Андрей и Мария Максимовы

Не успели пройти Святки... а мы уже думаем о лете. И наш туристский клуб "Путь" снова собирается оставить на время родную Одессу для крымских горных тропинок. Размышляя об особенностях подготовки такого очень серьезного (правда) дела, мы решили написать памятку - для тех, кто совершает поездки с детскими группами. Может, наш опыт кому-то пригодится. А может, вы и улыбнетесь вместе с нами... Не зря же мы так назвали наш материал.

Итак... Начали!

1. Цель.

Вначале необходимо четко уяснить для себя цель поездки. Сюжет поездки может быть экскурсионным, либо паломническим, либо сочетать в себе разные «жанры». От этого зависит построение маршрута.

Но необходимо всегда помнить о сверхцели каждой поездки с детьми – педагогической. Это – основная цель любого дела, которое делают взрослые вместе с детьми. Ведь ни одна экскурсия по самому интересному маршруту не достигнет своей цели, если в группе не будет дисциплины, послушания, взаимоуважения, хороших товарищеских отношений.

2. Численность группы.

Если вы едете впервые, хорошо взять небольшую группу. Для большой нужен крепкий, надежный вожатский состав. В такой – большой – группе обязательно нужно делить народ на отряды, по 7-8 человек, в каждом из которых должно быть обязательно двое вожатых – мужского и женского пола, из состава родителей или стажеров. Оптимальный вариант для первой поездки – 2 таких отряда. Конечно, есть масса вариантов – и детские «тройки» с одним вожатым, и другие. Но нужно учитывать следующее: желательно, чтобы родители и их собственные дети не были в одном отряде. Друзей и подружек, братьев и сестер (если они составляют неработоспособные группировки) тоже стоит разделить, во избежание так называемой корпоративности. Дети, у которых сложились определенные стереотипы общения в семье, во дворе, в классе и т.д., приносят их в группу, а это не всегда хорошо. Неплохо действует фраза: «Вас разлучают не навек». Она частенько вызывает улыбку, и народ смиряется с нахождением «не вместе, а рядом».

Примечание.

В нашем турклубе «Путь» есть такая хорошая традиция: при подготовке к поездке мы устраиваем родительское собрание, иногда – вместе с детьми, и всех родителей, друзей и родных, желающих поехать с нами, мы предупреждаем о том, что любой взрослый участник поездки автоматически включается в Совет вожатых. Ни один взрослый не едет в наши «детские» поездки отдыхать: это, как правило, мешает работе с группой. Что касается вероисповедания, то мы стараемся подбирать православных вожатых. Помимо этого, у всех вожатых должна быть одинаковая, как мы это называем, аксиоматика. Все они должны быть согласны с правилами клубной жизни и соблюдать их. Наиболее часто вожатые назначаются из состава старших ребят и родителей (за редким исключением, выбираются опытные, но возможно и посвящение в вожатые тех, у кого данная поездка является первой, если мы видим их педагогические наклонности). Начиная с 15 лет член клуба уже может быть посвящен в вожатые и введен в Совет.

3. Возрастной состав.

Если поездка – семейная, дети могут быть любого возраста (имеется в виду нижняя граница). У нас в лес благополучно ездят одно-и двухмесячные младенцы с мамами и папами. Отдельного внимания заслуживают особенности питания таких малышей, но при условии грудного вскармливания для малыша дом – там же, где и мама, а вместо купания отлично используются «мокрые» салфетки, которых должен быть, конечно, порядочный запас.

Что касается ребят 4-7 лет, то понятно, что они не войдут в общий состав. У нас для такого народца формируется отдельный отряд, куда входят также родители, бабушки и так далее – в зависимости от возраста ребятишек. Летом 2013 года отряд малышей назывался «Фиксики». Были у нас и «Смешарики» -- все это зависит часто от популярности тех или иных героев.

Если же в составе группы нет малышей, а есть ребята, которых отпустили родители, и они поехали самостоятельно, то мы обычно формируем разновозрастные отряды. В нашем клубе обычный возраст для участия в поездках составляет от 9 до 14 лет.

4. Принципы отбора участников.

При определении состава мы ни в коем случае не руководствуемся принципом «едут все желающие». Обязательно должен быть отбор. Критериями отбора у нас являются: участие в подготовке (тренировки, сборы групп), товарищеские качества (хорошо провести в течение года несколько раз социо-и референтометрию, о них см. Примечание), поведение дома, успеваемость и поведение в школах (как в воскресной, так и в мирской). Будучи людьми православными, мы считаем, что все эти критерии очень важны, что человек должен везде быть самим собой и работать над собой – и в школе, и дома, и в храме. Кроме этого, такой контроль помогает детям понять, что поездка – дело серьезное, и готовиться к ней надо.

Примечание.

Социометрия и референтометрия. Это простейшие исследования, которые могут быть проведены в группе для более глубокого изучения взаимоотношений между детьми.

Перед детьми ставится, скажем, такой вопрос:

«С кем из группы ты хотел бы сидеть за одной партой?»

Себя, конечно, не называют. Дети пишут имена на листиках и сдают вожатому, а он составляет – уже для себя – таблицу, содержание которой не имеет права разглашать никому, кроме священника и Совета вожатых.

В таблице отмечается, кто кого из ребят назвал. Например, в группе 5 человек: Вова, Петя, Вася, Света и Катя. Мы видим, что Петя в группе пользуется симпатией как среди мальчиков, так и среди девочек: его назвали все четверо. Сам же он предпочитает сидеть с девочками. Кто знает, может быть, ему так спокойнее, а может, рассчитывает на помощь во время уроков? Вася же получил только один выбор – но зато от Кати, которую выбрал и сам. Зато Вова – типичный, как говорят, «аутсайдер»: ни одного выбора.Теперь Совету вожатых уже предстоит работа – учесть, как говорил А.С.Макаренко, «узы дружбы и бездны ненависти» при формировании составов купе, палаток, дежурных бригад и разведочных групп.

Кстати, для выявления деловых качеств используется уже референтометрия: испытание проводится по той же схеме, но вопрос ставится другой. Например, такой: «Кому бы ты доверил на полдня понянчить свою маленькую сестру?»

При этом мы видим, что приоритеты выявляются разные.

Так мы узнаем, за что ребята в группе ценят одних, а за что – других.

Далее. Очень важно уметь сказать «нет»! Можно набрать огромную толпу из «всех желающих» – и безнадежно испортить поездку. Поэтому советуем очень внимательно подумать, кого из детей и почему берем именно в эту поездку, кто может быть полезен группе, а кого берут потому, что группа ему полезна.

При этом надо всегда помнить, что никакая социометрия не является догмой, и что в условиях поездки, лагеря, перехода дети обнаруживают порой такие черты характера, особенности поведения и отношения к другим участникам, про которые они сами даже и не подозревали.

Попросив прощения за такое практическое отступление от темы, вернемся снова непосредственно к вопросам организации поездки.

5. Разведка места, куда собрались ехать.

Как правило, проводится за несколько недель до самой поездки.

Что важно учитывать:

1) Транспорт. Конечно, свой автобус – штука заманчивая. Но поездка на поезде к месту назначения имеет следующие неоспоримые преимущества:

а) в поезде можно нормально выспаться (организация отбоя – дело Совета вожатых, конечно);

б) в поезде дети, как правило, не укачиваются, не отекают ноги, не болит спина;

в) «проблема туалета» решается намного проще;

г) можно устроить общую трапезу (в одной плацкарте дежурные готовят есть, а потом разносят всем, или же обитатели других плацкарт сами приходят и забирают порции); д) и самое главное – все на виду, можно собраться и попеть, потолковать по душам, устроить общий сбор или посиделки по отрядам, не шумит и не мешает говорить мотор…

Словом, есть несомненный смысл в том, чтобы проехать на поезде как можно ближе к месту назначения, а потом уже пересаживаться на маршрутки и автобусы (кстати, их можно и заказать на месте либо заранее).

2) Маршрут. Святые места, исторические места и просто красивые места. Можно обосноваться в одной точке и делать из нее однодневные и полудневные выезды (полудневные – для того, чтобы когда-нибудь освободить вторую половину дня для КВН-а, «разбора полетов», общих игр или тематического вечера, а то и просто дружеских посиделок): это называется «звездный» маршрут или «лучики». Можно половину срока поездки жить в одном месте, а потом перебраться в другое, и обе половинки провести по той же «звездной» схеме. Можно в один и тот же день разделиться по отрядам и отправиться на полдня в разные стороны, а вечером устроить обмен впечатлениями – в виде викторины, игры, просто рассказов об увиденном или даже выпуска газет. В 2006 году во время поездки в Почаев мы организовали такой выезд-выход в Кременецкий монастырь. Часть ребят – наиболее подготовленных – с руководителем совершила пеший переход в Кременец из Почаева (30 км!), а младший состав с мамами – поехал туда же на маршутке. Там встретились, поклонились святыням монастыря и отправились «домой» -- в почаевскую паломническую гостиницу.

3) Близость храма, где можно было бы побывать на службе, а может быть, и причаститься, или заказать молебен (скажем, об оставшихся дома).

4) Быт. Цены на жилье, условия проживания, распорядок работы паломнических и иных гостиниц, их расположение по отношению к транспорту. Все это достаточно легко узнается при помощи интернета и телефонных звонков до отъезда.

5) «Где какая рыба… и почем.» (Кто помнит фильм «Точка, точка, запятая…»?) Какие продукты брать с собой из дому, что закупать на месте, примерное меню (основные приемы пищи и так называемые перекусы), какие есть рынки и магазины, а при необходимости – доступные кафе, цены в них, расписание работы, перерывы и выходные. Где готовить, где хранить запасы. Есть смысл даже заранее познакомиться с продавцами, взять их телефонные номера.

6) Море. Пишем о нем, потому что в основном ездим в Крым. Хотя, конечно, почти в любой поездке можно и нужно предусмотреть какой-то выход или выезд в природу (в Карпатах и в Крыму – например – восхождение на небольшую вершину вполне возможно). Но крымское море – это особая статья, посему надо обязательно выбраться на пляж хотя бы один разочек. Не забудьте о правилах техники безопасности при купании и нахождении на жарком солнце!

7) После разведки важно собрать Совет вожатых (или тот орган управления поездкой, который у вас существует), рассказать людям все, что узнали в разведке, спланировать то, что можно спланировать.

6. Распределение обязанностей.

Очень хорошо, когда в группе есть священнослужитель. (Он может как являться, так и не являться руководителем поездки.) В любом случае, руководитель в группе – один. Единоначалие и послушание ему являются одним из важных моментов, обезпечивающих дисциплину в группе. Если, помимо него, в группе есть священник, руководитель принимает важные решения по его благословению.

Далее. Совет вожатых (или иной орган управления). В него входят, помимо вожатых, так называемые специалисты: медик, завхоз (келарь), казначей. Могут быть и другие – например, ремонтник (некий папа или старший брат, под руководством которого все поломанное как-то само собой чинится – а помогают ему, конечно, ребята), или фотограф (ответственный за фоторепортаж о поездке). Непременно – медработник. Несмотря на то, что, работая с детьми, поневоле делаешься немного доктором, лучше, когда в группе есть специалист. При этом детей нужно обязать сообщать о порезах-царапинах, а также об ухудшении самочувствия (особенно расстройствах пищеварения!), как можно скорее. А вожатых – контролировать состояние здоровья ребят. Есть у туристов пословица: «Каждая царапина на твоем теле – это килограммы на плечах твоих товарищей.» Надо учить детей быть внимательными к состоянию своему и ближних. Это поможет им в дальнейшей жизни.

Примечание. Базовая аптека должна быть подготовлена заранее. Важно, знать, у кого из членов группы есть «свои» заболевания – аллергия, скажем, или запрет на ношение тяжелого груза, какие-то ограничения в питании и т.п. Все это выясняется заблаговременно на родительском собрании.

Такие специалисты – обязательно – взрослые. При этом вожатыми они не должны являться: у них будет предостаточно забот.

Подчиняются они только руководителю.

7. Наш взгляд на распорядок дня – и мелкие подробности, без которых не обойтись.

И подъем, и отбой должны быть СТРОГО ОТРЕГУЛИРОВАНЫ.

Сразу после подъема – минут 20 на умывание и приведение в порядок комнат (палаток). Хорошо посылать дежурный отряд с проверкой, где, что и как убрано. О поощрениях и наказаниях следует тоже подумать.

После этого - утреннее молитвенное правило. ЛУЧШЕ ОБЩЕЕ. Лучше, когда его читает дежурный отряд, а в самом отряде распределены молитвы – кто какую будет читать. Потом – линейка и объявление планов на день. Все это мобилизует, приводит в рабочее состояние.

Дальше режим дня мы не расписываем, так как каждая поездка отличается от другой, скажем лишь, что ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРИЕМА ПИЩИ надо чистить зубы. Это существенно уменьшает риск заболеваний в группе. Не верите – почитайте книги по подготовке разведчиков (не скаутов, а военных). Кроме этого, состояние детей после чистки зубов – значительно более работоспособное, нежели без таковой.

Мыло в поездку лучше брать жидкое – оно не так вредит природе, а еще им можно полоскать горло и нос и даже чистить зубы (если выбрать со вкусным запахом) – в качестве профилактики простудных заболеваний. Этот метод выглядит экстремальным, но мы проверяли его в течение многих лет, и он хорошо себя оправдал.

Вечером – лучше перед ужином, а не после – вечернее молитвенное правило (пока дети еще не утратили собранности). Линейка с подведением итогов дня, а также поощрением отличившихся за день участников. Наказания… иногда наказывать приходится на месте «преступления», иногда на той же вечерней линейке.

Очень важная вещь – послеобеденный тихий час. Можно поспать, можно просто полежать, можно почитать, но НЕЛЬЗЯ РАЗГОВАРИВАТЬ. У нас попытка побеседовать во время тихого часа или после отбоя наказывается 100 приседаниями, или 20 отжиманиями, или еще как-то по-спортивному. Это помогает лишней энергии выйти из человека, и у желание побаловаться сразу идет на убыль. Кстати, хорошо действует такая фраза, когда кто-то упорно стремится занять всех своей беседой: «Все молчат! Говорит один Сережа!» «Сережа» (или кто-то другой), как правило, тут же замолкает, и воцаряется желанная тишина.

Еще одна важная подробность. НЕВЫСПАВШИЙСЯ РУКОВОДИТЕЛЬ – не самый хороший руководитель. А, как правило, именно руководитель и его заместитель позже всех ложатся спать и раньше всех встают. Поэтому нужно дать им возможность хотя бы полчаса-час полежать днем, а то и поспать. Бодрый начальник, как правило, и добрый начальник (простите за каламбур), и принимает более разумные решения. Говорим это как руководители с более чем 20-летним стажем!  Важно, чтобы либо руководитель, либо зам (даже во время тихого часа) бодрствовал, то есть отдыхать им нужно попеременно. Опыт показал, что самые большие неприятности происходят, как правило, когда все руководители – сонные (ночь в виду не имеется).

Грязное белье. В буквальном смысле слова. Перед отправлением в путь нужно обязательно рассказать детям, как упаковывать вещи – для грязных вещей должны быть отдельные полиэтиленовые пакеты. А вожатые во время поездки должны следить, чтобы народ стирал свои мелкие вещи (если такая возможность есть) и чтобы в храм и на экскурсию одевались чисто.
Плохая погода приходит внезапно, потому важно иметь запас чистых вещей на случай дождя. Очень важный вопрос – как и где сушить вещи.

8. Как занять досуг? (Если, например, на улице дождь, или же есть какая-то другая причина отменить выезды-выходы.)

1) КВН на тему поездки (викторина).

2) Конкурсы (например, даже на лучшую фотографию от отряда).

3) Общие игры.

4) Чтение вслух с последующим обсуждением, всей группой или по отрядам.

5) Дети нынешние, увы, не умеют излагать свои мысли на бумаге. Можно поставить перед ними задачу – описать экскурсию предыдущего дня. Вместе составить план, потом прочесть вслух, обсудить.

Есть огромный арсенал занятий, их список можно найти в сети и выбрать для себя наиболее подходящие по профилю поездки и возрасту участников.

9. Очень важно проводить с ребятами беседы по Закону Божию, чтение Евангелия с объяснением, рассказать об основных молитвах и т.д. – что благословят перед поездкой.

10. Мобильные телефоны. У руководителей они обязательно должны быть. А вот у детей – вовсе нет. Телефон может потеряться, разрядиться (особенно быстро это происходит в лесу), сломаться. Лучше перед отъездом дать родителям список из нескольких вожатских номеров, на которые (опять же в строго определенное время связи) они смогут звонить и беседовать со своими чадами. Есть еще одно неоспоримое (и едва ли не главное) преимущество «безтелефонной» поездки: дети учатся общению между собой и со взрослыми.

11. Особенности проживания в гостиницах. Если мы едем в лес, наш «дом», то есть палатка, едет с нами – в рюкзаке. Если же группа поселяется в гостинице, то никогда не известно, во всех ли номерах будут работать розетки, выключатели, водопроводные краны… Чтобы избежать возможных проблем с администрацией гостиницы, есть смысл сразу же, как только поселились, выделить из вожатского состава человека, который вместе с кем-то из толковых ребят пройдет по всем номерам и ЗАПИШЕТ имеющиеся неисправности, а затем пойдет к администратору – со списком и просьбой о починке.

В заключение пожелаем всем, решившимся на столь ответственный шаг – поездку с детской группой – Божией помощи в пути и благополучного возвращения!