Протоиерей Александр Зелененко

Сегодня российское общество пытается восстановить духовно-нравственное воспитание. Но искусственно, без веры и церковной жизни это сделать невозможно.

Религиозное начало во все времена существования человечества всегда было главное и определяющее в устроении любого общества.

А в воспитании главное - формирование почитания и любви к Богу и образу Божьему в человеке.

Обучение знаниям, умениям и навыкам имеет вторичное значение.

Атеизация общества, начавшаяся после переворота 1917 г., имела катастрофические последствия для воспитания, образования и мировоззрения людей.

Советская система воспитания, отвергнувшая дореволюционную воспитательную систему, была в начале 90-х годов прошлого века так же отторгнута российским обществом.

Система воспитания складывалась в обществе на протяжении многих столетий под влиянием церковных и народных традиций, обычаев, семейного уклада и христианского образа жизни.

Построение системы духовно-нравственного воспитания в семье и школе предполагает возрождение полноты православной жизни, а в образовании - восстановление традиционных для России духовно-нравственных ценностей.

Сегодня процесс воспитания абстрагирован и сводится к т. н. «общечеловеческим нравственным ценностям и моральным нормам».

Но для плодотворного воспитания необходим общепринятый нравственный личностный идеал, каковым более тысячи лет для нашего народа был Богочеловек Иисус Христос, эталоном – святость, образцом которой – наши православные святые.

Историко-культурная традиция отечественного воспитания

Любая педагогическая система сильна истинным основанием, многовековой традицией, преемственностью, духовно-нравственным и культурным содержанием.

Много веков русская педагогика была верна духу и учению Православной Церкви. В попечении о «малых сих…» объединялись семья, школа и Церковь – пастыри, родители и педагоги.

Первоосновы воспитания и отчасти образования закладывались в семье. Здесь человек запечатлевал дух, уклад, обычаи, образ отношений домочадцев и родных. Получал представления о мире, человеке, Боге, Церкви, окружающей природе и культуре. Приобретал первоначальные и разнообразные трудовые навыки.

Школа расширяла, углубляла и систематизировала полученные в семье знания, формировала христианское мировоззрение и картину мира.

Церковь приобщала к духовной жизни под руководством пастырей: вероучению, богослужению, церковным Таинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности.

Так, в единодушии служения родителей, пастырей и педагогов, созидалась личность ребенка и обретался плод: благовоспитанность и добронравие детей, как основа христианского благочестия.

Божие призвание о воспитании детей в вере

Веру и Заповеди Божии, определяющие пути человеческой жизни, в процессе воспитания следовало передавать детям как самое ценное достояние и наследство. «Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтоб они в свое время возвещали своим детям, возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Пс. 77: 6,7).

Современная школа не несет воспитательной функции

Школа призвана быть средой воспитания личности, а не только предметного информирования. Но сегодня школа передает лишь предметное содержание, не заботясь о благонравии, как свойстве воспитанности детей. К воспитанию стали относиться по остаточному признаку, как маловажному делу, а это ведет к нравственному растлению детей.

Наша государственная школа напоминает заблудшего сына из Евангельской притчи о блудном сыне, ибо она в последние годы устремилась «в страну далече» и слишком увлеклась западными новациями, технологиями и реформами, оставив и растеряв богатство и традиции отечественной педагогики и школы.

Иван Александрович Ильин прозорливо и честно высказывался о России: «Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Богу и учителя себе самим. Наша задача: творить русскую самобытную духовную культуру – из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом – смысл русской идеи».

Государственная школа, стремясь к формированию научного мировоззрения, стоит вне Церкви, православной традиции и религиозной жизни. Духовно-нравственное воспитание понимается в светском, безрелигиозном понимании, где нет места вере, жизни в церковном укладе и христианскому воспитанию личности.

Воспитание личности не сводится к правилам и навыкам. Воспитание есть формирование целостной личности, гармонично развитой в духовно-нравственном, интеллектуальном, патриотическом, эстетическом, а также в трудовом и физическом отношениях.

Под его воздействием складывается внутренний образ человеческой личности, нрав, характер отношений и вся последующая жизнь.

О причинах, затрудняющих
христианское воспитание детей

В семье

В 20 веке в России произошел массовый отход от традиционных устоев православной семьи.

Утрачены были: православная вера и сопряженные с нею ценности, церковный уклад семейной жизни, христианское мировоззрение, мышление и отношения.

Потеряно понимание сущности, ценности и способов передачи христианского воспитания.

Утрачено понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

Родители стали чаще "откупаться" от личного живого общения с ребенком дорогими подарками (телефонами, планшетами, компьютерной и иной техникой), чтобы он был занят и не мешал.

Большинство сегодняшних родителей не способны воспитывать детей в православном духе, будучи сами не воспитаны по-христиански, живя нецерковно и безукладно, не зная основ Православия и принципов христианского воспитания.

Супружество и воспитание детей воспринимается как тяжкое бремя. Велик процент разводов и неполных семей с комплексом духовно-нравственных и педагогических проблем.

Члены семьи расходятся во взглядах и отношении к вере, Церкви, на семейную жизнь и воспитание детей.

Недостаток лекций, практических занятий, программ и методических пособий, обучающих семейному укладу и христианскому воспитанию в православном духе.

В детском саду и школе

За последние годы в дошкольных и школьных учреждениях создано множество авторских и экспериментальных программ. Все они носят светский характер, выдвигают идеал всесторонне развитой, самореализующейся личности, находятся в отрыве от православных традиций и стремятся к формированию научного, а не христианского мировоззрения и духовно-нравственного образа жизни.

В обществе

До сих пор сказывается период массового отхода российского общества от христианских ценностей Православия: веры, церковного уклада, воспитания, образования и духовной жизни.

А социокультурная среда современного общества (реклама, СМИ, алкоголизм, наркомания, игромания и т.п.) противодействуют христианской жизни и воспитанию.

На церковном приходе

Родители и восприемники детей не получали должной мотивации и необходимых знаний к воцерковлению, жизни в церковном укладе и христианскому воспитанию детей.

Недостаток образовательных курсов, родительских семинаров по вопросам культуры семейных отношений, принципов христианского воспитания и этапов воцерковления семьи и в семье.

Недостаток форм занятий со взрослыми, направленных на преемство веры, духовной жизни, православных традиций, церковного уклада.

Недостаток творческих, всесторонне развивающих форм занятий с детьми на приходе (краеведческих, спортивно и военно-патриотических, музыкально-хоровых, изобразительного и ремесленного характера).

Утрата детьми почитания старших, неприятие авторитета взрослых, непослушанием и игнорирование мнения родителей и педагогов.

Серьёзнейшая проблема духовно-педагогического характера в том, что огромный процент крещёных детей не прививается к Церкви, увлекаясь водоворотом мирской жизни настолько, что часть из них погибает духовно и нравственно, а часть, даже физически.

Завещания выдающихся пастырей-педагогов
о христианском воспитании детей

«Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского», – замечал столетие назад святой праведный Иоанн Кронштадтский. Христианским воспитанием, с его испытанными ценностями и средствами мы можем уберечь души детей от погибели.

Русский религиозный философ и богослов Василий Васильевич Зеньковский писал: «Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства... Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий».

Поэтому, «именно христианским воспитанием, его испытанными ценностями и средствами, по слову святителя Феофана Затворника, мы должны предзанять души детей от всего чуждого и пагубного».

Воспитательный потенциал
уклада православной семьи

«Уклад слагается, формируется и закрепляется
прежде всего и больше всего – в детстве».
/И.А. Ильин/

Система воспитания складывалась в обществе на протяжении многих столетий под влиянием церковных и народных традиций, обычаев, семейного уклада и христианского образа жизни.

Понятие об Укладе

«Где уклад, там и лад,
а где нет уклада - много разлада»
/Народная поговорка/.

Уклад жизни - это установившийся порядок отношений, отраженный в образе жизни и включающий в себя сложившуюся систему духовно-нравственных ценностей, усвоенных предшествующими поколениями, которая направлена на закрепление в новых поколениях идеалов, смыслов, норм и форм деятельности.

5 компонентов традиционного семейного уклада

Отношения: (образ мыслей, сердечные чувствования, расположения и настроения).

Правила (нормы поведения, правила благочестивой жизни).

Распорядок (установленный порядок в течение дел дня, недели, года. В отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений (постных, праздничных и обычных), сезонными изменениями в быту и труде.

Обычаи (установившиеся в семейно-родовой среде события, даты и привычные формы их встречи и проведения).

Традиции (передача от старших к младшим, от предков к потомкам опыта, жизненно необходимого для земной жизни и спасительного опыта для вечной жизни (веры и навыков правильной церковной жизни).

Семья – наследница
традиционного уклада жизни

Семья – «домашняя Церковь», «уголок рая на земле». Она воплощает религиозные ценности и верования в повседневной жизни, в быту, в поведении, в праздниках, застольях и других традиционных обычаях.

Семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья – это наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами.

Об этом напоминают рассказы Библии о ветхозаветных патриархах.

Очень трудно, да, пожалуй, и невозможно создать подлинный христианский жизненный уклад, пренебрегая традициями.

Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение религиозную, культурную, национальную и отечественную традицию.

Благодаря семейной традиции, на основе особого почитания предков, отеческих могил и национальных обычаев, создавалась культура национального чувства и патриотической верности.

Семья для ребенка – самое родное место на земле, источник не только тепла и питания, но и осознанных правильных отношений, атмосферы сердечной любви, радости и духовного воспитания.

Сама идея Отечества – места моего рождения, малой родины, земного гнезда моих отцов и предков, возникла из недр семьи.

Некоторые принципы жизни
православной семьи

Русский народ за многовековую христианскую историю создал универсальную систему духовно-нравственных, культурных, национальных и семейно-родовых ценностей, которая всегда четко проявлялась в отношениях, словесных выражениях, поведении, в организации жизненного пространства и в быту.

Богопосвященность
(выраженная в Христоцентризме)

Укладная семья Христоцентрична, чем и преодолевается эгоцентризм ее членов. В ней всегда чувствуется незримое Божие присутствие.

Члены семьи объединены между собой в стремлении выполнять Его заветы и таким образом пребывать в любви.

Естественные родственные отношения, обязанности земного призвания, разнообразные роды труда, материальные блага, скорби и радости, — все это совершается и переносится в Господе и ради Господа.

Богообщение, Богопознание и Богопочитание

Объединяющим началом в семье является общая молитва и чтение слова Божия.

Утренние и вечерние молитвы являются важнейшим семейным правилом и совершаются неукоснительно.

Читаемые отрывки утренних и вечерних молитв могут распределяться между взрослыми и детьми.

Каждому состоянию и возрасту свойственен свой вид, форма и объем молитвы. Объем и содержание домашнего правила должны определяться духовником применительно к каждому человеку и к семье в целом.

Утром, помимо правила полезно читать Евангелие и апостольские послания, а вечером, восполняя вечернее правило - Псалтирь, жития святых на предстоящий день и духовные книги, с обязательным толкованием и обсуждением их.

По мере возрастания дети приобщаются к родительской молитве, возникает общесемейное молитвенное правило, которое не исключает индивидуальных молитвенных правил у каждого члена семьи.

События и нужды семейной жизни должны отмечаться общими молитвами; могут правиться даже молебны в той форме, которая доступна мирянам при отсутствии священника.

Без семейной молитвы нет и не может быть домашней церкви. Нужно учиться молиться всю жизнь и учить молитве своих детей, желая, чтобы они стали молитвенниками после земной жизни родителей.

Церковность (экклезиоцентричность).

Жизнь укладной семьи сопряжена с жизнью Церкви: это и участие всех в церковных богослужениях, празднествах и таинствах; и благочестивые домашние обычаи; и паломничества по святым местам.

Приучение к церковному богослужению и Таинствам.

Детей с первых дней жизни хорошо приводить хотя бы не на долго в храм, к причастию. Постепенно обучать церковной грамоте и пению в Воскресной школе. Дети могут помогать в алтаре и в храме: петь на клиросе, следить за подсвечником, снимать и ставить передаваемые свечи и т.п.

Ежевечерняя исповедь

В идеальном христианском браке муж и жена должны ежевечерне исповедоваться друг перед другом и быть совестью друг друга. Дети тоже должны перед сном исповедоваться перед отцом или матерью, прося прощения за недостойные поступки и слова.

Такая исповедь – самый лучший моральный цемент для семьи. В христианском браке и семье совершенно не должно быть лжи. В этом отношении семья является «домашней церковью».

Духовническое сопровождение семьи

Первое духовное наставление люди получают чрез священника. Он советует: какие правила по отношению к себе самому выполнять, чтобы обрести правильное духовное устроение, не потерять его и возрастать в добродетели.

Как блюсти свою душевную, телесную и внешнюю жизнь во взаимоотношениях с домашними, соседями и окружающими людьми. Это все должно быть под бдительным надзором и руководством духовного наставника, чтобы избегать греха.

Православная семья формируется под чутким руководством священника. Это участие священника во всех жизненных обстоятельствах, начиная с рождения ребенка и далее, это и крестины, нахождение крестных родителей и научение их своим обязанностям.

Так же утешение духовное в трудностях, беде, горе и соразделение радости с благодарностью Богу и людям.

Иерархичность и послушание

Укладная семья построена иерархично. Жене глава муж, мужу глава Христос, а дети должны повиноваться своим родителям. Образ послушания детям дает мать, послушная во всем своему мужу, а муж, будучи послушен Богу, Церкви и духовному отцу.

Но если муж велит жене делать что-то противоречащее Божиему повелению, то жена должна сказать то же, что некогда сказал Ап. Петр: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5: 29).

Личный пример родителей и старших

«Слова назидают, примеры влекут», гласит народная поговорка. Личный пример родителей и старших в семье оказывает решающее влияние на воспитание детей. Дети видят, как родители помогают соседям, подают милостыню нищим, ухаживают за стариками, убогими, больными, трудятся с утра до вечера. Всё это надолго остается в детской памяти, побуждая их поступать подобным образом.

Целостность и единство в духе любви

Семья – единый организм, в котором все ее члены живут в любви и взаимопомощи, всё делая сообща.

О серьезных семейных вопросах муж и жена держат совет. Вежливое, уважительное общение, негромкая речь, стремление воздерживаться от криков в трудные моменты – все это важные особенности быта.

Воспитание в соответствии с будущим назначением

Мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному, соответственно, как будущего, отца, способного заботиться о домашнем хозяйстве и всех родных и ближних; как война Христова и защитника Отечества.

А девочку, как будущую жену мужа, мать, хранительницу домашнего очага, способную к жертвенной заботе обо всем и всех.

Важность родительской молитвы и благословения

Благословение — это одобрение и благопожелание старших, которым восполняются, обновляются и направляются ко благу, - жизнь, силы и действия человека и созданий Божиих. Оно является духовной основой супружеского союза, крепости семьи, всякого доброго дела и богоугодной деятельности.

Детей нужно приучать брать благословение у родителей на любое важное дело: перед выходом из дома и перед сном, денежные расходы, серьезные покупки, экзамен, поездка, операция, знакомство, вступление в брак.

Взаимоотношения родителей и детей

Отношения родителей и детей основаны на евангельских заповедях, принципах взаимной любви и почитания, на общении, вникании в проблемы детей и интересы родителей.

Родительская любовь проявляется, прежде всего, в заботе о нравственном воспитании, приучении к труду, материальном их обеспечении.

Родители ответственны за детей и будут держать ответ перед Богом, если дети будут согрешать по их небрежению.

Воспитание в строгости

Детей в укладной семье воспитывают на православных христианских ценностях, в строгости, наказывая за провинности. Строгость в детстве поможет легче преодолевать жизненные испытания в зрелом возрасте.

Посты

В православной семье соблюдаются четыре многодневных поста, так же среда и пятница и др. посты, установленные Церковью.

Пост – это Божия Заповедь об умеренности во всем, данная для духовного укрепления людей.

Пост – это время усиленной молитвы, покаяния, борьбы с грехом.

Пост – это укрепление воли, которой очень многим не хватает и которую надо воспитывать в детях.

Пост – это навыкание управления своим телом и желаниями путем их разумного ограничения.

В посту следует ограничить посещение кино, театра, сидение перед телевизором.

Пост надо очень осторожно вводить для детей, – он не должен вызывать у них протеста, раздражения или уныния.

Для каждого члена семьи в меру его возраста, здоровья, физических нагрузок и духовного состояния должна быть своя мера поста. Эту меру поста нужно согласовывать с духовником.

Самое важное – чтобы к посту было добровольное и сознательное отношение, и он был посилен постящемуся.

Церковные и семейные праздники

В семье должны отмечаться православные праздники и семейные памятные дни и даты. Участие в первых укрепляет связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, вторые укрепляют семейные отношения и дружеские связи.

Праздник должен чувствоваться во всем: в обстановке и чистоте дома, в праздничном обеде или ужине, в одежде, в содержании молитв, а прежде всего и самое главное – в посещении Церкви.

Праздники переживаются духовно более полно во время богослужения при посещении храма.

Семейная трапеза

Трапеза предваряется и завершается общей молитвой. Глава семейства благословляет стол и первым приступает к еде. Этот простой ритуал формирует у детей чувство понимания семейной иерархии.

Воспитание трудолюбия

Трудолюбие является хорошим средством в борьбе со страстями. Умеющий работать человек не пропадет нигде. Кроме того, подобное отношение быстрее делает из детей помощников своим родителям, позволяя отцам и матерям экономить силы, средства и время в решении семейных вопросов и задач.

Ритмичность жизни

Важно жить в правильном ритме, подчиняться размеренному образу жизни.

Соблюдя разумную меру сна, человек получает силы на молитву, чтение и труд.

Ритмичность жизни – необходимое условие для нормального физического и духовного развития семьи.

Ритмы семейной жизни включают в себя молитву и принятие пищи, трудовые будни, постные периоды и праздники, совместные трудовые дела и досуг, выполнение служебных и учебных обязанностей, ведение домашнего хозяйства, поездки в паломничество и навещение родственников.

Ритмы позволяют использовать время с максимальной пользой. Ритмы дисциплинируют и тело, и душу, и дух человека.

Дом и его содержание

Дом православной семьи должен быть освящен. В нем должна быть атмосфера благожелательности, мира, покоя и любви. В доме нужно поддерживать порядок, чистоту, уют и красоту.

В православном доме есть святой уголок, где располагаются: крест, иконы, перед которыми теплятся лампады, Евангелие, молитвослов, различные святыни (освященное масло, вода, миро), духовная литература - псалтирь, жития святых.

Простота и целомудренность в одежде

Православные люди и дома не должны допускать вольности и нецеломудренности в одежде.

Важно приучать детей к целомудрию, рассудительности и благоразумию (избегая крайностей) во всем, в т.ч., и во внешнем виде.

Платье ниже колен, сарафан или юбка для девочек, опрятные брюки или спортивный костюм – для мальчиков.

Пожелание всем

Я желаю, чтобы возвращение нашего народа к Богу, Церкви, православному укладу и христианскому образу жизни было подлинным, искренним, глубоким и необратимым.

Не полумерным, по остаточному признаку и принципу: «на Тебе Боже, что мне не гоже», а целостным и всеобъемлющим, чтобы народ наш зажил христианской верой, христианскими ценностями и личностными отношениями с Богом и людьми, как главным содержанием жизни своей.

Как завещал игумен Никон Воробьев: «Крепко держитесь Православия, следуя церковной жизни и евангельским заветам Христа Спасителя».

Только тогда это принесёт истинное благо каждому верующему человеку, семьям и всему нашему Отечеству.