Анна Николаевна

УРОК 1.

МИР ВОКРУГ НАС

Все, что есть в мире, создал Господь Бог. Все, что есть на небе, все, что есть на земле, все, что есть под землей, все, что в воде – все создал для человека Сам Бог.

- Дети, что мы видим на небе?
(днем солнышко, облака, ночью – луна или месяц, звезды; летают разные птички, бабочки и тд – вот что создал Бог для человека на небе)

- А что мы видим на земле?
(растет трава, в траве живут насекомые, растут деревья и кустарники, цветы; живут различные животные; есть поля, есть леса, а есть горы; есть места, где зимой и летом лежит снег, а есть – где всегда жара и песок - вот что создал Бог для человека на земле)

- А кто живет под землей?
(кроты, червяки, разные жуки- вот что создал Бог для человека под землей)

- А кто живет в воде и какая есть вода на земле?
(вода бывает соленая и пресная, есть реки и озера, есть моря и океаны; в них живут разные рыбы, раки, осьминоги, киты, крокодилы, растут водоросли, мелкие существа - планктон, вот что создал Бог для человека в воде)

- Зачем Бог создал солнышко?
(чтобы было светло и тепло; Бог создал так, чтобы зимой оно было дальше от земли и у нас наступала зима)

- Зачем Бог создал луну, звезды?
(ночью, когда у людей еще не было электричества, фонарей, луна освещала землю; а когда у людей не было компаса – они ориентировались по звездам, отправляясь в путешествие)

- Зачем Бог создал разных животных? Он же мог создать только собаку или кошку, или только лошадь? Почему их так много?
(дети перечисляют домашних животных, для чего кто нужен: кот ловит мышей, собака охраняет дом, корова дат молоко, на лошади люди ездят и пашут, овцы дают нам шерсть для свитеров, из лис и зайцев делают шубы и тд)

- А для чего Бог создал других животных, которые не нужны человеку?
(ежи убивают змей, лисы охотятся на зайцев, лягушки ловят комаров; одними животными питаются другие животные)

- А зачем Бог создал так много разных птиц?
(дети перечисляют птиц, которые нужны людям: куры дают яйца и перья для подушек, утки дают мясо, дятлы избавляют деревья от точащих его насекомых, скворцы собирают огородных вредителей, совы ловят мышей, многие животные охотятся на птиц)

- А зачем Бог создал столько разной живности, живущей в воде?
(рыбу, кальмары, креветки, раки едят люди (спросить - какую рыбу?); некоторые рыбы дают нам икру; морские водоросли очень полезны для человека; другими рыбами питаются более большие рыбы, дельфины, акулы; киты едят планктон; многие животные ловят и едят рыбу – например, медведи, бобры, выдры; многие птицы тоже ловят рыбу – это цапли, чайки, пингвины)

- А почему Бог создал столько разных растений?
(деревья идут для строительства домов, для мебели (что делают из дерева?), на других растут фрукты, , из прутьев раньше плели корзины, из коры – лапти и туески; на кустах тоже растут ягоды и фрукты (какие?); растения дают нам овощи (какие?); многие цветы радуют нас своей красотой (какие?) а другие служат нам лекарством (ромашкой полощем горло, мятой лечат нервы, пион пьют от сердца); пчелы собирают с цветов пыльцу и делают мед)

- Зачем Бог создал растения, не нужные людям?
(насекомые питаются пыльцой; многие животные едят траву и листья (какие?), это коровы, олени, косули, жирафы и тд; другие едят ягоды (кто есть ягоды?), это многие птицы, насекомые (осы),медведи и тд; другие едят овощи и фрукты (кто это?), например, обезьяны, слоны и тд)

- А зачем Бог создал насекомых?
(насекомые опыляют цветы, деревья, кустарники; многими насекомыми питаются птицы и животные (например?), лягушки ловят комаров и бабочек, птицы так же питаются насекомыми (назовите?), есть даже животные, которые ловят жуков – например, ежи; а муравьеды дят муравьев)

Дети, посмотрите, как мудро Бог устроил весь мир! Это же настоящее чудо!
Каждая травинка, каждая бабочка, каждая птичка и любое самое большое или самое крошечное животное находятся на своем важном и нужном месте!

- А какое же самое важное создание Бога на всей земле? Для кого создал Бог этот огромный прекрасный мир?
(человек)

Дети, как это важно - всегда помнить, что мы с вами – создания Божии. Надо бережно и с любовью относиться друг к другу и ко всему окружающему нас миру, помня, что все это – творение САМОГО БОГА.

Задание на уроке:

Рисуем расскраску - "История мира"



УРОК 2.

ДНИ ТВОРЕНИЯ

- О чем мы с вами говорили на прошлом занятии? (стенд как подсказка – все, что нас окружает, создал Господь Бог)
А ведь сначала, дети, был только Бог, и ничего больше не было. Совсем-совсем ничего: ни неба, ни земли, ни животных и птиц на ней, ни людей.

Давайте зажмурим глазки и закроем ушки и несколько секунд побудем в тишине и темноте. Что вы видели с закрытыми глазами? (темноту) А что увидели, когда открыли? (свет)

В первый день творения создал Бог свет, отделив его от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Это был самый первый день мира.

Во второй день Бог создал небо и воду (создаем макет: ставим голубой картон – небо, и синий – воду).

В третий день Бог отделил от моря землю, а на земле создал растения. Помните, мы с вами говорили об этом? Какие растения создал Бог? (траву и цветы, деревья и кустарники - показать рисунки прошлого урока с растениями, на макет добавить зеленый картон - землю).

В четвертый день Бог создал то, что мы видим на небе, какие небесные светила мы знаем? (солнышко, чтобы светило днем, луну и звезды, чтобы светили ночью, так же показать рисунки прошлого урока).

В пятый день создал Бог разных птиц и животных, живущих в воде, каких вы знаете? (рыб, моллюск, осьминогов, водоросли и тд, снова рисунки прошлого занятия).

В шестой день Бог создал всех животных, их очень много, назовите домашних животных?... А теперь – диких?.. (дети перечисляют животных, показать рисунки животных). Теперь мир Божий уже полностью сотворен. Но кого же не хватает в нем?! (людей) Человека.

И вот, Бог создает самого первого человека во всем мире, и называет его – Адам. Поселил Бог Адама в Раю, и дал ему власть над всем, что было в мире, над всеми животными.

- Скажите, дети, а чем отличается человек от животного?
Человек был создан не как все прочие живые существа на земле, а по образу и подобию Божьему. Бог дал человеку бессмертную душу.

- Вы знаете, что такое бессмертная душа?
Рано или поздно тело человека становится старое, изнашивается и умирает. Некоторые умирают раньше, чем стареют – от болезней, от разных несчастных случаев. Тело остается на земле, родные человека его хоронят на кладбище.

Но сам человек не умирает вместе с телом! Его живая душа переходит в Царствие Небесное, к Господу, и будет жить вечно. Вот этим мы и отличаемся от всех живых существ в этом мире.
Хорошо было Адаму в Раю, но не было там никого, такого же, как сам Адам, человека. Посмотрел Бог и сказал, что нехорошо человеку быть одному.

- Кто знает, кого создал Бог после Адама?
И навел Бог на Адама сон, пока он спал, взял у него ребро и сотворил из него женщину – Еву. И от этих двух людей, мужчины и женщины, появились все люди на земле. (показать рисунок прошлого урока – Адама и Еву)
Поэтому нам надо ко всем людям на свете относиться уважительно и с любовью, все мы – создания Божии, и все мы произошли от Евы и Адама.

Вот так, за шесть дней, создал Господь весь наш великий мир. Посмотрел Бог и увидел, что он хорош. И благословил Он седьмой день, освятил его, и отошел от дел, предоставив миру развиваться дальше по установленным Им законам.

И нам тоже шесть дней надо трудиться, а седьмой день посвятить Богу: утром ходить в храм, потом помогать своим ближним, читать Библию. Сегодня как раз воскресение, вы приходите в храм, потом идете в воскресную школу, а потом - домой. Подумайте, что хорошего вы можете сделать в этот день? Может быть, помочь маме или бабушке? Убрать в комнате, помочь помыть посуду?

Задание на уроке:

Делаем макет мира – из цветной бумаги заранее готовим основу: небо (используя звезды и облака домашнего задания), траву, реку и море, на уроке дети лепят солнце, месяц, звезды, фигурки животных, птиц, рыб, деревья и выставляют на макет.

Домашнее задание:

Раздаем учить стихи к Пасальному Утреннику.

Вернуться к началу



УРОК 3.

БОГ, СВЯТАЯ ТРОИЦА

Дети, мы с вами на прошлых занятиях узнали, как появился наш земной мир и человек.
- Кто же это все создал?
(Бог)

- А вы когда-нибудь видели Бога?
(нет, Бога никто не видел)
На иконах мы видим Иисуса Христа, это Сам Бог стал человеком, ходил среди людей и учил Заповедям Божьим.

- А как люди узнали о Боге, если никогда Его не видели?
(Бог Сам рассказал людям о себе и все, что Он рассказал – записано в Библии (показать детям Библию) тут рассказано, как Бог создавал небо, землю, воду, все живое и первого человека, как Бог дал людям свои Заповеди, которые нам надо соблюдать, если мы тоже любим Бога)

Хотя мы не видим Бога, но мы знаем, что Он есть и очень всех нас любит. Есть вещи, которых мы не видим – например, мы не видим воздух? Но мы им дышим и без его невозможно жить. Или нам очень хорошо от того, что нас любят наши мамы и папы, бабушки и дедушки, хотя эту любовь нельзя увидеть глазами. Дует ветер – и мы чувствуем воздух, мама заботится о нас – и мы чувствуем ее любовь. Так же мы ощущаем и заботу Бога о нас, Его любовь к нам.

Если бы не было воли Божьей – никто бы из нас не родился на свет. Он создал каждого человека, и каждый из нас – ребенок Божий, и каждого из нас Он любит больше, чем любит нас наша собственная мама и больше, чем мы сами любим своих близких.

- Вы знаете, что такое Святая Троица?
(Святую Троицу составляет Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух)

Дети, это не три разных Бога, Святая Троица – это один Бог, но у него есть три Его проявления. Это невозможно понять человеку, это большая тайна Божия!

И Отец, и Сын, И Святой Дух – это один и тот же, единственный Бог. Знаете, как солнышко (если ясный день – показать на его примере, если пасмурно - нарисовать на доске). Мы смотрим на него и видим сияющий круг, и это – солнце. От него идут лучи – и эти лучи это тоже солнце. От него исходит тепло и греет нас, и это тепло тоже – солнце.

Так же и в Святой Троице. От Бога-Отца исходит, как лучи солнца, Бог-Сын, а как солнечное тепло исходит от Бога-Отца - Бог-Дух Святой.

- Покажите, как мы складываем пальцы, когда крестимся?
(поправляем, если пальцы сложены не верно и объясняем, что три сложенных вместе пальца означают Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, попросить детей перекреститься, говоря: «во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь»).

Задание на уроке:

- Скоро 7 апреля, праздник Благовещения. Дети, кто знает, что означает этот праздник?
(в этот день Деве Марии явился Ангел. Он сказал ей, что у нее родится Сын Божий, Иисус Христос)

- А кто знает, какой обычай был раньше на Руси?
(раньше на Благовещение покупали на рынках птичек и отпускали их на волю)
Делаем поделку – птичку. Основа – птичка оригами, украшаем заготовками – перьями из цветной бумаги. На следующее воскресение дети дарят птичек своим родным.



Домашнее задание:



УРОК 4.

О ХРИСТЕ

На прошлом занятии мы говорили о Святой Троице.
- Дети, давайте вспомним, кто входит в Троицу?
(Отец, Сын и Святой Дух)

- А кто в Святой Троице – Сын?
(Господь наш, Иисус Христос)

Сегодня я расскажу вам про Господа нашего, Иисуса Христа (ставим перед детьми икону Спасителя).
Помните, создал Бог прекрасный мир и поселил в нем, в Раю, Адама и Еву. Но Адам и Ева согрешили, не послушались Бога, а послушались злого Ангела и стали грешными. И через Адама и Еву в прекрасный сотворенный Богом мир вошло зло. Люди стали все больше и больше грешить, становились все хуже и хуже.

Помните, дети, когда мы плохо поступаем, мы огорчаем Бога и сами впускаем в этот мир зло.

Но Бог настолько добр, что, как бы сильно не грешили люди, Он все равно любит каждого из нас и хочет, чтобы наша бессмертная душа не страдала после смерти, а попала в Царствие Небесное. Чтобы научить всех людей, как надо правильно жить и верить в Бога и спасти всех нас, Бог послал в наш мир Своего Сына, Иисуса Христа.

- Дети, вы знаете, как родился Христос? Кто Его мама?
(младенца Христа родила дева Мария, Матерь Божия, в пещере, в загоне для скота, спеленала Его и положила на солому, в кормушку для животных – показать икону Рождества)

- А кто Отец Господа нашего, Иисуса Христа?
(Отец Иисуса – Сам Бог)
Иисус Христос был и Богом, и человеком.

- Как мы складываем пальцы, когда крестимся? Покажите?
(поправляем, если пальцы сложены не верно и объясняем, что два плотно прижатых к ладони пальца означают то, что Христос был и Богом, и человеком)

Когда Иисус Христос вырос, Он стал помогать многим людям, творить чудеса, исцелять тяжело больных. Он дал людям заповеди, как нужно жить.

- Дети, как вы думаете, какую самую главную заповедь дал нам Иисус Христос?
(главная заповедь – любовь к Богу и ближнему)
Христос сказал нам, чтобы мы всем сердцем и душой любили Бога, а значит – слушались Его и боялись огорчить Его своими плохими поступками.

А еще Господь сказал, чтобы мы любили каждого из людей как самих себя. Разве можно сделать плохое тому, кого ты любишь? Разве можно обидеть любимого человека? Каждый из нас – создание Божее, давайте с этой самой минуты постараемся выполнять эту самую главную заповедь – любить и слушаться Бога и любить каждого человека, который сейчас рядом с тобой.

Иисус Христос ходил из города в город и учил народ, как нужно жить, а вместе с ним ходили и Его Апостолы.
- Вы знаете, кто такие Апостолы?
(Апостолы – это ученики Христа, показать икону Апостолов)
Апостолы запоминали все, что говорил им Господь, и записали Его слова. Эти записи собраны в книге, которая называется «Евангелие», что означает «Благая весть» (показать детям Евангелие).

Занятия на уроке:

На занятиях раскрашиваем веточки вербы красками и блестками - готовим заготовку для пасхальной композиции. Либо делаем клеим открытки с вербами из бумажных палочек и ватных шариков. Пока дети рисуют/клеят, рассказывать:

- Дети, кто знает –какой праздник будет в следующее воскресение?
( Вербное воскресение)

- А кто-нибудь знает, что означает этот праздник?
В этот день, очень много лет назад, Иисус Христос входил в город Иерусалим. Там был праздник и собралось очень много народу. Все слышали о Христе, о Его умных словах, о чудесах, которые Он творил и хотели Его увидеть.
Люди срезали ветки пальм и бросали Господу под ноги, а Христос ехал по ним на осленке, как по ковру. Но у нас в России не растут пальмы, но раньше всех украшаются пушистыми сережками верба, и мы приносим в храм Вербу и освящаем ее.

А знаете, кто громче всех радовался Иисусу Христу? Израильские дети! Они кричали «Осанна!» - что значит «Спасение!» Давайте и мы крикнем Христу, как кричали те израильские дети, Он ведь сейчас слышит всех нас.
- Осанна!

В конце занятия дети берут сделанных на прошлом уроке птичек, несут домой и дарят своим родным.


Домашнее задание:

Скоро Пасха. У нас в храме будет конкурс пасхального рисунка, предлагаем всем желающим детям принять в нем участие!



УРОК 5.

О ПАСХЕ

(занятие сопровождается показом икон на тему распятия и воскресения Христа)

- Закончилась шестая неделя Великого Поста. Началась последняя неделя, кто знает, как она называется?
(это страстная неделя, когда мы вспоминаем «страсти», что значит – «страдания», Христа)

А знаете ли вы, что за страдания пришлось перенести Христу? На прошлом занятии мы говорили о том, как много добра сделал наш Господь людям, как многие слушали Его и бросали свою прежнюю, плохую жизнь, начинали жить так, как завещал нам Бог. Очень много людей любили Христа, но были и такие злые люди, кто не хотел слушать то, чему Он учил, не верили, что Он – Бог, а решили схватить и убить Его.

- Дети, кто-нибудь знает, как умер Иисус Христос?
(его распяли на кресте)

И вот, однажды ночью, они схватили Иисуса Христа, и осудили на страшную казнь – распятие на кресте. К деревянному кресту гвоздями прибивали руки и ноги человека, и он умирал в мучениях.
(показать детям крест с распятым Христом)

Иисуса Христа схватили, долго издевались, били, и израненного прибили умирать на крест. Наш Господь знал заранее, что ему предстоит, когда он родится человеком в нашем земном мире, чтобы принести спасение всем людям, и мне, и каждому из вас.

Когда Иисус умер на кресте, близкие ему люди сняли Его тело и уложили в пещере. Убийцы Христа завалили сход огромным камнем и поставили у пещеры стражу, охранять умершего Христа.

- Вам жалко, как страдал и умер наш Господь? А кто знает, что произошло дальше?
В ночь с субботы на воскресение раздался страшный гром и засиял свет, явился Ангел Господень и отвалил камень от входа в пещеру. Все, кто охранял тело Христа, в страхе убежали. Когда пришли любившие Господа люди, чтобы поплакать над умершим, увидели, что вход в пещеру открыт, а вместо мертвого Христа там сияющий Ангел! Ангел сказал, что Христос воскрес!

Его убили и он умер на кресте, но победил смерть и ожил! И сорок дней Он являлся своим ученикам , разговаривал с ними и учил их, как нести всем людям Заповеди Божии. Все это записано учениками в Новом Завете (показать детям книгу).

Христос Воскрес, дети! Бог сильнее смерти и для нас тоже смерти нет! Все, кто живут по Заповедям Бога, после смерти тела будут жить вечно в Царствии Небесном.

- Кто знает, как приветствуют друг друга люди на Пасху? (если не знают, спросить – что надо отвечать на приветствие «Христос Воскрес!»)

Пасха будет уже в следующее воскресение, давайте потренируемся.
- Христос воскрес!
(Воистину воскрес!)

Занятие на уроке:

А в следующее воскресение будет самый большой православный праздник – Пасха!
- Что мы празднуем на Пасху?
(мы радуемся, что Христос воскрес, победив смерть и подарив этим нам жизнь вечную)

- Что надо отвечать на Пасху на приветствие «Христос воскрес!»?
(Воистину воскрес!)

Готовимся к Пасхе. Раскрашиваем яйца. Повторяем стихи к Пасхе.
На уроке на картонных заготовках пасхальных яиц с ленточками рисуем узоры или расписываем макеты яиц из воска или дерева. Собираем пасхальную композицию из веточек вербы и расписных яиц.

Повторяем с прошедшего урока, что в этот день, очень много лет назад, Иисус Христос входил в город Иерусалим. Там был праздник и собралось очень много народу. Все слышали о Христе, о Его умных словах, о чудесах, которые Он творил и хотели Его увидеть. Люди срезали ветки пальм и бросали Господу под ноги, а Христос ехал по ним на осленке, как по ковру. Но у нас в России не растут пальмы, но раньше всех украшаются пушистыми сережками верба, и мы приносим в храм Вербу и освящаем ее. А помните, кто громче всех радовался Иисусу Христу? Израильские дети! Они кричали «Осанна!» - что значит «Спасение!» Давайте и мы крикнем Христу, как кричали те израильские дети, Он ведь сейчас слышит всех нас.
- Осанна!

Домашнее задание:

Раскрасить пасхальные раскраски.



Вообще пасхальных раскрасок у меня море, но форум пишет что я хочу разместть рекламу и не принимает их.
Урок 6.

КРЕСТ И КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

- Христос Воскрес!
(Воистину воскрес!)

Дети, поздравляю вас со светлым Христовым Воскресением! Христос умер на кресте, но победил смерть и воскрес! Бог сильнее смерти и для нас тоже смерти нет! Все, кто живут по Заповедям Бога, после смерти тела воскреснут и будут жить вечно в Царствии Небесном.
Крест для православных – это символ победы и символ нашей веры.

- Дети, а где мы можем видеть кресты?
(на храме, на православных книгах, на шее и тд)

- Когда мы на чем-то видим крест, что это обозначает, как вы думаете?
(что это Божье)

- Вот, например, крест на храме, что означает?
(что это Дом Божий)

- А что означает крест на Библии?
(что это Божественная Книга)

- А что означает крест, который мы носим на шее?
(что мы тоже – Божии, что все мы принадлежим к одной большое Божьей Семье)
Крест, дети, обладает большой силой. Он оберегает нас с Божьей помощью от всякого зла.

- Давайте посмотрим на свои крестики, что мы видим на них?
(Иисус Христос)
Помните, мы говорили о том, что нашего Господа, Иисуса Христа, злые люди убили, распяв Его на кресте? Но не это означает Христос на нашем с вами крестике! Это – Христос, спасший всех нас своей смертью на кресте, Христос воскрес – и мы воскреснем! И наши крестики символ не смерти, а победы над смертью.

- Дети, а как можно изобразить на себе крест?
(перекреститься)
Предложить детям перекреститься. Обратить внимание на правильность наложения крестного знамения.

Сложите пальчики так, как будто вы собираетесь перекреститься и покажите мне (поправить, у кого сложены не верно). Три пальца, сложенных вместе, означают нашу веру в Святую Троицу.
- Давайте вспомним и назовем Святую Троицу?
(Отец, Сын и Святой Дух)

- А кто помнит, что означают прижатые к ладошке два пальца?
(то, что Христос был и Богом, и человеком)

Давайте перекрестимся (комментировать: на лоб – в освящение ума, на живот – в освящение душевных чувств, на правое и левое плече – в освящение телесных сил).

В крестном знамении есть великая сила! Крест побеждает зло и помогает торить добро. Но очень важно творить его внимательно, правильно.
Давайте перекрестимся с молитвой: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.».

Задание на уроке:

Аппликация из цветной бумаги на картонном яйце – крест, объемные цветы.
Либо из цветного соленого теста делаем кресты, наносим палочками разные узоры, украшаем бисером. К следующему занятию они высохнут и можно будет забрать их домой.

Можно разгадать кроссворд:

После распятия и смерти Иисуса друзья сняли Его тело и положили в (2в), предназначенную для погребения. Вход закрыли огромным камнем. Власти поставили около входа в пещеру (9а) – они боялись, как бы последователи Иисуса не украли Его тело.

Рано утром в (5в) несколько женщин взяли ароматы и (13а) для помазания (6а) Иисуса и отправились к пещере.
Тело Иисуса из-за праздника не успели приготовить к погребению, как того требовал иудейский (4а).

Женщины молча вошли в сад. Они думали о том, как им попасть в пещеру, (5а) в которую закрыт тяжелым (8в).
Но когда они подошли поближе, то вскрикнули от удивления. Огромный камень был (3в) и стража исчезла!

Женщины вбежали в пещеру – она была пуста. Они встревожились. В это время они увидели двух (14а) в сияющих светлых одеждах, стоявших возле (1в).
Женщины не верили своим глазам.

“Почему вы ищете Иисуса здесь? – спросили ангелы. – Он воскрес! Разве вы забыли, как Он говорил вам, что Ему надлежит умереть и воскреснуть в (10в) день? Так и случилось.
Идите и расскажите это ученикам”.

Женщины поспешили обратно по городским улицам.
“Он (7а) жив! Ангелы говорили с нами!” – повторяли они, задыхаясь от быстрой ходьбы.
Женщины прибежали к дому, где собирались их друзья, и начали стучать в (15а).
“Откройте, – звали они учеников. – Мы принесли вам радостную (11а): Иисус (12в)!"

По горизонтали:
(4а) Обряд.
(5а) Вход.
(6а) Тела.
(7а) Иисус.
(9а) Стражу.
(11а) Весть.
(13а) Елей.
(14а) Ангелов.
(15а) Дверь.

о вертикали:
(1в) Гроба.
(2в) Пещеру.
(3в) Сдвинут.
(5в) Воскресенье.
(8в) Камнем.
(10в) Третий.
(12в) Жив.




Домашнее задание:

Вспомните и нарисуйте то, на чем бывают кресты.

Урок 7.

ОБ АНГЕЛАХ

Дети, на прошлых занятиях мы с вами узнали о сотворении мира.
- Давайте вспомним, как появился наш мир и мы с вами?
(с помощью макета и наводящих вопросов повторить дни творения).

- А кто может сказать, какие еще существа, кроме Бога, есть в невидимом нам мире?
(Ангелы)

Ангелов Бог создал, когда еще не было ни человека, ни нашего мира. У Ангелов нет тел, как у людей, но они, как и наши с вами души, бессмертны.
Ангелов, как и Господа, мы не видим – они находятся в другом, невидимом нам мире, куда наша душа попадет лишь после смерти.

«Ангел» означает «вестник» или «посланник».
- Кто такой посланник?
(тот, кого куда-то посылают)

- А кто такой вестник?
(тот, кто приносит весть, то есть известие, новость)
Ангелы приносят людям вести из невидимого нам мира, служат нам.

- Как изображают Ангелов на иконах, в книгах?
(как крылатых людей)
Крылья Ангелам рисуют, показывая, что они летают, быстро исполняя волю Божию.

- Вы когда-нибудь слышали об Ангеле-Хранителе?... Что это за Ангел?
(Ангел, который дается каждому человеку при его крещении. Ангел-Хранитель все время невидимо находится рядом с человеком. Вот мы с вами тут сейчас сидим, а рядышком стоят все наши Ангелы-Хранители, только мы их не можем увидеть)

- А зачем Бог дает каждому человеку Агела-Хранителя?
(Ангел-Хранитель охраняет нас всю нашу земную жизнь)
Когда вы хотите сделать что-то плохое, внутри вас начинает звучать неслышимый голос «Не надо, не делай, это плохо!» или когда вы уже сделали что-то нехорошее, в кто-то в вашей душе говорит «Как тебе не стыдно, как нехорошо ты поступил!» Вот это – голос вашего Ангела-Хранителя, который хочет уберечь вас от греха )

- А кого вы еще знаете из невидимого мира, кроме добрых Ангелов?
(злых Ангелов, их называют – бесы)
В Библии говорится о том, что один Ангел стал завидовать Господу, ему самому захотелось стать Богом. Он стал злым и подговорил других ангелов и они ему поверили и тоже стали злыми. Бог рассердился на этих злых Ангелов и прогнал их из Рая. И вот этих плохих Ангелов люди зовут – бесы.

Злые Ангелы завидуют человеку, что его душа после смерти попадет в Царствие Небесное и будет с Богом, и они всячески хотят помешать нам с вами стать хорошими. Так же, как иногда вы слышите внутри себя глосс доброго Ангела- Хранителя, который хочет уберечь вас от плохих поступков, так же часто вы слышите в себе голос злого Ангела, который подговаривает вас на плохие поступки.

Дети, давайте не будем слушаться злых Ангелов! Если услышим в себе плохую мысль, скажем: «Не будем слушать мы тебя, плохой Ангел!» А будем слушать только добрые мысли. Договорились? Будем радовать Бога своими добрыми делами.

Задание на уроке:

Заранее распечатать листки с молитвой своему Ангелу-Хранителю и фигурку-расскраску Ангела или оставить место для аппликации Ангела из цветной бумаги. Получившуюся открытку дети забирают домой. Во время выполнения задания рассказать детям, как важно молиться своему Ангелу-Хранителю, подробно объяснив смысл молитвы:
Ангел Божий, хранитель мой святой, данный мне с небес от Бога на сохранение, усердно молю тебя: ты меня ныне просвети и от всякого зла сохрани, к доброму делу наставь и на путь спасения направь. Аминь.



Задание на дом:

Дать задание выучить молитву с открытки и читать ее каждое утро, прося своего Ангела оберегать их весь день.

Урок 8.

О ХРАМЕ

- Скажите, дети, что такое храм?
(это особый дом, в котором собираются верующие во Христа люди, чтобы вместе помолиться)

- А как можно догадаться, что перед нами храм, а не какой-нибудь другой дом?
(храм украшает крест, крест стоит на куполе, у храма есть колокольня)

– А что означает крест на куполе храма? Помните, мы с вами уже говорили о том, на чем изображают кресты.
(это Божий дом)

- Кто знает, что такое колокольня и зачем она нужна?
(колокольня – это место, где висят колокола, своим звоном они приглашают людей на службу и радостно звонят во время праздников)

Храм – это особо святое место.
- Кто скажет, что нужно сделать перед тем, как войти в храм?
(перекреститься и поклониться)

- Сегодня вы все были в храме. Что мы там видели?
(иконы, свечи на подсвечниках, священника, молящихся людей)

- А кто изображен на иконах в храме?
(Христос, Дева Мария, Ангелы, святые)

- Кто скажет, кто такие святые?
(это люди, которые жили на земле так, как учит Бог)

- А зачем перед иконами ставят свечки?
(как пламя свечи тянется вверх, так и наша молитва тянется к Богу, каждая свечка – чья-то молитва)
Когда вы следующий раз будете ставить свечку, не забудьте про себя помолиться – например, попросить, чтобы Бог оберегал вашу семью от всего плохого или сказать Господу спасибо за все хорошее, что он для вас делает.

- Кто-нибудь знает, что такое Алтарь?
(это самое святое место в храме, где невидимо присутствует Бог, туда могут входить только священники и их помощники)

Представляете, дети! Мы стоим в храме на службе, а в это время рядом с нами находится Бог! А мы шумим, бегаем, мешаем взрослым молиться. Когда следующий раз будет на службе – вспомните об этом.

- Дети, а что вы делаете в храме?
(молятся, крестятся, ставят свечки, причащаются, целуют крест и тд)
Когда вы уходите из храма, то выйдя из дверей надо тоже перекреститься и поклониться.

Задание на уроке:

О женах-мироносицах, делаем открытку мамам и бабушкам. Наклеиваем коллаж из цветов и бабочек.

Домашнее задание:
Нарисовать наш храм, можно изнутри, можно снаружи, сделаем выставку рисунков «Наш храм».