Протоиерей Александр Зелененко
Чтобы осмыслить процесс воцерковления человека, необходимо в первую очередь, насколько возможно приблизиться к пониманию того, что есть в существе своём созданная Богом Церковь (см. Мф. 16:18), какова природа Церкви, ее назначение, устроение, цель и лежащие на ней задачи в Божьем Домостроительстве человеческого спасения.
Епископ Александр (Семенов – Тян-Шанский) выразил эту мысль так: «Познать что такое Церковь, можно только живя в ней; поэтому рациональное определение Церкви невозможно. Такое внутреннее усвоение Церкви и есть вера в неё, вера в её непознаваемую внешними чувствами и дискурсивным мышлением сущность. Таким же путем, например, мы познаем, любит ли кто нас или нет, кто наш друг и кто – враг».
Поэтому, наилучшее понимание того, что есть подлинное воцерковление, дает наличие практического опыта церковной жизни.
Воцерковление человека – это сложный, поэтапный, целожизненный процесс, простирающийся через земную жизнь в жизнь вечную. «Эта же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3)
Если Христос – есть Истина, то Церковь – Столп и утверждение Истины на земле;
Если Христос - Путь, то Церковь Христова есть наша Путеводительница;
Если Христос есть Жизнь, то Церковь Христова есть школа богоугодной жизни во Христе;
Если Христос наш Учитель, то Церковь Христова есть училище богообщения, богопознания, богопочитания и богоуподобления Его примеру.
Если Христос наш Искупитель и Спаситель, то Церковь Христова учит побеждать искушения от духа мира сего, сохранять верность Христу, искать Богоугождения и спасения.
Святая Церковь учрежденная Господом – есть наша путеводительница по спасительному пути христианской жизни, не следуя которому мы легко и быстро сбиваемся и уклоняемся на погибельные пути, каковых значительно больше, чем тот единственный, каким нас ведет Христова Церковь. Путь веры, молитвы, покаяния, исправления, следования Божиим заповедям, доброделания и христианского совершенствования.
Важно понимать, что принадлежность к Церкви определяется не знанием вероучения, нравоучения, истории Церкви, а прежде всего благодатной жизнью в годовом богослужебном круге с регулярным и достойным участием в церковных таинствах. Тогда церковная жизнь не стесняет, не ограничивает, не нарушает свободы, она поддерживает и помогает духовному возрастанию человека. Но помимо вхождения в Церковь, обретения первичного опыта церковной жизни существует непростая задача сохранения благочестивого образа этой жизни. Ведь эта жизнь может быть разрушена путем столкновения с другими стандартами, другими, аморальными нормами жизни мира сего с его вызовами и соблазнами.
Православие - это прежде всего жизнь в соответствии с евангельской нормой веры и нравственности, а не только внешние культурные проявления или церковно-обрядовые действия человека.
Быть церковным человеком - это,
во-первых, значит иметь личную веру в Бога, уверенность в Нем, доверие и верность по отношению к Богу и Церкви.
Во-вторых, - взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться и вырасти личное благочестие.
В третьих, - лично стремится к полноте богообщения в Таинствах Церкви, в богослужении, в личной духовной и нравственной жизни.
В четвертых, - лично стремится жить по заповедям Божьим.
В пятых, - необходимо находиться в догматических (правоверных) и канонических (общеобязательных для членов Церкви правилах отношений и жизни) рамках.
О признаках истинного воцерковления
Воцерковление – это начало личных отношений с Богом, начало осознанной духовной жизни, осмысление мира, человека в мире, познание жизни, её назначения и смысла, и, наконец, вхождение в само бытие церковной общины.Воцерковление – это встреча с Истиной, начало обожения человека.
С другой стороны, воцерковление – это приобретаемый постепенно опыт молитвы, борьба с искушениями, а так же опыт внутреннего выбора пути жизни и самого образа жизни.
Воцерковление это сознательный самовоспитательный процесс, направленный на искоренение страстей и раскрытие христианских добродетелей, (особенно верности, душевной чистоты, искренней любви и служения), что поможет человеку строить свою жизнь душеспасительно.
Основой воцерковления является, с одной стороны, регулярное участие в церковных таинствах и прежде всего в Таинстве таинств - в святой Евхаристии. С другой стороны, - нравственно-аскетический труд в соответствии с евангельскими заповедями – противостояние греховным страстям и понуждение себя к добру.
Воцерковление человека это своего рода самовоспитание, саморазвитие и самообразование – или церковное образование (как поэтапное, целостное вызревание личности христианина в соответствии Первообразу или повышение уровня богоподобности в добродетели).
Иными словами целью воцерковления является православный образ жизни: не только знание вероучения, не только способность отличать Православие от иных конфессий, не только знание духовной культуры страны, не только религиозное краеведение, религиозное искусствоведение, - в первую очередь способность людей использовать христианскую евангельскую мотивацию в своей личной, семейной, общественной и даже профессиональной деятельности.
Итогом воцерковления, или если мы говорим о детях, итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней, основанной на Евангелии и опыте жизни Церкви, системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. Система эта должна быть движущейся, развивающейся. Система ценностей отражается не в перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней обращенности, в приверженности и, наконец, в любви к истине. В сущности, человек может считаться состоявшейся личностью только тогда, когда у него не просто появились понятия добра и зла, а когда они руководят его волей. Только тогда он становится способным к настоящему диалогу с миром, не растворяясь в нем, не теряя своей совести и христианского богоподобного достоинства.
У нас отсутствует опыт научения жизни церковной, мы больше увлечены аскетикой и обрядами. Но без церковности нет духовности и единства с Богом, как важнейшего условия нашего спасения. «С Господом тот, (по слову свт. Феофана Затворника), кто с Церковью; будем так, не суемудрствуя, и будем на спасенном пути».
В воцерковлении необходимо приобщать к евангельской нравственности и нравственно-аскетическому труду, а не к правилам, обрядам и требованиям.
Воцерковление человека не поддается детальному исследованию, прогнозированию и расчету. Его нельзя исчислить суммой богословских знаний. Результатом его может считаться только духовный опыт, особое устроение души человека. В этом специфика христианской педагогики. Концептуально ее следовало бы понимать как таинственно-запредельный процесс богочеловеческого воспитания, и весь учебный материал должен быть средством достижения этой великой цели.
Главный смысл и задача православной педагогики, по мнению протоиерея Василия Зеньковского, состоит в том, чтобы через воцерковление приблизить подрастающее поколение к Богу, обучить подлинной жизни во Христе, помочь в освобождении их от власти греха, через благодатное восполнение дарами Церкви и содействовать раскрытию и одухотворению образа Божия в них.
Под воцерковлением следует понимать не набор знаний и различных церковных внешних действий, а реальное преображение духа, нрава, отношений и образа жизни человека сообразно Евангельскому образу личности Иисуса Христа.
Воцерковить значит ввести в организм Церкви, усвоить человека благодатному духу жизни Церкви, помочь обрести нравственные и духовные связи с людьми церковной общины, сделаться христовыми по духу, нраву, отношениям, и через это живой клеточкой богочеловеческого организма - Христовой Церкви.
Церковная община является зримо явленной Церковью. Воцерковление не может быть таковым вообще, оно обязательно должно быть направлено на вхождение в жизнь конкретной христианской общины. Церковно-приходская община имеет в себе четыре важнейших свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостоличность.
Единство - как целостность личности в духовном единстве с Богом и церковной общиной. Оно достигается по благодати при духовно-трезвенной жизни: непрельщенности ума, неоскверненной совести, преодолением внутреннего разделения сил души (ума чувств и воли); преодолением разномыслия и нестроений в семье, церковной общине, обществе.
Святость - как хранение целомудрия и нравственной чистоты в отношениях, поведении и жизни. Достигается через молитвенно-покаянную жизнь, искоренение страстей, при участии в церковных таинствах, следовании Божиим Заповедям и богоуподобление в добродетели, высшая из которых любовь.
Соборность - это всецелостная, всеединая духовная сопричастность христианина с Богочеловеческим телом Церкви. Выражается в единстве правой веры, молитвы, церковных таинств, богоугодных делах и служении членов церковной общины.
Апостоличность - это свидетельствование правой христианской веры и любви, подобно апостолам, - словом, делом, жизнью и служением в окружающем мире в соработничестве Христу (см. 1 Тим. 4:12).
Противоположным понятию воцерковление по духу, направленности, смыслу и содержанию является понятие обмирщение - страстная зависимость и вовлеченность в мирскую жизнь с её земными, материальными интересами, далеко уводящими людей от церковной, богоугодной жизни по заповедям в евангельском духе.
Пренебрежение благодатным опытом Церкви — это не только грех, но и роковая ошибка, гибельная для самого человека. Господь говорит, что «если кто Церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Так условно названы люди, находящееся в крайней духовной опасности. Не отверженные, но сами отвергающие истину, не проклятые, но проклинающие себя своим пренебрежением к Церкви Божьей.
Вот почему с понятием духовной жизни неразрывно связано понятие воцерковлённости, то есть соответствие тем внешним и внутренним требованиям (устроения своей жизни по церковному чину, духу и укладу), которые позволяют нам не только называться, но и быть христианами.
Каковы же условия воцерковления?
Исходя из понятия церковности, целей и задач воцерковления, определим основные условия воцерковления по отношению к будущему христианину:
1) личное и свободное решение вступить в Церковь, основанное на личной вере во Христа Спасителя и на доверии Церкви;
2) личное стремление жить по заповедям Божьим;
3) признание Боговдохновенности Священного Писания;
4) принятие Церкви как Тела Христова, частями которого является каждый из ее членов, а единою главою Господь наш Иисус Христос. При этом необходимо признание того, что именно община это зримо явленная Церковь;
5) признание того, что центром всей жизни православного христианина является Евхаристия;
6) принятие Святого Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен и святых отцов;
7) готовность взять ответственность перед Богом и Церковью за церковную жизнь как форму, в которой может развиться, вырасти личное богообщение и благочестие;
8) признание того, что христианское мировоззрение опирается на Священное Писание и догматические основы Православия.
9) признание того, что жизнь христианина призвана находиться в догматических и канонических рамках Церкви;
10) осознание того, что личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется и человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя как личность во всей полноте.
Воспитать цельную, духовно-нравственную личность - христианина, семьянина, гражданина и мастера-профессионала - значит обрести в её лице надежную опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества.
Да поможет Господь Бог всем радеющим о деле духовно-нравственного воспитания, воцерковления и обучения подрастающего поколения, чтобы возрастало оно во славу Божию, на благо Церкви, родителям на утешение, на пользу людям и нашему Отечеству!