Наша педагогика идёт вдогонку проявлений невоспитанности, а должна быть проекционно-упреждающей.
Любой педагог несёт ответственность за то, какие «зёрна» он сеет в душе ученика и воспитанника. В педагогике, также как в медицине, необходимо соблюдать «золотое правило» - «не навреди». Сколько ошибок может совершать педагог, сколько «темных следов» может оставить в душе ребенка. Сколько вздохов и разочарований переживает он сам и часто не видит выхода из застаревших и накопленных годами нерешенных проблем. С другой стороны, существует опасность, когда педагог, вкладывая в ребенка все силы своей души, жертвуя временем ради него, может начать любить именно этот вклад в него, а точнее, самого себя в этом вкладе. Так часто бывает на практике.
Члены Общества православных педагогов на одном из семинаров постарались сформулировать главные причины возможных педагогических ошибок: непонимание ребенка, неумение увидеть в нем живую человеческую душу, неспособность педагога подняться над рутинными обстоятельствами и преодолеть самого себя…
Также к их числу можно отнести:
• недостаток педагогического опыта или негативный (доцерковный) педагогический опыт;
• безответственное и недобросовестное отношение к педагогическому труду (неподготовленность к занятиям, отсутствие заинтересованности);
• проблемы собственных «детских запечатлений» педагога (воспитание в семье, в школьной среде);
• «обезличивание» класса (группы), неумение или нежелание развития живого, личного контакта с учениками или воспитанниками, «нечувствование» ребенка, равнодушие к нему;
• неправильное планирование режима труда и досуга педагога;
• некритическое отношение к себе, нехватка чувства юмора;
• остановка в образовании, саморазвитии, самосовершенствовании;
• непонимание своего призвания и предназначения;
• «духовное невежество и слепота» (непонимание духовного смысла происходящего);
• укоренённость в наиболее характерных для педагогов греховных навыках и страстях: самомнении, себялюбии, тщеславии, человекоугодии, лицемерии, отсутствии смирения и кротости, отсутствии христианской любви и страха Божия.
Каждый человек, даже если он не является профессиональным педагогом, рано или поздно сталкивается с рядом вопросов, которые можно отнести к области педагогики. Вырастая и взрослея, мы начинаем замечать ошибки, допущенные родителями в нашем воспитании. Очень часто взрослому человеку требуется приложить немало усилий, чтобы понять, преодолеть и исправить те ошибки, которые были допущены теми, кто его воспитывал.
Часто педагогические просчёты как бы "передаются по наследству" ибо мы воспитываем детей по примеру собственного воспитания, не пересматривая ранее усвоенный опыт. А замечаем мы их лишь в детях, педагогически и нравственно запущенных, по прошествии времени, когда исправлять что-либо уже очень трудно, а порой и невозможно.
Одна мама на вопрос: «В чем мои ошибки в воспитании?», пишет:
Не имея опыта педагогической деятельности, я могу говорить лишь опираясь на опыт воспитания детей в собственной семье - младшего брата, дочери, племянника - и на основании наблюдений за окружающими меня близкими людьми. Семья, в которой я выросла, не принадлежала к счастливому числу православных, поэтому ошибки типичны для современного расцерковленного мира.
Ошибка первая
Мы считаем наших детей своей собственностью, забывая, что дети – дар Божией благости и любви, как сказано в св. Писании «награда от Господа», Его достояние (ср.: Псалтирь 126:2) . Мы заранее, мечтательно строим свои честолюбивые планы в отношении их, ещё задолго до их рождения: желаем именно мальчика или девочку, а не кого Бог пошлёт; Хотим - то или иное имя, и что бы оно было редкостным (на диво другим) и благозвучным (Виолетта, Генриетта, Консуэлла, Розалия, Джёзефина).Мы мечтаем "сделать" из него по нашему самохотению выдающую личность - музыканта, артиста, художника или спортсмена и т.д. и т.п.
Зачастую мы завышено к ним притязаем, возлагаем на наших детей свои надежды, как тяжкое неудобоносимое бремя, забывая о том, что ещё не родившийся человек - уже личность и у каждого из нас есть от Бога те дарования, предуказывающие и служебное призвание. «Рождённый ползать - летать не может» и «на осине не растут апельсины». Истина очевидна, но мы упорно пытаемся приделать крылья, вместо того, чтобы внимательно приглядываться, наблюдать, чтобы помочь маленькому человеку максимально раскрыть все задатки и таланты, которые заложил в него Творец.
Ошибка вторая
Мы пытаемся нашим любимым чадам "дать всё, что им хочется", удивляясь потом, как они, подрастая, превращаются в ужасных эгоистов-потребителей, живущих «по хочу…», привыкших просить и требовать, брать, но не отдавать. А любить, значит отдавать, а не брать… «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35).Очень часто забота наша распространяется исключительно в материальной плоскости: «лишь бы мой ребенок был сыт, обут и одет, а всё остальное приложится…». Мы с великим усилием и далеко не всегда отдаём им маленькую часть своего времени и совсем немного душевного тепла и не можем понять, почему они вырастают равнодушными и неблагодарными формалистами.
Ошибка третья
Мы перекладываем свою воспитательную обязанность на других; считаем, что воспитывать наших детей должны ясли, сад, двор, школа, те кто "профессионалы". При этом мы мало интересуемся программой "воспитания", ещё меньше - личностью педагога. Нам некогда. Нам нужно работать и обеспечивать семью материально.Мы спрашиваем наших детей: "Откуда ты этого набрался?", но продолжаем им (воспитателям) доверять. Мы согласны им немного помочь, желательно материально, чтобы процесс воспитания не отрывал нас от наших важных дел! Большинство современных женщин не считают воспитание детей своей главной обязанностью, ставя гораздо выше хобби, заработок и карьерный рост. К сожалению, в современном мире отношение к женщине, посвятившей себя главному призванию - материнству - мягко говоря, не очень позитивное. А ведь наши предки называли женщину, которая только готовится стать матерью, "непраздной", т.е. не пустой, занятой богоугодным делом.
Ошибка четвёртая
«Детям нужен добрый пример, а не морализаторство»Мы чаще всего сводим процесс воспитания к поучениям, назиданиям, объяснениям - к словесной форме, не учитывая того, что дети менее всего склонны воспринимать то, что слышат и более всего повторять то, что видят. «Слова назидают (морализация отторгается), а примеры влекут» Если бы мы сами жили по тем принципам, которые мы пытаемся привить детям, не было бы нужды тратить столько времени и сил, пытаясь доказать что-то на словах. Нас потому так часто раздражает поведение детей, что мы, как в зеркале, видим в них отражение собственных недостатков, которые он копирует, а мы часто закрываем глаза в отношении самих себя. Ребёнок всегда чувствует неискренность, лицемерие, ханжество, мы тем самым теряем его доверие и уважение.
Ошибка пятая
"Лебедь, рак и щука".Отсутствие в семье единомыслия по вопросам воспитания - полбеды, если у членов семьи хватает разума и такта не вступать в открытое противостояние, особенно при ребёнке, предоставляя преимущественное право голоса кому-то одному, чаще матери.
Настоящая беда - вступать в конфликты или, что ещё хуже, применять свои методы воспитания за спиной у других членов семьи. Особенно часто такая тактика встречается в семьях, где родители живут порознь.
Попытки привлечь на свою сторону ребёнка, задабривая его, а зачастую и "покупая" его любовь вседозволенностью и подарками, приводят к тому, что вырастает изворотливый приспособленец, умело использующий слабости обоих родителей и обращающий их в свою выгоду. Не менее опасны "добрые" бабушки, наносящие огромный вред душе ребёнка обсуждением и осуждением поступков его родителей, замечаниями в присутствии ребёнка. Унижение родителей переживается детьми гораздо острее, чем своё собственное.
Ошибка шестая
А) Мы катастрофически неспособны признавать свои ошибки.Б) Мы совсем не умеем просить прощения у наших детей, мы не считаем нужным объяснять им, отчего мы совершили тот или иной поступок.
В) Мы редко бываем с ними откровенны, и можно ли после этого рассчитывать на доверие с их стороны?
Подрастая, ребёнок начинает смотреть на своих родителей не только как на родных людей, но и как на личностей, как бы видит нас заново, с другой стороны. И тут очень важно, является ли родитель тем авторитетом, который будет признан, на который можно опереться в дальнейшей жизни. Только постоянно возрастая и совершенствуясь, одна личность может дать поддержку другой. И не надо лишать их права на собственные ошибки. Лучшее, что мы можем дать подросткам - уверенность в том, что если их даже не поймут, то примут и простят обязательно.
Ошибка седьмая
Мы очень мало умеем любить своих детей. Той самой любовью, которая по слову апостола Петра "долготерпит, милосердствует ... не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла ... всё покрывает, всего надеется, всё переносит" (1 Кор 13:4-7). Мы очень легко радуемся за наших детей, потому что их успехи и достижения питают нашу гордыню и тешат самолюбие, но как мало мы умеем им сострадать! В лучшем случае, мы способны понять и разделить физическую боль, но душевные тревоги часто не трогают нас. Многие ли из нас, взрослых, способны прочувствовать горе малыша, пережившего смерть любимого хомячка? А трагедию подростка из-за прыщика на носу? Мы часто забываем, какими были сами; у нас слишком маленькое сердце, и двери его чаще всего закрыты для наших собственных детей. А "чужакам" там и вовсе никогда нет места."Вы же женщина, Вы должны плакать и молиться" - эта фраза из малоизвестного кинофильма, сказанная совсем по другому поводу, как нельзя более точно отражает роль женщины в воспитании Умение сострадать, принимать сердцем участие в жизни детей -редкие ныне качества в современной женщине. И самая главная ошибка, которую мы совершаем - мы очень мало доверяем Богу, Который любит наших детей гораздо больше нас самих.
А находка в области педагогики у меня одна - Православие. Только оно даёт твёрдую опору, веру, надежду, упование во всех земных делах, в том числе и в воспитании; даёт возможность увидеть личность в каждом, пусть даже в очень маленьком человечке. Труд воспитателя, педагога - нелёгок, но даёт уникальные возможности -открывать новые грани возрастающей личности, помогать ей отыскивать дарованные Богом таланты, быть сопричастным к великой тайне - творению, созданию нового Человека.
Об извечной проблеме разногласий отцов и детей
Их разногласия и столкновения происходят из-за расхождения взглядов, личных принципов и жизненных установок. Когда родители подразумевают и считают , что их дети много чего должны и обязаны делать:- почитать своих родителей, любить, ценить и дорожить ими; слушаться с полуслова, терпеть, прощать и уступать; естественно – хорошо учиться, вести пристойно себя в обществе: в школе, с педагогами и сверстниками; во дворе с друзьями и соседями… и т. д. Несмотря на то, что родители не всегда были добрым примером всего этого и имели множестве упущений в деле воспитания своих детей.
А дети в свою очередь считают, что родители всё им должны дать и всем обеспечить.
Поэтому обоюдные эго-притязания приводят детей и родителей к взаимным разногласиям и конфликтам:
- когда сталкиваются – родительская заботливость о ребёнке и детская рассеянность, лень и безалаберность
- когда сталкиваются – родительская воля и детское своеволие;
- когда сталкиваются – «родительская правда» с «детской правдой»
- когда сталкиваются – родительское самоутверждение и детское непослушание и упрямство;
- когда сталкиваются – родительская требовательность и детская беззаботность и безответственность;
- когда сталкиваются – родительское гордостное самолюбие и детская непочтительность, своенравие и дерзость.
Нельзя забывать, что только на чувстве взаимной любви и почитания возможно обретение душевного контакта, родителей и педагогов с детьми, который будет приводить их к взаимопониманию и успеху в воспитании. «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12: 10).
Принцип любви, соединенной с почитанием, является одним из важнейших обоюдных принципов отношений воспитателей и воспитуемых. Обоюдность его выражается для взрослых, прежде всего в заповеди любви и воспитания, а для детей — любви и почитания.
Из семейной атмосферы любви и почитания ребенок будет приходить в школу, уже имея чувство почитания и обращая его к педагогам. Поэтому важно возгревать эти чувства с самого начала семейного воспитания.