Протоиерей Александр Зелененко

На рубеже XIX–XX веков в России и далеко за ее пределами люди услышали о великом подвижнике, молитвеннике, чудотворце — праведном отце Иоанне Кронштадтском. Тысячи людей стремились ежедневно к Кронштадтскому пастырю, чтобы увидеть его совершающим Божественную литургию, услышать его назидательное слово, получить утешительный совет.

«Сколько людей, — писал один из современников отца Иоанна, — было поднято его молитвою уже от одра смертного! Сколько нравственно погибающих извлечено по молитве и вразумлению его из бездны греха и погибели». Отец Иоанн давал четкие и ясные оценки происходящим событиям, стремился направить Россию на предначертанный ей духовный и исторический путь. Вся его 53-х летняя пастырская деятельность, по слову его сподвижника священномученика Философа Орнатского, была воистину непрерывным «подвигом служения спасению других».

Мы видим необычайную полноту его духовных даров, ту многосторонность его святости, которую Господь дает только Своим великим избранникам, любящим Его и служащим Ему. Он раскрыл в нем великий пастырский талант, дар проповедника, духовника и учителя, дар миссионера и просветителя, дар чудотворца и исцелителя; провидца и пророка, дар бессеребренника-благотворителя, дар храмоздателя и созидателя монашеских обителей.

Историями чудесного проявления его дарований наполнены целые книжные тома. Уроки Кронштадтского пастыря сохраняют свое непреходящее значение и в наши дни.

Современная духовная ситуация в нашем отечестве не менее тревожна, чем в дни о. Иоанна Кронштадтского. Мы вступили в эпоху, в которой мир в своем безумно-апостасийном стремлении не решается еще прямо и явно отречься от Христа, но изменяя Ему, все более подменяет христианские ценности, цели и смыслы, наполняя их своим лжеименным содержанием, называя эпоху постхристианской, коварно покушаясь на неизменный нравственный идеал — Бого­человека Иисуса Христа. Сам факт подмен выражается в образе жизни людей. Теперь люди больше ищут уюта, чем уклада, ищут земного счастья, чем вечного спасения.

Как мы знаем, зло этого мира преодолевается лишь жертвенным добром, высшим проявлением которого является самоотдача из любви ради блага других, что засвидетельствовано крестной смертью Христа Спасителя, отдавшего Себя «за живот мира», и многочисленным сонмом святых христианских мучеников, кровь которых стала семенем возрастания Церкви. Благодаря этому побеждающему жертвенному добру продолжается жизнь мира.

Пример подобной жертвенности засвидетельствован и миллионами наших соотечественников, положивших «живот свой» на полях сражений за наше Отечество, особенно в последних двух мировых войнах прошлого века.

В мирное время выражением жертвенного добра является различная созидательная деятельность людей, которую условно можно подразделить на три вида — работа, труд и служение. При сравнении и нравственной оценке этих родов человеческой деятельности, обнаруживается их ценностное различие между собою.

Работа — деятельность преимущественно направленная на материальное обеспечение себя и своих близких.

Благотворительный труд — деятельность, более направленная на благо других людей, находящихся в разного рода нужде.

Жертвенное служение — деятельность во имя Господа, Его Церкви, во имя любви, спасения людей и Отечества. Не человек служит своими «силами» Богу, а Христос дарует человеку силы и совершает в нем служение. Таким образом, служение — это момент «чистого звучания» добродетелей Христовых в человеке, это встреча с живым Богом, Который пришел к человеку совершить свое служение в мире. Самое существо жизни церковной — служение. Без служения нет даров Духа, равно как без даров нет служения. Получая дары, и особенно в таинстве Миропомазания, — служи. Не служишь — дары замирают и угасают. «Согласился» служить — дары оживляются вливанием Христовых сил — добродетелей. Посвяти свою жизнь и свободу Христу, и Он станет Служащим в тебе и через тебя другим.

Какие же виды служения воплотил о. Иоанн в своей жизни?

Главным его служением, было служение пастырское — служение Богу и пасомым, через примирение людей с Богом. Отслужив первую свою литургию в Андреевском соборе о. Иоанн сказал вдохновенное слово: «Сознаю высоту сана и соединенных с ним обязанностей, чувствую свою немощь и недостоинство, но уповаю на благодать и милость Божию «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание: это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братья мои…».

Миссионерское — это служение по распространению и утверждению в народе христианской веры вне формальных границ Церкви, и часто апологетического характера в преодолении материалистических, атеистических, еретических и сектантских лжеучений. В своих проповедях, поучениях и беседах отец Иоанн остро и ревностно реагировал на духовно подрывную деятельность различных неверов, реакционеров, сектантов разных мастей, особенно Л. Н. Толстого и его последователей — толстовцев.

Катехизаторское — это служение духовно-просветительского характера по наставлению людей в истинах православной веры и в чине церковной жизни для богоугождения и спасения души. Наряду с законоучительством, отец Иоанн в течение 7 лет (с 1857 по 1865 гг.) активно вел в Андреевском соборе Кронштадта общедоступные катехизические беседы с народом. Тексты бесед были одобрены указом духовной консистории и впоследствии неоднократно издавались.

Тридцать два года (5 лет в реальном училище и 27 лет в гимназии Кронштадта) с великим усердием, любовью и радостью посвятил отец Иоанн святейшему делу — педагогическому служению в качестве законоучителя и духовника школы. Как «делатель в питомник душ» пришел о. Иоанн в школу и с любовью ухаживал за «христовыми цветами» — учениками, каждого наставляя, обучая, жалея, вразумляя, обличая, с любовью ведя ко Христу и спасению. Он писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце — жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни». Общество растленно именно от недостатка христианского воспитания. Христианское воспитание — есть передовая борьбы за спасение детских душ. Именно воспитание цельной, духовно-нравственной личности как христианина, семьянина и гражданина — составляло цель и генеральную линию педагогической деятельности о. Иоанна.

Социально-благотворительное служение. Наиболее яркой формой этого служения было основание в Кронштадте Дома трудолюбия со школой, храмом, приютом и мастерскими. При этом Доме имелись: бесплатная лечебница, курсы для обучения ремеслу, бесплатная школа для детей и взрослых на 300 человек. В конце 80-х гг. ХIХ в. заботами и трудами о. Иоанна был построен ночлежный и странноприимный дома, где помощь оказывалась всем нуждающимся, независимо от их социальной и религиозной принадлежности. Впоследствии отец Иоанн возглавил «Всероссийское общество по устройству домов трудолюбия», которых насчитывалось более ста.

Духовно-врачевательное служение отца Иоанна началось не сразу, а как результат его многолетнего подвижничества. Один из прозорливых учеников прп. Серафима Саровского послал праведную старицу Параскеву Ковригину к о. Иоанну (тогда еще скрытому от мира) послужить молебен об исцелении тяжело болящего человека, побуждая его в своих молитвах не просто просить, а требовать у Бога исцеления больному. И действительно, вскоре она сообщила, что больной поправился. По особому указанию Божию, через эту праведную старицу и совершилось прославление о. Иоанна в России и за ее пределами, как молитвенника об исцелении болящих.

Литературное наследие отца Иоанна — это еще один род его служения, посредством печатного слова, которое оказалось весьма обширно. Здесь многочисленные проповеди, письма, наставления и особенно знаменитые дневниковые записи под названием «Моя жизнь во Христе». Вместо предисловия в книге «Моя жизнь во Христе», о. Иоанн пишет: «Все содержащееся в моем издании есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия». Своим дневникам о. Иоанн предпослал следующую запись: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я и не смею надеяться, потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки, то, по крайней мере, некоторым местам ее…». И далее через год продолжил: «…Я желаю, чтобы другие люди, которым удастся прочитать о моих опытах, верили им так же, как верю я сам».

Преподобническое служение. Его сущность заключается в уподоблении Богу в добродетели (в чистоте, простоте, правде, смиренномудрии, любви и служении), посредством поста, молитвы и милостыни, преумножая тем самым дары Святого Духа. Митрополит Вениамин (Федченков), духовный сын о. Иоан­на, особо выделял подвиг его преподобнического служения, подобного служению монашескому, высотою которого, несмотря на соблазны городской жизни, он превосходил многих монашествующих и насельников монастырей.

Духовническое и старческое служение. Отец Иоанн подобно духоносным старцам имел многие, характерные для старчества дары: дар рассудительности, дар прозорливости, человеколюбия и чуткого духовного руководства. Среди окормляемых о. Иоанном были люди самых разных сословий, возрастов, постов и званий: от нищих до богатых, от простолюдинов до высокопоставленных особ, в том числе и царского рода (известно, что он был очень почитаем императором Александром III); были также из числа епископата: еп. Арсений (Жадановский), митрополит Вениамин (Федченков), митрополит Серафим (Чичагов); а так же из числа монашествующих, белого духовенства и пострадавших от безбожников в годы гонений — новомучеников и исповедников Российских.

О пророческом служении о. Иоанна говорят его подчас грозные пророческого характера слова, произнесенные в 1906–1908 гг. в проповедях последних лет пастырского служения. Все его предсказания отдельным лицам и целым народам исполнялись и исполняются. Например, множество раз на просьбы помолиться об исцелении того или иного болящего о. Иоанн отвечал: «Будет здоров или здорова». И все эти предсказания исполнялись. Отец Иоанн часто предостерегал русских людей о возможном гневе Божием за равнодушие к вере. Основной закон жизни общества и народа, дух его — это богопочитание. Русская катастрофа 1917 года — это логический катаклизм, к которому привела русских людей и особенно интеллигенцию, увлеченность земными интересами и житейскими наслаждениями. Все это отодвинуло в сторону религиозные чувства и переживания людей, привело к духовному оскудению, потребность в молитве и посещении церкви Божией стала глохнуть.

Никак нам нельзя забывать тех суровых уроков, преподанных России Господом за массовое богоотступничество в ХХ веке. Пока наш народ воспитывался в духе православного вероучения и сердце свое отдавал сокровищу нетленному, его земное бытие было отмечено благоденствием и славой; переориентация же на материальные ценности, на устроение «царства земного» имело результатом великие скорби, политические нестроения, экономическое разрушение, нарушение нравственных законов, кризисное состояние семьи, школы и общества.

В последние годы жизни он взывал: «Кайтесь, кайтесь, — приближается ужасное время, столь опасное, что вы представить себе не можете». Он говорил, что если не будет покаяния, Господь отнимет у России царя и попустит столь жестоких правителей, которые всю Землю Русскую зальют кровью. Он говорил, Россию, помимо Бога, хранит царь, и «кто верен Богу, тот верен и царю». Говоря о том, какие страшные испытания ожидают Русь от нечестивых инородцев захватчиков, батюшка в то же время призывал не отчаиваться: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету великого князя Владимира — как единая Церковь…».

Отец Иоанн Кронштадтский стал воплощением идеала русской святости, образцом пастырского служения, душою всенародного почитания и благодатным плодом 1000-летней истории Православной Руси.