Андрей и Мария Максимовы
Не успели пройти Святки... а мы уже думаем о лете. И наш туристский клуб "Путь" снова собирается оставить на время родную Одессу для крымских горных тропинок. Размышляя об особенностях подготовки такого очень серьезного (правда) дела, мы решили написать памятку - для тех, кто совершает поездки с детскими группами. Может, наш опыт кому-то пригодится. А может, вы и улыбнетесь вместе с нами... Не зря же мы так назвали наш материал.
Итак... Начали!
1. Цель.
Вначале необходимо четко уяснить для себя цель поездки. Сюжет поездки может быть экскурсионным, либо паломническим, либо сочетать в себе разные «жанры». От этого зависит построение маршрута.
Но необходимо всегда помнить о сверхцели каждой поездки с детьми – педагогической. Это – основная цель любого дела, которое делают взрослые вместе с детьми. Ведь ни одна экскурсия по самому интересному маршруту не достигнет своей цели, если в группе не будет дисциплины, послушания, взаимоуважения, хороших товарищеских отношений.
2. Численность группы.
Если вы едете впервые, хорошо взять небольшую группу. Для большой нужен крепкий, надежный вожатский состав. В такой – большой – группе обязательно нужно делить народ на отряды, по 7-8 человек, в каждом из которых должно быть обязательно двое вожатых – мужского и женского пола, из состава родителей или стажеров. Оптимальный вариант для первой поездки – 2 таких отряда. Конечно, есть масса вариантов – и детские «тройки» с одним вожатым, и другие. Но нужно учитывать следующее: желательно, чтобы родители и их собственные дети не были в одном отряде. Друзей и подружек, братьев и сестер (если они составляют неработоспособные группировки) тоже стоит разделить, во избежание так называемой корпоративности. Дети, у которых сложились определенные стереотипы общения в семье, во дворе, в классе и т.д., приносят их в группу, а это не всегда хорошо. Неплохо действует фраза: «Вас разлучают не навек». Она частенько вызывает улыбку, и народ смиряется с нахождением «не вместе, а рядом».
Примечание.
В нашем турклубе «Путь» есть такая хорошая традиция: при подготовке к поездке мы устраиваем родительское собрание, иногда – вместе с детьми, и всех родителей, друзей и родных, желающих поехать с нами, мы предупреждаем о том, что любой взрослый участник поездки автоматически включается в Совет вожатых. Ни один взрослый не едет в наши «детские» поездки отдыхать: это, как правило, мешает работе с группой. Что касается вероисповедания, то мы стараемся подбирать православных вожатых. Помимо этого, у всех вожатых должна быть одинаковая, как мы это называем, аксиоматика. Все они должны быть согласны с правилами клубной жизни и соблюдать их. Наиболее часто вожатые назначаются из состава старших ребят и родителей (за редким исключением, выбираются опытные, но возможно и посвящение в вожатые тех, у кого данная поездка является первой, если мы видим их педагогические наклонности). Начиная с 15 лет член клуба уже может быть посвящен в вожатые и введен в Совет.
3. Возрастной состав.
Если поездка – семейная, дети могут быть любого возраста (имеется в виду нижняя граница). У нас в лес благополучно ездят одно-и двухмесячные младенцы с мамами и папами. Отдельного внимания заслуживают особенности питания таких малышей, но при условии грудного вскармливания для малыша дом – там же, где и мама, а вместо купания отлично используются «мокрые» салфетки, которых должен быть, конечно, порядочный запас.
Что касается ребят 4-7 лет, то понятно, что они не войдут в общий состав. У нас для такого народца формируется отдельный отряд, куда входят также родители, бабушки и так далее – в зависимости от возраста ребятишек. Летом 2013 года отряд малышей назывался «Фиксики». Были у нас и «Смешарики» -- все это зависит часто от популярности тех или иных героев.
Если же в составе группы нет малышей, а есть ребята, которых отпустили родители, и они поехали самостоятельно, то мы обычно формируем разновозрастные отряды. В нашем клубе обычный возраст для участия в поездках составляет от 9 до 14 лет.
4. Принципы отбора участников.
При определении состава мы ни в коем случае не руководствуемся принципом «едут все желающие». Обязательно должен быть отбор. Критериями отбора у нас являются: участие в подготовке (тренировки, сборы групп), товарищеские качества (хорошо провести в течение года несколько раз социо-и референтометрию, о них см. Примечание), поведение дома, успеваемость и поведение в школах (как в воскресной, так и в мирской). Будучи людьми православными, мы считаем, что все эти критерии очень важны, что человек должен везде быть самим собой и работать над собой – и в школе, и дома, и в храме. Кроме этого, такой контроль помогает детям понять, что поездка – дело серьезное, и готовиться к ней надо.
Примечание.
Социометрия и референтометрия. Это простейшие исследования, которые могут быть проведены в группе для более глубокого изучения взаимоотношений между детьми.
Перед детьми ставится, скажем, такой вопрос:
«С кем из группы ты хотел бы сидеть за одной партой?»
Себя, конечно, не называют. Дети пишут имена на листиках и сдают вожатому, а он составляет – уже для себя – таблицу, содержание которой не имеет права разглашать никому, кроме священника и Совета вожатых.
В таблице отмечается, кто кого из ребят назвал. Например, в группе 5 человек: Вова, Петя, Вася, Света и Катя. Мы видим, что Петя в группе пользуется симпатией как среди мальчиков, так и среди девочек: его назвали все четверо. Сам же он предпочитает сидеть с девочками. Кто знает, может быть, ему так спокойнее, а может, рассчитывает на помощь во время уроков? Вася же получил только один выбор – но зато от Кати, которую выбрал и сам. Зато Вова – типичный, как говорят, «аутсайдер»: ни одного выбора.Теперь Совету вожатых уже предстоит работа – учесть, как говорил А.С.Макаренко, «узы дружбы и бездны ненависти» при формировании составов купе, палаток, дежурных бригад и разведочных групп.
Кстати, для выявления деловых качеств используется уже референтометрия: испытание проводится по той же схеме, но вопрос ставится другой. Например, такой: «Кому бы ты доверил на полдня понянчить свою маленькую сестру?»
При этом мы видим, что приоритеты выявляются разные.
Так мы узнаем, за что ребята в группе ценят одних, а за что – других.
Далее. Очень важно уметь сказать «нет»! Можно набрать огромную толпу из «всех желающих» – и безнадежно испортить поездку. Поэтому советуем очень внимательно подумать, кого из детей и почему берем именно в эту поездку, кто может быть полезен группе, а кого берут потому, что группа ему полезна.
При этом надо всегда помнить, что никакая социометрия не является догмой, и что в условиях поездки, лагеря, перехода дети обнаруживают порой такие черты характера, особенности поведения и отношения к другим участникам, про которые они сами даже и не подозревали.
Попросив прощения за такое практическое отступление от темы, вернемся снова непосредственно к вопросам организации поездки.
5. Разведка места, куда собрались ехать.
Как правило, проводится за несколько недель до самой поездки.
Что важно учитывать:
1) Транспорт. Конечно, свой автобус – штука заманчивая. Но поездка на поезде к месту назначения имеет следующие неоспоримые преимущества:
а) в поезде можно нормально выспаться (организация отбоя – дело Совета вожатых, конечно);
б) в поезде дети, как правило, не укачиваются, не отекают ноги, не болит спина;
в) «проблема туалета» решается намного проще;
г) можно устроить общую трапезу (в одной плацкарте дежурные готовят есть, а потом разносят всем, или же обитатели других плацкарт сами приходят и забирают порции); д) и самое главное – все на виду, можно собраться и попеть, потолковать по душам, устроить общий сбор или посиделки по отрядам, не шумит и не мешает говорить мотор…
Словом, есть несомненный смысл в том, чтобы проехать на поезде как можно ближе к месту назначения, а потом уже пересаживаться на маршрутки и автобусы (кстати, их можно и заказать на месте либо заранее).
2) Маршрут. Святые места, исторические места и просто красивые места. Можно обосноваться в одной точке и делать из нее однодневные и полудневные выезды (полудневные – для того, чтобы когда-нибудь освободить вторую половину дня для КВН-а, «разбора полетов», общих игр или тематического вечера, а то и просто дружеских посиделок): это называется «звездный» маршрут или «лучики». Можно половину срока поездки жить в одном месте, а потом перебраться в другое, и обе половинки провести по той же «звездной» схеме. Можно в один и тот же день разделиться по отрядам и отправиться на полдня в разные стороны, а вечером устроить обмен впечатлениями – в виде викторины, игры, просто рассказов об увиденном или даже выпуска газет. В 2006 году во время поездки в Почаев мы организовали такой выезд-выход в Кременецкий монастырь. Часть ребят – наиболее подготовленных – с руководителем совершила пеший переход в Кременец из Почаева (30 км!), а младший состав с мамами – поехал туда же на маршутке. Там встретились, поклонились святыням монастыря и отправились «домой» -- в почаевскую паломническую гостиницу.
3) Близость храма, где можно было бы побывать на службе, а может быть, и причаститься, или заказать молебен (скажем, об оставшихся дома).
4) Быт. Цены на жилье, условия проживания, распорядок работы паломнических и иных гостиниц, их расположение по отношению к транспорту. Все это достаточно легко узнается при помощи интернета и телефонных звонков до отъезда.
5) «Где какая рыба… и почем.» (Кто помнит фильм «Точка, точка, запятая…»?) Какие продукты брать с собой из дому, что закупать на месте, примерное меню (основные приемы пищи и так называемые перекусы), какие есть рынки и магазины, а при необходимости – доступные кафе, цены в них, расписание работы, перерывы и выходные. Где готовить, где хранить запасы. Есть смысл даже заранее познакомиться с продавцами, взять их телефонные номера.
6) Море. Пишем о нем, потому что в основном ездим в Крым. Хотя, конечно, почти в любой поездке можно и нужно предусмотреть какой-то выход или выезд в природу (в Карпатах и в Крыму – например – восхождение на небольшую вершину вполне возможно). Но крымское море – это особая статья, посему надо обязательно выбраться на пляж хотя бы один разочек. Не забудьте о правилах техники безопасности при купании и нахождении на жарком солнце!
7) После разведки важно собрать Совет вожатых (или тот орган управления поездкой, который у вас существует), рассказать людям все, что узнали в разведке, спланировать то, что можно спланировать.
6. Распределение обязанностей.
Очень хорошо, когда в группе есть священнослужитель. (Он может как являться, так и не являться руководителем поездки.) В любом случае, руководитель в группе – один. Единоначалие и послушание ему являются одним из важных моментов, обезпечивающих дисциплину в группе. Если, помимо него, в группе есть священник, руководитель принимает важные решения по его благословению.
Далее. Совет вожатых (или иной орган управления). В него входят, помимо вожатых, так называемые специалисты: медик, завхоз (келарь), казначей. Могут быть и другие – например, ремонтник (некий папа или старший брат, под руководством которого все поломанное как-то само собой чинится – а помогают ему, конечно, ребята), или фотограф (ответственный за фоторепортаж о поездке). Непременно – медработник. Несмотря на то, что, работая с детьми, поневоле делаешься немного доктором, лучше, когда в группе есть специалист. При этом детей нужно обязать сообщать о порезах-царапинах, а также об ухудшении самочувствия (особенно расстройствах пищеварения!), как можно скорее. А вожатых – контролировать состояние здоровья ребят. Есть у туристов пословица: «Каждая царапина на твоем теле – это килограммы на плечах твоих товарищей.» Надо учить детей быть внимательными к состоянию своему и ближних. Это поможет им в дальнейшей жизни.
Примечание. Базовая аптека должна быть подготовлена заранее. Важно, знать, у кого из членов группы есть «свои» заболевания – аллергия, скажем, или запрет на ношение тяжелого груза, какие-то ограничения в питании и т.п. Все это выясняется заблаговременно на родительском собрании.
Такие специалисты – обязательно – взрослые. При этом вожатыми они не должны являться: у них будет предостаточно забот.
Подчиняются они только руководителю.
7. Наш взгляд на распорядок дня – и мелкие подробности, без которых не обойтись.
И подъем, и отбой должны быть СТРОГО ОТРЕГУЛИРОВАНЫ.
Сразу после подъема – минут 20 на умывание и приведение в порядок комнат (палаток). Хорошо посылать дежурный отряд с проверкой, где, что и как убрано. О поощрениях и наказаниях следует тоже подумать.
После этого - утреннее молитвенное правило. ЛУЧШЕ ОБЩЕЕ. Лучше, когда его читает дежурный отряд, а в самом отряде распределены молитвы – кто какую будет читать. Потом – линейка и объявление планов на день. Все это мобилизует, приводит в рабочее состояние.
Дальше режим дня мы не расписываем, так как каждая поездка отличается от другой, скажем лишь, что ПОСЛЕ КАЖДОГО ПРИЕМА ПИЩИ надо чистить зубы. Это существенно уменьшает риск заболеваний в группе. Не верите – почитайте книги по подготовке разведчиков (не скаутов, а военных). Кроме этого, состояние детей после чистки зубов – значительно более работоспособное, нежели без таковой.
Мыло в поездку лучше брать жидкое – оно не так вредит природе, а еще им можно полоскать горло и нос и даже чистить зубы (если выбрать со вкусным запахом) – в качестве профилактики простудных заболеваний. Этот метод выглядит экстремальным, но мы проверяли его в течение многих лет, и он хорошо себя оправдал.
Вечером – лучше перед ужином, а не после – вечернее молитвенное правило (пока дети еще не утратили собранности). Линейка с подведением итогов дня, а также поощрением отличившихся за день участников. Наказания… иногда наказывать приходится на месте «преступления», иногда на той же вечерней линейке.
Очень важная вещь – послеобеденный тихий час. Можно поспать, можно просто полежать, можно почитать, но НЕЛЬЗЯ РАЗГОВАРИВАТЬ. У нас попытка побеседовать во время тихого часа или после отбоя наказывается 100 приседаниями, или 20 отжиманиями, или еще как-то по-спортивному. Это помогает лишней энергии выйти из человека, и у желание побаловаться сразу идет на убыль. Кстати, хорошо действует такая фраза, когда кто-то упорно стремится занять всех своей беседой: «Все молчат! Говорит один Сережа!» «Сережа» (или кто-то другой), как правило, тут же замолкает, и воцаряется желанная тишина.
Еще одна важная подробность. НЕВЫСПАВШИЙСЯ РУКОВОДИТЕЛЬ – не самый хороший руководитель. А, как правило, именно руководитель и его заместитель позже всех ложатся спать и раньше всех встают. Поэтому нужно дать им возможность хотя бы полчаса-час полежать днем, а то и поспать. Бодрый начальник, как правило, и добрый начальник (простите за каламбур), и принимает более разумные решения. Говорим это как руководители с более чем 20-летним стажем! Важно, чтобы либо руководитель, либо зам (даже во время тихого часа) бодрствовал, то есть отдыхать им нужно попеременно. Опыт показал, что самые большие неприятности происходят, как правило, когда все руководители – сонные (ночь в виду не имеется).
Грязное белье. В буквальном смысле слова. Перед отправлением в путь нужно обязательно рассказать детям, как упаковывать вещи – для грязных вещей должны быть отдельные полиэтиленовые пакеты. А вожатые во время поездки должны следить, чтобы народ стирал свои мелкие вещи (если такая возможность есть) и чтобы в храм и на экскурсию одевались чисто.
Плохая погода приходит внезапно, потому важно иметь запас чистых вещей на случай дождя. Очень важный вопрос – как и где сушить вещи.
8. Как занять досуг? (Если, например, на улице дождь, или же есть какая-то другая причина отменить выезды-выходы.)
1) КВН на тему поездки (викторина).
2) Конкурсы (например, даже на лучшую фотографию от отряда).
3) Общие игры.
4) Чтение вслух с последующим обсуждением, всей группой или по отрядам.
5) Дети нынешние, увы, не умеют излагать свои мысли на бумаге. Можно поставить перед ними задачу – описать экскурсию предыдущего дня. Вместе составить план, потом прочесть вслух, обсудить.
Есть огромный арсенал занятий, их список можно найти в сети и выбрать для себя наиболее подходящие по профилю поездки и возрасту участников.
9. Очень важно проводить с ребятами беседы по Закону Божию, чтение Евангелия с объяснением, рассказать об основных молитвах и т.д. – что благословят перед поездкой.
10. Мобильные телефоны. У руководителей они обязательно должны быть. А вот у детей – вовсе нет. Телефон может потеряться, разрядиться (особенно быстро это происходит в лесу), сломаться. Лучше перед отъездом дать родителям список из нескольких вожатских номеров, на которые (опять же в строго определенное время связи) они смогут звонить и беседовать со своими чадами. Есть еще одно неоспоримое (и едва ли не главное) преимущество «безтелефонной» поездки: дети учатся общению между собой и со взрослыми.
11. Особенности проживания в гостиницах. Если мы едем в лес, наш «дом», то есть палатка, едет с нами – в рюкзаке. Если же группа поселяется в гостинице, то никогда не известно, во всех ли номерах будут работать розетки, выключатели, водопроводные краны… Чтобы избежать возможных проблем с администрацией гостиницы, есть смысл сразу же, как только поселились, выделить из вожатского состава человека, который вместе с кем-то из толковых ребят пройдет по всем номерам и ЗАПИШЕТ имеющиеся неисправности, а затем пойдет к администратору – со списком и просьбой о починке.
В заключение пожелаем всем, решившимся на столь ответственный шаг – поездку с детской группой – Божией помощи в пути и благополучного возвращения!