Светлана Завьялова
Что привлекает в сказке и детей, и взрослых? Ответ прост: возможность чуда. В начале жизни, когда ребенок сильно зависит от внешних условий, сказка дает ему ощущение свободы. В пожилом возрасте, страдая от немощей и болезней, взрослые начинают сомневаться в конечной победе добра. И тут тоже необходима сказка.
В роли сказочника-целителя может оказаться не только психолог, но и театр. Кукольный театр «Виноград» — коллектив единомышленников-энтузиастов — адресует свои спектакли тем, в ком жив искатель истины, кто любит радость и жаждет справедливого чуда.
Театр начинается... со звонка
Этот театр приходит сам к пожилым и покинутым, к юным непоседам — школьникам, пациентам онкологического центра, к осужденным в колониях для малолетних преступников. Около десяти лет существует в нашем городе этот коллектив. В его репертуаре на сегодняшний день шесть спектаклей, шесть пронзительных и радостных историй, рассказанных просто, без морализаторства, но с глубоким нравственным подтекстом.
Говорят, что театр начинается с вешалки. В этом театре вешалки нет, и начинается он обычно с телефонного звонка, когда старые друзья или постоянные зрители просят приехать к ним снова. А к тем, кто о них еще не знает, театр «напрашивается» в гости сам. И в этом — одна из особенностей «Винограда». Дело в том, что театр этот — православный, миссионерский. Миссионеров приглашают не всегда, чаще они приходят сами. И прежде всего Благая весть, звучащая со сцены, необходима тем, кому сейчас сложно — больным, одиноким, брошенным или осужденным людям.
Более двухсот спектаклей, более 10000 зрителей — таков послужной список театра. При этом следует сказать, что артисты театра — любители, каждый имеет работу, семью, увлечения. Но вот уже девятый сезон эти взрослые люди собираются, чтобы играть в куклы.
Воздействие добротой
А началось все на Свято-Иоанновских богословско-педагогических епархиальных курсах, где учились будущие артисты театра «Виноград». К Рождеству учащиеся решили поставить традиционное рождественское кукольное представление — «Вертеп». Построили декорации, отрепетировали, выступили. Кто-то из зрителей предложил показать спектакль в одной из петербургских школ. И вдруг оказалось, что такая форма христианского служения крайне востребована, что сложился коллектив единомышленников, что нужно создавать следующий спектакль.
- Были мы в институте детской онкологии в Песочном со спектаклем «Рождественский дед»,— рассказывает Ольга Токарева, актриса театра.- Там говорится и о болезни, и о смерти. И об Ангеле-хранителе – как важно к нему обращаться. Родители больных детей очень благодарили нас за выступление. Мама одной девочки попросила текст песни, которую поем в начале спектакля. Она оставила нам такую запись: «Моей дочери 1 год и 11 месяцев. Мне очень понравилось ваше представление, очень милые персонажи, а особенно то, что это очень приближено к Богу и песня красивая. Мы с девочкой верим в Бога, и все будет хорошо. Спасибо вам за то, что вы делаете для деток, и за вашу доброту».
Доброта — самое главное и сильное впечатление от спектаклей. Действуют, разговаривают и поют мягкие куклы, надетые на руки актеров. Но зрители словно не видят рук, а видят только сказочные страны, которые открывают какой-то иной мир... Именно через сказку опыт многих поколений переходит в сознание ребенка и становится его собственным опытом. Он чувствует, что это не кто-то придумал и рассказал, а он сам действует и живет в сюжете сказки.
- Нам очень важно получить отклик, - делится Сергей Горячев, актер театра. - Мы не говорим: «Вот, сейчас вас научим...» Мы говорим: «Давайте попробуем», и начинается совместное действо. Часто дети что-то советует нам, и мы это тут же обыгрываем.
На спектакли театра невозможно не откликнуться ответным действием. Ничего нарочитого, вычурного, искусственного здесь нет. Этим театр напоминает традиционный народный театр. Не случайно в его репертуаре есть спектакль «Царь Ирод» - вертепное действо.
Как-то показывали «Вертеп» в психоневрологическом интернате. — продолжает свой рассказ Ольга Токарева — персонал удивлялся: «Надо же, обычно наши ребята ходят, разговаривают во время представления. Так внимательно они никогда еще не смотрели».
Звон бубнов, а не «мобил»
- В одном из детских домов перед спектаклем «Звонки бубны за горами (это балаганное действо по мотивам притчи о блудном сыне) старшие ребята демонстративно сели задние ряды и достали мобильные рассказывает Ольга Токарева. — Объясняем, что спектакль кукольный, сзади будет плохо видно, получаем довольно грубый ответ. Ну что ж, начинаем играть. К середине спектакля в задних рядах никого нет — все перебрались поближе, мобильники отложили, смотрят... После представления с удовольствием фотографируются, рассматривают кукол и декорации, расспрашивают…
Этот же спектакль — в Павловском интернате. В первом ряду — раскрашенная девица. Бравирует, насмешничает. После выступления артисты, по своему обыкновению, спрашивают — о чем спектакль. Кто-то отвечает: о любви. Девица молчит, отводит глаза. А глаза на мокром месте...
А в Колпинской колонии ребята на вопрос, о чем спектакль, отвечали: о том, что тебя дома ждут.
- В одном из детских домов в день нашего выступления у директора был выходной. — продолжает свои истории Ольга Токарева. — Когда же она пришла на следующий день, ее встретил, по ее словам, «такой шквал впечатлений», что она срочно позвонила нам и пригласила с другим спектаклем.
Может быть, кому-то очень взрослому все это покажется наивными и сентиментальными «баснями» и не поверится, что тряпичная кукла может вызвать столько эмоций... Но когда куклу держит теплая рука актера, в ней начинает биться живое сердце. Так открывается дорога в сказку. Для всех, кто не побоялся быть, как дети.