Протоиерей Александр Зелененко
События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе - как Бог велит и учит святая Церковь. Наша культура, наш быт утратили многие вековые традиции. Исчезает прежнее отношение к труду, армейской службе, как к служению Отечеству, на наших глазах разрушаются наука и образование, из сознания молодежи вытравливаются такие понятия, как почитание, верность, патриотизм, долг, честь, ответственность и, наоборот, пропагандируются жестокость, безнравственность и насилие. Мы потеряли преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения.
Среди множества задач стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.
Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало, по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей призванных обеспечить достойное воспитание. Воспитать духовно-нравственную личность, значит обрести в её лице – опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов - подвижников веры и благочестия, примеров патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом, уже на протяжении многих веков для наших соотечественников, служит святой благоверный великий князь Александр Невский - потомок легендарного князя Владимира Мономаха. В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая по слову историков как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.
Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего сорок три года (1220 – 1263гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в трудное время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских военных орденов противника. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.
В 1263году в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму, с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: «Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской». И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».
Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы были в нём - христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной, церковной и семейной жизни.
Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».
Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия решимость и ответственность чрезвычайно близки.
Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности - как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих», не достижимо и воспитание цельной личности.
Воспитание духа – это воспитание христианина, которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов.
Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина, благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции. Воспитание тела – это воспитание гражданина - патриота, любящего Отечество и способного защитить его; к чему более всего призвано мужское поколение усилиями Государства, Церкви и государственной школы.
Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей - чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни - приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: З3).