Протоиерей Александр Зелененко

икона

Кронштадтский пастырь пришел на свое служение именно тогда, когда в мире христианская вера и любовь сильно оскудели, их вытеснили совсем иные «ценности» – деньги, выгода, прагматический расчет – культ земной славы и материального благополучия.

На рубеже XIX-XX веков в России и далеко за её пределами люди услышали о великом подвижнике, молитвеннике, чудотворце – праведном отце Иоанне Кронштадтском. Сотни и тысячи людей стремились ежедневно к пастырю Кронштадтскому, чтобы увидеть его совершающим Божественную литургию, услышать его назидательное слово, получить утешительный совет. «Сколько людей, – писал один из современников отца Иоанна, – было поднято его молитвою уже от одра смертного! Сколько нравственно погибающих извлечено по молитве и вразумлению его из бездны греха и погибели». Отец Иоанн давал четкие и ясные оценки происходящим событиям, стремясь направить Россию на предначертанный ей духовный и исторический путь. Вся его 53-х летняя пастырская деятельность, по слову его сподвижника священномученика Философа Орнатского, была воистину непрерывным «подвигом служения спасению других».

Углубляя анализ его подвига, мы видим необычайную полноту его духовных даров, ту, если можно так сказать, многосторонность его святости, которую Господь дает только Своим великим избранникам, любящим и служащим Ему. Он раскрыл в нём великий пастырский талант, дар проповедника, духовника и учителя, дар миссионера и просветителя, дар чудотворца и исцелителя; провидца и пророка, дар бессеребренника-благотворителя, дар храмоздателя и созидателя монашеских обителей. Историями чудесного проявления его дарований наполнены целые книжные тома. Уроки Кронштадтского пастыря сохраняют свое непреходящее значение и в наши дни.

Современная духовная ситуация в нашем отечестве не менее тревожна чем в дни о. Иоанна Кронштадтского. Мы вступили в эпоху, в которой мир в своем безумно – апостасийном стремлении не решается еще прямо и явно отречься от Христа, но изменяя Ему, все более подменяет христианские ценности, цели и смыслы, наполняя их своим лжеименным содержанием, называя эпоху постхристианской, коварно покушаясь на его неизменный нравственный идеал - Богочеловека Иисуса Христа. Сам факт подмен выражается в образе жизни людей. Теперь люди больше ищут уюта, чем уклада, ищут земного счастья, чем вечного спасения. Цель и смысл жизни подменились способами жизни – как выгодно, удобно, приятно, комфортно, быстро, весело и легко. Вот так, в духе рекламных вывесок на сегодняшний день живет большая часть нашего общества. И вместо блага ближних, служения Господу, святой Церкви, Отечеству и профессиональному делу, люди самоутверждаются друг перед другом, завидуют, превозносятся, презирают, злорадствуют и предают.

Как мы знаем, зло этого мира преодолевается лишь жертвенным добром, высшим проявлением которого является самоотдача из любви ради блага других, что засвидетельствовано крестной смертью Христа Спасителя отдавшего Себя «за живот мира», так и многочисленным сонмом святых христианских мучеников, кровь которых стала семенем возрастания Церкви. Благодаря этому побеждающему жертвенному добру продолжается жизнь мира. Пример подобной жертвенности засвидетельствован и миллионами наших соотечественников, положивших «живот свой» на полях сражений за наше Отечество, особенно в последних двух мировых войнах прошлого века.

В мирное время выражением жертвенного добра, но в разной степени, является различная созидательная деятельность людей, которую условно можно подразделить на три вида – работа, труд и служение. При сравнении и нравственной оценке этих родов человеческой деятельности, обнаруживается их иерархически-ценностное различие между собою.

Работа, как деятельность преимущественно направленная на материальное обеспечение себя и своих близких.

Благотворительный труд, деятельность более направленная на благо других людей, находящихся в разного рода нужде, – откликом на которую он становится.

И жертвенное служение, как деятельность во имя Кого-то и чего-то; как правило во имя Господа, Его Церкви, во имя любви, спасения людей и Отечества. Не человек служит своими «силами» Богу, а Христос дарует человеку силы и совершает в нем служение. Таким образом, служение – это момент «чистого звучания» добродетелей Христовых в человеке, это встреча с живым Богом, Который пришел к человеку совершить свое служение в мире. Самое существо жизни церковной – служение. Без служения нет даров Духа, равно как без даров нет служения. Получая дары, и особенно в таинстве Миропомазания, – служи. Не служишь – дары замирают и угасают. «Согласился» служить – дары оживляются вливанием Христовых сил – добродетелей. Посвяти свою жизнь и свободу Христу, и Он станет Служащим в тебе и через тебя другим».

Какие же виды служения воплотил о. Иоанн в своей жизни?

фото

Главным его служением, было служение пастырское – служение Богу и пасомым, через примирение людей-грешников с Богом. Отслужив первую свою литургию в Андреевском соборе о. Иоанн сказал вдохновенное слово: «Сознаю высоту сана и соединённых с ним обязанностей, чувствую свою немощь и недостоинство, но уповаю на благодать и милость Божию «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую». Знаю, что может сделать меня более или менее достойным этого сана и способным проходить это звание: это любовь ко Христу и к вам, возлюбленные братья мои…»

Миссионерское – это служение по распространению и утверждению в народе христианской веры вне формальных границ Церкви, и часто апологетического характера в преодолении материалистических, атеистических, еретических и сектантских лжеучений.

В своих проповедях, поучениях и беседах о. Иоанн остро и ревностно реагировал на духовно подрывную деятельность различных неверов, реакционеров, сектантов разных мастей и особенно Л. Н. Толстого и его последователей – толстовцев.

Катехизаторское – это служение духовно-просветительского характера по наставлению людей в истинах православной веры и в чине церковной жизни для богоугождения и спасения души. Наряду с законоучительством о. Иоанн в течение 7 лет (с 1857 по 1865 гг.), активно вёл в Андреевском соборе Кронштадта общедоступные катехизические беседы с народом, которые указом духовной консистории были одобрены и в последствии были неоднократно издаваемы.

Тридцать два года (5 лет в реальном училище и 27 лет в гимназии г. Кронштадта), с великим усердием, любовью и радостью посвятил отец Иоанн святейшему делу – педагогическому служению в качестве Законоучителя и духовника школы. Как «делатель в питомник душ» пришел о. Иоанн в школу и с любовью ухаживал за «христовыми цветами» – учениками, каждого наставляя, обучая, жалея, вразумляя, обличая, с любовью ведя ко Христу и спасению. Он писал: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание; сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, зажечь в нём чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Общество растленно именно от недостатка воспитания христианского. Христианское воспитание – есть передовая борьбы за спасение детских душ». Именно воспитание цельной, духовно-нравственной личности как христианина, семьянина и гражданина – составляло цель и генеральную линию педагогической деятельности о. Иоанна.

Социально-благотворительное – наиболее яркой формой которого, было основание в Кронштадте Дома трудолюбия со школой, храмом, приютом и мастерскими. При этом доме имелись: бесплатная лечебница, курсы для обучению ремеслу, бесплатная школа для детей и взрослых на 300 человек. А затем в конце 80-х гг. ХIХ в. заботами и трудами о. Иоанна был построен ночлежный и странноприимный дом, где помощь оказывалась всем нуждающимся, независимо от их социальной и религиозной принадлежности. В последствии о. Иоанн возглавил «Всероссийское общество по устройству домов трудолюбия», которых насчитывалось более ста.

Духовно-врачевательное служение отца Иоанна началось не сразу, а как результат его многолетнего подвижничества. Один из прозорливых учеников прп. Серафима Саровского послал праведную старицу Параскеву Ковригину к о. Иоанну, (тогда ещё скрытому от мира), послужить молебен об исцелении тяжело болящего человека, побуждая его в своих молитвах не просто просить, а требовать у Бога исцеления больному. И действительно, вскоре она пришла вновь с известием, что больной поправился. По особому указанию Божию, через эту праведную старицу и совершилось прославление о. Иоанна в России и за её пределами, как молитвенника об исцелении болящих, которых было неисчислимое множество.

Литературное наследие отца Иоанна – это еще один род его служения, посредством печатного слова, которое оказалось весьма обширно. Здесь многочисленные проповеди, письма, наставления и особенно знаменитые дневниковые записи богодухновенных мыслей под названием «Моя жизнь во Христе». Вместо предисловия в книге «Моя жизнь во Христе», о. Иоанн пишет: «Всё содержащееся в моём издании есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия».

Преподобническое служение: Его сущность заключается в уподоблении Богу в добродетели (в чистоте, простоте, правде, смиренномудрии, любви и служении), посредством поста, молитвы и милостыни, преумножая тем самым дары Святого Духа. Митрополит Вениамин Федченков, духовный сын о. Иоанна, особо выделял подвиг его преподобнического служения – подобно служению монашескому, высотою которого, не смотря на соблазны городской жизни, он превосходил многим монашествующих и насельников монастырей.

Духовническое и старческое служение – оно было характерно ему, потому что он подобно духоносным старцам имел многие, характерные для старчества дары: дар рассудительности, дар прозорливости, человеколюбия и чуткого духовного руководства. Среди окормляемых о. Иоанном были люди самых разных сословий, возрастов, постов и званий: от нищих до богатых, от простолюдинов до высокопоставленных особ, в том числе и царского рода (известно, что он был очень почитаем императором Александром III). Были также из числа епископата РПЦ: еп. Арсений Жадановский, митрополит Вениамин Федченков, митрополит Серафим Чичагов, а так же из числа монашествующих, белого духовенства и пострадавших от безбожников в годы гонений – новомучеников и исповедников Российских.

О пророческом служении о. Иоанна говорят его многие грозные пророческого характера слова, произнесенные особенно в 1906 – 1908 годы в проповедях последних лет пастырского служения.

Все его предсказания отдельным лицам и целым народам исполнялись и исполняются. Например, сколько тысяч раз о. Иоанн, на просьбы помолиться об исцелении, отвечал: «будет здоров или здорова» и все эти предсказания исполнялись.

Отец Иоанн часто предостерегал русских людей о возможном гневе Божием за равнодушие к вере. Основной закон жизни общества и народа, дух ее – это богопочитание. Русская катастрофа 1917 года – это логический катаклизм, к которому привела русских людей и особенно интеллигенцию, увлечённость земными интересами и житейскими наслаждениями. Всё это отодвинуло в сторону религиозные чувства и переживания людей, привело к духовному оскудению, потребность в молитве и посещении церкви Божией стали глохнуть.

Никак нам нельзя забывать тех суровых уроков преподанных России Господом за массовое богоотступление в ХХ веке. Пока наш народ воспитывался в духе православного вероучения и сердце свое отдавал сокровищу нетленному, его земное бытие было отмечено благоденствием и славой; переориентация же на материальные ценности, на устроение «царства земного» имело результатом великие скорби, политические нестроения, экономический полуразвал, нарушение нравственных законов и кризисное состояние семьи, школы и общества.

В последние годы жизни он взывал: «Кайтесь, кайтесь, – приближается ужасное время, столь опасное, что вы представить себе не можете». Он говорил, что если не будет покаяния, Господь отнимет у России царя и попустит столь жестоких правителей, которые всю Землю Русскую зальют кровью. Он говорил, что хранитель России после Бога есть царь («кто верен Богу, тот верен и царю»), а враги наши без него постараются уничтожить и самое имя России. Говоря о том, какие страшные испытания ожидают Русь от нечестивых инородцев захватчиков, батюшка в то же время призывал нас не отчаиваться: «Я предвижу восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету великого князя Владимира – как единая Церковь…

Отец Иоанн Кронштадтский стал воплощением идеала русской святости, образцом пастырского служения, душою всенародного почитания и благодатным плодом 1000-летней истории Православной Руси.