Протоиерей Александр Зелененко

Что же завещает наставникам детей отец Иоанн в распознании и предостережении от греха, столь важном в воспитании, и для самих детей, чтобы открылись им опасности, и последствия к каким приводит грех? «Предостерегайте детей в отношении греха и его последствий!» Он говорил: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных страстей наклонностей и привычек, из которых слагается и наша жизнь. Враг спасения и плоть грешная, не щадят и детей, семена всех грехов есть и в них. Представьте детям все опасности и скорбные последствия их грехов, чтобы они по неведению и невразумлению от старших, не утвердились на пути жизни в греховных пристрастиях и навыках, которые с возрастом умножаются и растут» 1.

Христианское воспитание - есть передовая борьбы за спасение детских душ. Отец Иоанн не прибегал к нравственному унижению неспособных. Отец Иоанн, которому в детстве и самому нелегко давалось учение, по воспоминаниям современников, был замечательным педагогом. Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место в учебных заведениях: ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному унижению неспособных. Успехи рождало теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. У него не было «неспособных». На его уроках все без исключения жадно вслушивались в каждое его слово. Уроков его ждали. Уроки его были скорее удовольствием для учащихся, чем тяжелой обузой и обязанностью. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ.

Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, «приговоренного» к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, воспитывался достойный человек. Христиане, прежде всего и более всего, должны заботиться о том, чтобы дети выросли непоколебимыми в христианской вере, верными чадами Божьими, живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» (см. Гал. 4: 19), чтобы более всего в земной жизни они предпочли и возлюбили Бога, а затем «ближнего своего, как самого себя» (см.: Мф. 22:37-40), а целью своей жизни, по слову прп. Серафима Саровского, имели «стяжание (преумножение) Святаго Духа Божьего» во спасение души.



1 Священное Писание в толкованиях свт. Иоанн Златоуста т. 4 кн.l Беседа 16 с. С. 232.

Продолжение