Когда Аркадий Бушин только появился на свет, счастьем даже не пахло
Назвать его счастливчиком – значит слукавить, а вот поверить в то, что он действительно счастлив, – значит понять. Его имя в переводе с древнегреческого означает «житель счастливой страны». Но когда Аркадий Бушин только появился на свет, счастьем даже не пахло. Он родился мертвым и не дышал целых двадцать пять минут. А потом ожил, ожил, чтобы жить. И жизнь его в отличие от миллионов других людей, скованных тяжелым недугом, не замкнулась в пределах кровати или инвалидного кресла. Аркадий избрал себе иной путь – помогать людям. И это ему удается.
Вместо пролога
С четырех лет этот удивительный человек пишет стихи, и вот совсем недавно его творчество увидело-таки свет со страниц собственного сборника «Презумпция любви». Сейчас Аркадию 47 лет (2009 г.) – вроде и не самый солидный возраст, но если оглянуться назад, путь к тому, что есть в его жизни сейчас, может показаться вечностью. Ведь пройти пришлось через боль, страх, непонимание, одиночество. Хотя смерть при рождении внесла свои безжалостные коррективы в физическое здоровье Аркадия (омертвение отдельных клеток головного мозга сказалось на деятельности опорно-двигательного и речевого аппаратов), сохранился его интеллект, позавидовать которому могут многие. После окончания 8 классов (обучение проходило на дому) он стал активно заниматься самообразованием. Читал классическую литературу, изучал английский язык, интересовался политикой. Но все это время главной целью было найти себя в этой жизни. И вот в 27 лет Бушин, до этого убежденный атеист, пришел к Богу. Окончил Духовную академию, получил звание магистра богословия. На сегодня у него уже более 20 научных работ по богословию, каждую из которых он, превозмогая боль и неудобство, самостоятельно набрал на компьютере пальцем левой руки. По окончании академии Бушин возглавил небольшую церковь в городе Приморске Ленинградской области, где проводил собрания, богослужения, беседы с нуждающимися. Уже тогда он понял: его призвание – дарить людям добро. С мая 2007 года Аркадий – сотрудник Центра реабилитации людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Сегодня он считает себя самым счастливым человеком в мире.
– Аркадий, вы называете себя абсолютно счастливым человеком. Что греха таить, для других это может показаться странным…
– Согласен, это не всякому дано понять. Да и представления о счастье у всех людей разные. А вообще, это дар Божий – быть счастливым, дар дорожить тем, что у тебя есть. Знаете, если бы мне задали вопрос, чего я хочу больше: ходить или говорить, я, не задумываясь, ответил бы: «Говорить». А все потому, что я очень хочу отдавать людям то доброе и светлое, что живет в моем сердце, а через переводчика это делать довольно тяжело. Но несмотря на это, я действительно абсолютно счастливый человек, ведь счастье для меня – это ощущение собственной нужности. Сегодня я реально могу помочь и помогаю нуждающимся людям. Согласитесь, уже само по себе то, что человек в таком состоянии, как я, может быть полезен, настоящее чудо.
– Наверное, ваш путь к счастью был долгим и непростым?
– Да, это так. До 27 лет я был очень одинок, ведь никто, кроме родителей, не воспринимал меня как полноценную личность. Я много учился, но почти все время находился дома и терзал себя постоянными мыслями: «Для чего я вообще живу?» Я всем сердцем чувствовал, что могу быть полезным, но мне не давали проявить себя. Ведь не секрет, что наше общество, как правило, отвергает людей, подобных мне, мы никому не нужны. Но в 27 лет я словно попал в другой мир, начав общаться с людьми, верящими в Бога. Несмотря на то что я был атеистом, они очень хорошо отнеслись ко мне, приняли меня таким, какой я есть. Я поначалу даже не понимал, откуда у них такая любовь к ближнему, думал, а может, это игра, театр. Но как-то уж очень правдоподобно они все играли… Постепенно я тоже уверовал в Бога и все свои стихи стал посвящать ему одному. Это была другая крайность: от полного отрицания – до полной отдачи. Вот уже 19 лет я иду за Богом, и, надо сказать, это довольно непростая дорога. Бывали в моей жизни периоды, когда я, всецело посвящая себя людям, не получал никакой отдачи, а это для меня очень больно и тяжело. Четыре последних года были особенно страшными и мучительными – я никак не мог себя реализовать. Поверьте, что для такого человека, как я, без этого жизнь теряет всякий смысл. Если мы никому не нужны, во имя чего жить? Я открою вам еще один маленький секрет: я редкостный эгоист. Так было всегда: чем больше я кому-то отдавал, тем больше получал сам. Если, например, я дарю девушке цветы, то получаю от этого гораздо большую радость, чем она. Или, если я о ком-то помолился, непременно ощущаю при этом в 10 раз больше счастья, чем те люди. Так вот, все эти четыре года мне этого ужасно не хватало, я был опустошен. Но судьба подарила мне еще один шанс стать полезным людям. В конце мая этого года мой друг Гера Алексеев, лидер питерской рок-группы «Дружки», взял меня с собой в тур по реабилитационным центрам. Силой слова я должен был убеждать молодых людей в том, что они на верном пути исправления от пагубных страстей – наркомании и алкоголизма. И вот представьте себе, в одном из центров подходит ко мне директор и спрашивает: «Хочешь здесь остаться?» Это ли не чудо? Я, конечно, остался. Помогать другим. Работать.
– Как вы думаете, почему директор выбрал именно вас?
– Просто этот человек так же, как и я, верит в Бога. Именно Бог дал ему понять, что я могу быть здесь полезен. А Бог не ошибается. До этого я был далек от проблем наркомании и алкоголизма, но довольно быстро понял этих несчастных людей и теперь им помогаю. Знаете, что меня больше всего поражает? Этот жуткий контраст: здоровые, полноценные люди, у которых есть руки и ноги, добровольно травят себя, загоняют в могилу, а я, искалеченный болезнью, изо всех сил борюсь за жизнь. Бог дал всем нам этот дар – жить, а они добровольно от него отказываются! Моя цель – показать и доказать воспитанникам центра, что уж если я в таком состоянии способен радоваться жизни без каких-либо дополнительных «стимуляторов», то им тем более это под силу.
– Ваше убеждение действует?
– Однозначно ответить нельзя, ведь все люди разные. Кто-то уходит и опять принимается за старое, а кто-то выходит из центра и начинает действительно новую жизнь. Точно я знаю лишь одно: я нужен. Я дарю им добро, а они платят мне тем же, воспринимают меня как родного, считают меня полноценным человеком. У нас есть обоюдный контакт, а это очень важно.
– Что же помогает вам найти общий язык с такими непростыми, уже побитыми жизнью людьми?
– Я просто их люблю. Вот такими, какие они есть. И это у меня тоже – от Бога.
– Что вы считаете своей главной жизненной победой?
– Наверное, она заключается в том, что я, несмотря ни на что, не потерял желания жить. И я очень хочу, чтобы другие этого желания тоже не теряли.
– А что бы вы посоветовали всем неисправимым пессимистам, считающим, что счастья в жизни нет?
– Пускай прежде всего представят себя на моем месте, вот в этой самой коляске, когда постоянно болит нога, а тело сводит судорогой, и чтобы просто сходить в туалет, надо проделать целую операцию. А когда ты хочешь есть, тебе нужно дождаться кого-то, кто покормит. Даже если хочется спать – и здесь без помощи не обойтись. Вот когда все это представишь, сразу становится понятно, чем в этой жизни нужно дорожить. Мне недавно подарили коляску на электроприводе – теперь я могу сам ездить куда захочу. Знаете, какое это было счастье для меня! Я уже воображал, будто хожу. Теперь вот раскатываю по всему Волхову. Сам! Надо видеть всех этих людей, которые меня встречают (смеется). Тут и любопытство, и удивление, и страх… Но вообще моя жизнь меня многому научила, заставила спокойней относиться к некоторым вещам. Мне всегда очень интересно наблюдать за людьми. Я, знаете, как индикатор: по тому, как человек реагирует на меня, можно сделать вывод, какое у него сердце. Я понимаю это на 100%, столько раз в этом убеждался. Бывает, мы много лет знакомы, а контакта как не было, так и нет. А бывает, наоборот, только начали общаться – и сразу никаких преград и барьеров.
– Ну и напоследок. О чем вы сейчас мечтаете?
– О-о! О многом. Мечтаю встретить ту, которую Бог создал для меня. Мечтаю поехать в Америку. Мечтаю выпустить третье издание своей книги. Мечтаю, чтобы как можно больше людей прочитали мои стихи и нашли в них что-то для себя.