Матушка Наталия Соколова - автор книги «Под кровом Всевышнего», мать пятерых детей — протоиерея Владимира Соколова, протоиерея Феодора Соколова (погиб в автокатастрофе в 2000 году), епископа Новосибирского Сергия (Соколова) (скончался в 2000 году).
Встречи с иными людьми оставляют в душе глубокий след. Я говорю о праведниках, угодивших Богу, носителях благодати, настоящей радости. Такой человек возбуждает очень сильные чувства, не смотря на краткость знакомства. Моя приятельница однажды летом ехала в троллейбусе домой. Ее внимание привлекла старушка в бархатной шапочке и газовом платке. Линзы очков сильно увеличивали глаза попутчицы, или сами эти глаза были так глубоки и выразительны? Девушке показалось, что ей заглянули прямо в душу и - наполнили светом. Троллейбус, ехал, покачиваясь, удивительная женщина смотрела на нее… Приятельница моя оказалась, словно в другом измерении и не заметила, как по щекам покатились теплые слезы. Совершенно неверующий человек, она предположила, что, здесь, посреди шумного мегаполиса, суеты и льющегося из водительской кабины шансона за нее была вознесена молитва Богу.
ПАМЯТИ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ СОКОЛОВОЙ
Наталья Николаевна впервые приехала в Новосибирск в связи с безвременной кончиной своего сына – епископа Сергия (Соколова), возглавлявшего кафедру столицы Сибири в течение непростых пяти лет – с 1995 по 2000 гг. За год до своего ухода в вечность, летом 1999 владыка Сергий благословил супруга принять священный сан. Он был тогда полон сил, спрашивал о наших делах, перекрестил мой большой живот с сыном Ваней – я носила тогда второго ребенка, и рассказал о том, что в семье его дорогого младшего братца протоиерея Феодора ожидают рождения девятого чада!
Наталья Соколова
Год 2000 был для семьи Соколовых мостом в Вечность. В феврале, в день своего Ангела погиб в автокатастрофе младший сын Натальи Николаевны, глава большого семейства, ревностный пастырь и любвеобильный прекрасный человек, приведший к Богу тысячи душ – отец Феодор. Наш владыка проводил брата в последний путь, и, меньше чем через год ушел сам – не пережил разлуку.
Я хорошо помню 20 октября 2000 года – была ранняя, метельная зима. На улице царил холод, с крыш угрожающе свисали совершенно январские сугробы. Поздно вечером мы с о. Андреем прибежали в кафедральный собор, где встал гроб с телом владыки Сергия. Муж облачился, присоединился к духовенству. В этот момент в клубах морозного пара в храм вошли родные почившего епископа. Я стала невольной свидетельницей встречи матери и сына. Наталья Николаевна подошла ко гробу, откинула покровец с дорогого лица… И перекрестила его с невероятной улыбкой, как если бы она благословила своего мальчика в путь – маленького, первоклассника, с огромным ранцем, стоящего на пороге перед выходом в школу первого сентября. Она провела рукой по щеке, поцеловала лоб. Простите, что я пишу об этом так подробно… В этот момент все, стоящие рядом ощутили без преувеличение что смерть отступила, скрылась, здесь больше не было холодного тела. Вера матери и ее благодарность Богу – за все, победила всеобщую нашу глухую скорбь. Владыка словно стоял рядом, придерживая под руку свою удивительную маму, которая еще находила в себе силы утешать безутешных – нас.
Надо сказать, что первое знакомство с матушкой Натальей у нас состоялось гораздо раньше. В 1998 году родилась на свет Лиза – старший ребенок. Владыка Сергий, узнав об этом, на службе подозвал супруга и подарил книгу своей мамы «Под кровом Всевышнего» с надписью – «В благословение на воспитание дочери Елизаветы». Эту книгу зачитали до дыр все поколения женщин нашей семьи. Моя бабушка благодаря этому автобиографическому труду воцерковилась и стала молиться. А я все время мечтала написать письмо автору – с благодарностью и любовью. Но духу узнать у владыки адрес его мамы не хватило. Так, мы впервые встретились с ней у владыкиного гроба… И, конечно же, это было не то место, где я бы отважилась к ней подойти. Тем не менее, чуть позже у нас завязалась переписка: ко мне в храме обратилась одна наша прихожанка и передала прямо в руки ксерокопии писем Натальи Николаевны новосибирцам. Одно письмо начиналось словами: «После кончины моего сына вы все мне родными стали…»
Я написала, сумбурно, как мы любили владыку, что он благословил наш брак, что мы благодарим за книгу… Наталья Николаевна тут же написала очень большое и теплое слово в ответ. Ее письма читали все вместе, за столом. Больше всех радовалась моя бабушка, новоиспеченная православная христианка, что у нас появилась такая чудная советчица и неравнодушный друг. Тон писем отличался от общепринятого вежливого участия, обычного для переписки малознакомых людей. Наталья Николаевна, узнав, что владыка рукополагал мужа, во всех подробностях выспрашивала о нашей жизни и давала потрясающие советы! Еще больше помогала молитвами и утешительным словом – просто рассказывая о собственном жизненном опыте. Она все время напоминала нам о необходимости вручать детей Богу, помнить, что все они – Христовы, даны нам на время, что все скорби преходящи, советовала гневаться друг на друга и на детей как бы «понарошку», дорожить каждым днем и благодарить Бога, не роптать.
Наталья Николаевна приезжала в Новосибирск несколько раз, и дважды — летом, в канун праздника Преображения Господня, — престольного в кафедральном храме города Бердска, у алтаря которого был похоронен владыка Сергий. Это время всегда совпадало с молодежным сезоном в лагере «Радонеж», который много лет проводил наш о. Андрей. И Наталья Николаевна, помолясь на могиле сына, неизменно навещала Радонеж и беседовала с насельниками лагеря. Это было счастье! Особенно запомнилась первая беседа, на которую матушка собрала только девушек. Я мало что помню из слов Натальи Николаевны, но могу сказать, что душу она мне перевернула совершено. Да и не только мне – мы все плакали. Слова были просты и понятны: о внешнем виде, обыкновенном стремлении христианок подражать Божией Матери - даже внешне, о служении женщины в браке, и о том, что родители это благословение семей и что нужно искать сначала Христа – а потом мужа.
Наталья Соколова
Я рискну пересказать то, что больше всего запомнилось из той беседы, хотя и боюсь навлечь на себя и, невольно, – на дорогого человека непонимание нынешних «православных феминисток», с которыми часто знакомлюсь в новостных лентах социальных сетей.
«Чтобы Богородица помогала вам в вашей жизни, станьте для нее «своими». Она должна знать вас в лицо – во время молитвы и ваш облик должен быть ей приятен, чтобы ваша целомудрие было и внешним, и внутренним. Зачем вы оскорбляете свою природу брюками? Миленькая, да как же ты себя обтянула, посмотри… Представь себе, что в таком виде ты встретишь Богородицу! Матушка Царица Небесная, кроткая голубица, пречистыми своими глазами посмотрит ли на тебя? Ты будешь просить ее о благодеяниях, а сама не можешь и частью своей души подвинуть, чтобы угодить ей?
Невеста Неневестная носила плат на голове своей, закрывай волосы, а ты распустила свою косу по спине, такая — простоволосая… Деточка, пусть ничто в тебе не будет распущено – собранный внешний вид уцеломудривает человека.
Милые девочки, будьте ближними нежной Деве, не отвращайте от себя святых и ангелов своим внешним обликом, ибо от внешнего частично зависит и внутреннее.
Человек, возлюбивший Бога всей душой, хотя и не понимает, порой, зачем, просто по велению совести — не грешит. А мы, стремясь приобрести заступничество и помощь Богоотроковицы, не должны ли внешне подражать ей, хоть внутренний наш мир пока и не готов изменяться… Постепенно и нутро преобразится, от внешнего — к внутреннему, есть такой духовный закон. Конечно, лучше бы наоборот, но это могут только люди, живущие настоящей духовной жизнью. А мы слабы. Говорю вам, что внутреннего человека внешний может немного «унять». Если девушка делает себя объектом мужских взглядов при помощи косметики, вызывающего поведения, одежды… То она этим должна будет всю жизнь себя занимать – украшаться. А душу не потеряем ли за этим занятием? Наше целомудрие способно украшать и окружающих нас мужчин, пробуждая в них не страсти, а более возвышенные чувства.
Всегда имейте перед своим внутренним взором Богоматерь - и спасетесь, и будете счастливы. Всех, кого любит Царица Небесная, и Господь Иисус Христос примет в Свои объятия»
Публикую фотографии, на которых хорошо видно, как я счастлива находиться близ такого человека. На моих глазах везде блистят слезы радости.
Наталья Соколова
Наталья Соколова
Царствие Небесное Наталье Николаевне, вечный покой. Она сейчас, вероятно, уже увиделась со своими возлюбленными сыновьями, дорогим супругом. А еще – впереди Встреча со Спасителем, которому она служила всей своей жизнью. Помолимся, братия и сестры о упокоении ее прекрасной души!
Анна Ромашко | 23 января 2014 г.
Встречи с иными людьми оставляют в душе глубокий след. Я говорю о праведниках, угодивших Богу, носителях благодати, настоящей радости. Такой человек возбуждает очень сильные чувства, не смотря на краткость знакомства. Моя приятельница однажды летом ехала в троллейбусе домой. Ее внимание привлекла старушка в бархатной шапочке и газовом платке. Линзы очков сильно увеличивали глаза попутчицы, или сами эти глаза были так глубоки и выразительны? Девушке показалось, что ей заглянули прямо в душу и - наполнили светом. Троллейбус, ехал, покачиваясь, удивительная женщина смотрела на нее… Приятельница моя оказалась, словно в другом измерении и не заметила, как по щекам покатились теплые слезы. Совершенно неверующий человек, она предположила, что, здесь, посреди шумного мегаполиса, суеты и льющегося из водительской кабины шансона за нее была вознесена молитва Богу.
ПАМЯТИ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ СОКОЛОВОЙ
Наталья Николаевна впервые приехала в Новосибирск в связи с безвременной кончиной своего сына – епископа Сергия (Соколова), возглавлявшего кафедру столицы Сибири в течение непростых пяти лет – с 1995 по 2000 гг. За год до своего ухода в вечность, летом 1999 владыка Сергий благословил супруга принять священный сан. Он был тогда полон сил, спрашивал о наших делах, перекрестил мой большой живот с сыном Ваней – я носила тогда второго ребенка, и рассказал о том, что в семье его дорогого младшего братца протоиерея Феодора ожидают рождения девятого чада!
Наталья Соколова
Год 2000 был для семьи Соколовых мостом в Вечность. В феврале, в день своего Ангела погиб в автокатастрофе младший сын Натальи Николаевны, глава большого семейства, ревностный пастырь и любвеобильный прекрасный человек, приведший к Богу тысячи душ – отец Феодор. Наш владыка проводил брата в последний путь, и, меньше чем через год ушел сам – не пережил разлуку.
Я хорошо помню 20 октября 2000 года – была ранняя, метельная зима. На улице царил холод, с крыш угрожающе свисали совершенно январские сугробы. Поздно вечером мы с о. Андреем прибежали в кафедральный собор, где встал гроб с телом владыки Сергия. Муж облачился, присоединился к духовенству. В этот момент в клубах морозного пара в храм вошли родные почившего епископа. Я стала невольной свидетельницей встречи матери и сына. Наталья Николаевна подошла ко гробу, откинула покровец с дорогого лица… И перекрестила его с невероятной улыбкой, как если бы она благословила своего мальчика в путь – маленького, первоклассника, с огромным ранцем, стоящего на пороге перед выходом в школу первого сентября. Она провела рукой по щеке, поцеловала лоб. Простите, что я пишу об этом так подробно… В этот момент все, стоящие рядом ощутили без преувеличение что смерть отступила, скрылась, здесь больше не было холодного тела. Вера матери и ее благодарность Богу – за все, победила всеобщую нашу глухую скорбь. Владыка словно стоял рядом, придерживая под руку свою удивительную маму, которая еще находила в себе силы утешать безутешных – нас.
Надо сказать, что первое знакомство с матушкой Натальей у нас состоялось гораздо раньше. В 1998 году родилась на свет Лиза – старший ребенок. Владыка Сергий, узнав об этом, на службе подозвал супруга и подарил книгу своей мамы «Под кровом Всевышнего» с надписью – «В благословение на воспитание дочери Елизаветы». Эту книгу зачитали до дыр все поколения женщин нашей семьи. Моя бабушка благодаря этому автобиографическому труду воцерковилась и стала молиться. А я все время мечтала написать письмо автору – с благодарностью и любовью. Но духу узнать у владыки адрес его мамы не хватило. Так, мы впервые встретились с ней у владыкиного гроба… И, конечно же, это было не то место, где я бы отважилась к ней подойти. Тем не менее, чуть позже у нас завязалась переписка: ко мне в храме обратилась одна наша прихожанка и передала прямо в руки ксерокопии писем Натальи Николаевны новосибирцам. Одно письмо начиналось словами: «После кончины моего сына вы все мне родными стали…»
Я написала, сумбурно, как мы любили владыку, что он благословил наш брак, что мы благодарим за книгу… Наталья Николаевна тут же написала очень большое и теплое слово в ответ. Ее письма читали все вместе, за столом. Больше всех радовалась моя бабушка, новоиспеченная православная христианка, что у нас появилась такая чудная советчица и неравнодушный друг. Тон писем отличался от общепринятого вежливого участия, обычного для переписки малознакомых людей. Наталья Николаевна, узнав, что владыка рукополагал мужа, во всех подробностях выспрашивала о нашей жизни и давала потрясающие советы! Еще больше помогала молитвами и утешительным словом – просто рассказывая о собственном жизненном опыте. Она все время напоминала нам о необходимости вручать детей Богу, помнить, что все они – Христовы, даны нам на время, что все скорби преходящи, советовала гневаться друг на друга и на детей как бы «понарошку», дорожить каждым днем и благодарить Бога, не роптать.
Наталья Николаевна приезжала в Новосибирск несколько раз, и дважды — летом, в канун праздника Преображения Господня, — престольного в кафедральном храме города Бердска, у алтаря которого был похоронен владыка Сергий. Это время всегда совпадало с молодежным сезоном в лагере «Радонеж», который много лет проводил наш о. Андрей. И Наталья Николаевна, помолясь на могиле сына, неизменно навещала Радонеж и беседовала с насельниками лагеря. Это было счастье! Особенно запомнилась первая беседа, на которую матушка собрала только девушек. Я мало что помню из слов Натальи Николаевны, но могу сказать, что душу она мне перевернула совершено. Да и не только мне – мы все плакали. Слова были просты и понятны: о внешнем виде, обыкновенном стремлении христианок подражать Божией Матери - даже внешне, о служении женщины в браке, и о том, что родители это благословение семей и что нужно искать сначала Христа – а потом мужа.
Наталья Соколова
Я рискну пересказать то, что больше всего запомнилось из той беседы, хотя и боюсь навлечь на себя и, невольно, – на дорогого человека непонимание нынешних «православных феминисток», с которыми часто знакомлюсь в новостных лентах социальных сетей.
«Чтобы Богородица помогала вам в вашей жизни, станьте для нее «своими». Она должна знать вас в лицо – во время молитвы и ваш облик должен быть ей приятен, чтобы ваша целомудрие было и внешним, и внутренним. Зачем вы оскорбляете свою природу брюками? Миленькая, да как же ты себя обтянула, посмотри… Представь себе, что в таком виде ты встретишь Богородицу! Матушка Царица Небесная, кроткая голубица, пречистыми своими глазами посмотрит ли на тебя? Ты будешь просить ее о благодеяниях, а сама не можешь и частью своей души подвинуть, чтобы угодить ей?
Невеста Неневестная носила плат на голове своей, закрывай волосы, а ты распустила свою косу по спине, такая — простоволосая… Деточка, пусть ничто в тебе не будет распущено – собранный внешний вид уцеломудривает человека.
Милые девочки, будьте ближними нежной Деве, не отвращайте от себя святых и ангелов своим внешним обликом, ибо от внешнего частично зависит и внутреннее.
Человек, возлюбивший Бога всей душой, хотя и не понимает, порой, зачем, просто по велению совести — не грешит. А мы, стремясь приобрести заступничество и помощь Богоотроковицы, не должны ли внешне подражать ей, хоть внутренний наш мир пока и не готов изменяться… Постепенно и нутро преобразится, от внешнего — к внутреннему, есть такой духовный закон. Конечно, лучше бы наоборот, но это могут только люди, живущие настоящей духовной жизнью. А мы слабы. Говорю вам, что внутреннего человека внешний может немного «унять». Если девушка делает себя объектом мужских взглядов при помощи косметики, вызывающего поведения, одежды… То она этим должна будет всю жизнь себя занимать – украшаться. А душу не потеряем ли за этим занятием? Наше целомудрие способно украшать и окружающих нас мужчин, пробуждая в них не страсти, а более возвышенные чувства.
Всегда имейте перед своим внутренним взором Богоматерь - и спасетесь, и будете счастливы. Всех, кого любит Царица Небесная, и Господь Иисус Христос примет в Свои объятия»
Публикую фотографии, на которых хорошо видно, как я счастлива находиться близ такого человека. На моих глазах везде блистят слезы радости.
Наталья Соколова
Наталья Соколова
Царствие Небесное Наталье Николаевне, вечный покой. Она сейчас, вероятно, уже увиделась со своими возлюбленными сыновьями, дорогим супругом. А еще – впереди Встреча со Спасителем, которому она служила всей своей жизнью. Помолимся, братия и сестры о упокоении ее прекрасной души!
Анна Ромашко | 23 января 2014 г.