых уровней, вопросов жизненного выбора, договора, дружбы, любви, семейных отношений и др. Если существовала дружба, то ее понимание не размывалось; если дружба – то верность, взаимопомощь до смерти: «Сам погибай, а товарища выручай». Если происходил выбор ремесла, профессии, то человек всю жизнь хранил верность избранному, и только в самом крайнем случае глубоко переосмыслив, ответственно и благословясь, мог избрать иной путь.

Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в безстержневой, духовно безграмотной, безукладной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, преемство, обычаи, границы любого рода – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы.

Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и даже церковной жизни.

В современной семейной жизни, встреча двух людей, которые ответственны, дорожат отношениями, умеют их хранить от бурь и невзгод, воистину радость и редкость несказанная. Сегодня редко можно повстречать семью, где родители в присутствии детей воздерживались бы от ругани, скандалов и ссор между собою, родственниками и соседями.

В школах и учебных учреждениях школьниками и студентами называют учителей унизительными именами и кличками, в присутствии их позволяют вульгарные слова и панибратские отношения. Ярким символом безрамочной, вседозволенной школьной жизни является упразднение школьной формы, традиционных русских праздников, народных и культурных обычаев Руси. Наш философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось и чувство ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершенное. Это чувство есть вернейший признак духовности».

В Священном Писании Бог являет Себя как Существо в высшей степени ответственное за Себя и Свое творение. Господь с полной ответственностью сообщает нам о том, что Он думает, чувствует, о чем печется, что допустимо, а что недопустимо с Его точки зрения, что Ему нравится, что нет. Он определяет Себя как Существо отдельное от акта Своего творения и от нас. Он сообщает нам, что Он – Любовь, Истина и Свет.

Христиане призваны к уподоблению Христу, обретению доброго нрава, обретению тех же свойств, которые имеет Господь. Человек создан по образу и подобию Божию, но Божественный образ затемнен у него грехом.

Ответственность, наряду с такими Божественными свойствами как простота, любовь, доброта, была изначально заложена Богом в естество человека. Ослушание и последовавшее грехопадение – безответственный по отношению к себе самому поступок первого человека, груз которого мы несем в веках, передавая это наследство последующим поколениям.

Чувство ответственности, вложенное в природу человека Богом, исказилось грехом. Господь наш, Бог Всемогущий и Любящий Отец, явил образец полноты ответственности. Создавая человека свободным, Бог по всеведению Своему знал, что эта свобода может быть использована человеком во зло себе самому. И поэтому к созданию свободного человека Господь отнесся очень ответственно. Еще до сотворения мира в Предвечном Совете было принято решение о ниспослании Единородного Сына Божия для искупления человека, которого Он наделил такими уподобляющими Самому Богу свойствами, как разум и свобода.

В этом ниспослании Единородного Сына для искупления человечества видится великая Божественная ответственность за Свое творение. Без чувства ответственности невозможен и самый религиозный опыт. Вступая в сферу Божественного, человеку естественно собирать свои силы и относится критически к своим слабостям, неумениям и неспособностям: он становится благоговеен, а потому осторожен и совестлив, может быть, даже до робости; он боится не увидеть, не постигнуть, стать помехой, исказить. Он взыскивает с себя, помнит свою малость и величие своего Предмета; и все это выражается в повышенном чувстве ответственности.

Безответственность – это отпадение от одного из свойств Божиих, от образа нравственного отношения ко всем и всегда, преподанного Спасителем. Вирус безответственности, распространяющийся среди людей, породил главный синдром современности – халтуру. Огромное количество современных людей, включая тех, кто так или иначе причастны к труду в церковных организациях, храмах, монастырях, поражены нежеланием прилагать разум и сердце к собственному труду.

Халтура – это синоним безответственности и равнодушия. И порождается она в наших детях нашей же собственной педагогической, воспитательной халтурой, халтурным отношением к нашим христианским обязанностям. Ребенку свойственно стремиться к радостному труду, его душе свойственно стремиться к радостному труду, его душе свойственно исполнять порученное, ликуя о лучшем и исправляя худшее. Лишь равнодушие родителя, невнимание педагога и насмешки сверстников, уже пораженных заразой безответственности, могут отвратить юное существо от стремления к созданию великого, торжественного, глубокого и подлинного.

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только захочет этого всем своим существом. Все мы знаем ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет святых подвижников и чудес как прежде?» - «Потому, что нет сейчас той решимости жить по Богу». В этом контексте понятия решимость и ответственность чрезвычайно близки.

Безответственностью можно считать то, что у святых отцов называется отказом от несения своего жизненного креста. Для всех людей еще сто лет назад было совершенно очевидно, что само принятие креста Христова и следование по жизни за Христом – ответственный шаг, который делается раз и навсегда. Сбрасывание с себя креста, уход от своего креста есть предательство. Предательство, по всей видимости, это противоположность ответственности.

Итак, предательство есть безответственность, тогда как терпеливое крестоношение на святоотеческом языке означает ответственность.

Быть ответственным намного легче. Какими бы странными ни показались эти слова, но ответственным оставаться намного легче, чем быть разболтанным и безалаберным. Ответственность активизирует свободу личного выбора, раскрывает всю полноту творческого потенциала человека, указывает на то, что уже не перебросить на плечи другого и не переложить на рабочий стол сотрудника. Великое понимание ответственности дарует человеку осознание креста, который всякий несет по жизни сам и без которого жизнь умирает и растворяется в небытии.

Ответственность – это Божественное поручение и поставленная Богом задача. Это фактически Его приглашение к деятельному сотрудничеству.

Задумайтесь только, как величественно и прекрасно, торжественно и вдохновенно звучит призыв о несении ответственности за все творимое нами на жизненном пути!

Хотелось бы задать читателям ряд вопросов для самих себя, как тест на собственную меру ответственности:
1. Насколько я осознаю грехом невыполненные мною обещания другим людям. Часто ли бывает, что пообещаю кому-либо и не выполняю, а потом ищу себе оправдание?
2. Раньше, до моего прихода к вере – «я грешил по неведению, а теперь верую, ведаю… и грешу; каюсь и грешу.
3. Знаю, что хорошо не опаздывать, приходить вовремя - и вечно опаздываю?
4. По каким критериям окружающие могут догадаться, что я – христианин?
5. Насколько легко соглашаюсь быть крестным отцом или матерью другому человеку?
6. Как быстро я начинаю исправлять свое поведение, осознав собственную неправоту?
7. Способен ли я принять ответственность за все конфликты, нестроения и скорби в моей личной жизни?
8. Способны ли, и в какой мере, другие люди поверить мне, и положиться на меня?
9. Стараюсь ли я быть примером для подражания собственным детям, крестникам, ученикам и окружающим меня людям?
10. Имею ли я искреннее желание по окончанию учёбы в приходской школе послужить Церкви в любом качестве: экскурсовода, воспитателя у детей, консультанта в храме, катехизатора или в любом другом качестве?
11. Насколько я осознаю грехом взятые на то или иное дело и не исполненные священнические благословения?
12. Имею ли я благодарность Богу и моим наставникам в непрестанно получаемых от них благах и духовной помощи?
13. Насколько я осознаю грехом взятые или занятые мною, на то или иное дело деньги, но потраченные не на то, и иным образом.
14. Насколько я осознаю грехом взятые мною на время книги (какие-либо вещи), с обещанием вернуть в срок и годами не отдаю или забыл вернуть?
15. Легко ли я соглашаюсь с обличением со стороны, в моей неправоте?