Максим Трошин (18 июня 1978 — 5 июня 1995) — русский певец, автор песен, поэт.
Родился в Брянске в православной семье. Уникальный певческий и гражданский талант Максима проявился в раннем возрасте. Максим служил звонарём храма Тихвинской иконы Божией Матери и иподиаконом епископа Мелхиседека. Руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях, руководил молодёжной организацией Русского Национального Собора в Брянской области. Пел о Родине, о России.
Первую песню Максим сочинил в 9 лет. Во время исполнения песни «Соловей» ему было 10 лет.
Его называли русским Робертино Лоретти.
Всероссийское признание пришло к юному певцу в начале 1990-х, когда он положил на музыку и исполнил песни «Журавли» (сл. Петра Орешина) и «Православная» (сл. Владимира Волкова).
Максим погиб при невыясненных обстоятельствах в день Вознесения Господня, за несколько дней до своего семнадцатилетия; его тело нашли в реке Десне под Брянском. В тот вечер он должен был ехать на поезде в Москву на концерт.
За несколько лет до своей гибели Максим создал и исполнил неповторимый по широте и новизне песенный репертуар, включающий и его авторские песни («Как по Русской по земле», «СССР печатает талоны», «Афганистан», «Эх, да как на горочке» и др.), и народные песни и былины, и песни на стихи Алексея Кольцова, Сергея Есенина, Николая Клюева, Михаила Исаковского, Николая Рубцова, Николая Тряпкина, иеромонаха Романа, Константина Скворцова, Владимира Волкова, Юрия Борисова.
"Я пою песни, по которым соскучились люди, которые они потеряли, я возвратить их хочу…"
Его кристальная душа отзывалась на всякую боль, приносимую недругами его Отечеству. Для этого ему достаточно было найти в сокровищах музыкальной культуры России произведение, отвечающее событию настоящего. Русская народная песня "Ты воспой в саду, соловейко", исполненная им в память поэта Игоря Талькова - одно из самых лучших посвящений певцу. Песня отца Романа "Ликует Рим", которую он пел в честь защитников Белого Дома, в его исполнении поражает духовно-исторической аналогией, глубиной раскрытия трагедии и, конечно, надеждой. "Вспомни! Вспомни! Ты же русский, на своей живешь земле" - обращался Максим к современником, аккомпанируя себе как древний Боян на гуслях.
"Русский человек, я считаю так, должен быть православный, прежде всего; это вера, которую наши отцы, деды отстаивали, была пролита за эту веру кровь, за землю русскую. Русский человек прежде всего должен быть патриотом своей земли, а быть патриотом — это значит быть православным человеком."
"Погребальный звон" - последняя песня-плач Максима - посвящена памяти его отца и наставника Юрия Павловича Трошина, до последней минуты вместе с сыном стоявшем на посту служению Богу и Отечеству.
На одном из концертов Максим сказал:
"Часто спрашивают, почему так много грустных песен. И вот я открываю одну толстую книгу и читаю: „Русская музыка с трогательной простотой обнаруживает душу мужика, простонародья. Ничто не говорит так сердцу, как их светлые мелодии, которые все без исключения печальны. Я обменял бы всё счастье Запада на русский лад быть печальным." Это сказал немец. "
"Вот у нас сейчас часто отключают свет в домах. И мы, русские люди с величайшей культурой, все образованные, не знаем, что делать, не находим себе места... То есть нас лишили самого главного. Раньше, когда света не было, садились люди и пели песни. А теперь мы не знаем ни одной песни, не можем их петь. У нас это отбили начисто, так что нас можно убить самым простым: отключи нам свет — и всё, мы уже трупы. Поэтому политика, я считаю, изменит очень мало. А самое главное — это культура и нравственность."
Посмотрите на фотографии этого удивительного юноши. Его облик - ангельский, как и его голос. Как мало прожил он, но как много успел! Он явился как истинный печальник за Россию, всколыхнул нашу душу своими песнями о Божией Правде. Кто хоть раз слышал Максима, не сможет забыть его.
Царство ему Небесное и вечная память!
Песни Максима Трошина на нашем сайте:
Соловей
Матушка пела
Журавли
Да исправится молитва моя
Господи, помилуй!
Ликует Рим в языческом веселье...
Тихая моя Родина
Использованы материалы статьи Николая Деткова, август 1996 г. , газета "Русский Собор"