Игумен Дионисий (Воздвиженский)
— Отец Дионисий, поздравляю Вас с началом поста. Знаю, что многие считают: монахи должны поститься как-то по-своему, миряне — своим каким-то образом. Так ли это?
— По моему мнению, пост касается решительно всех — как монашествующих, так и мирян. И мера поста — разная — относится к каждому отдельному человеку, будь он мирянин или монах. Да, конечно, в нашем монастыре церковный устав о посте мы стараемся соблюдать строго. Но это касается в первую очередь опытных монахов, взрослых, крепких людей. В Прилуцком монастыре находится отделение ставленников Вологодского православного духовного училища, где учатся по большей части люди молодые, не очень опытные. Поэтому я считаю не совсем разумным налагать на таких неокрепших еще юношей все строгости поста — они просто не смогут их выдержать.
Раньше юные ставленники во время строгого поста убегали в магазин за едой — смешно, конечно, но ребята голодали. Зачем такой непосильный телесный пост? Нам, я думаю, не нужны ставленники и священнослужители-дистрофики: как в смысле физическом, так и в духовном. Так что, повторюсь: пост телесный, по моему мнению, относится по большей части к окрепшим уже людям. А молодым ставленникам гораздо лучше поститься, выполняя какую-то полезную физическую работу, учиться послушанию.
— Рождественский пост не такой строгий, как Великий, но строгости к собственной душе, да и телу никто не отменяет?
— Разумеется. Строгость поста — воздержание от определенного рода пищи (рыбы, масла, яиц и т. п.) — эти «градации», скажем так, появились позднее самого поста. Если уж на то пошло, то само слово «пост» значит полное воздержание. Пост Христа в пустыне, пост пророков, пост великих преподобных — вот это полное воздержание. Без воды организм человека может прожить около семи дней, без пищи — сорок, дальше начинаются необратимые процессы для организма. Поэтому великие святые и постились именно сорок дней, согласно своим силам.
Уже позднее пост стал восприниматься именно как воздержание от определенного рода пищи. Но были в разных Церквах и общинах практики невкушения еды до определенного часа. Об этом нам напоминают наши сочельники накануне великих праздников. Когда литургия служится после вечерни — помните? — так ведь раньше-то она именно вечером и служилась, только после службы можно было есть.
Но — что это мы все о еде да о еде? Пост ведь не только в пище заключается (надеюсь, ставленники ВПДУ это понимают). Для нас сейчас, немощных и слабых духовно и физически, главное — не количество, не качество и не время приема пищи. Для современного человека, на мой взгляд, гораздо важнее воспитать в себе воздержание от чрезвычайного вреда агрессивного окружающего мира — я имею в виду, прежде всего, суету, связанную с телевидением, интернетом, СМИ. Вот где суета, осуждение, похоть и прочие «прелести»! Вот от этого надо воздерживаться всеми силами!
— Ну, Вам хорошо — Вы в монастыре. А мирским как от телевизора избавиться, предположим?
— Не только от телевизора, но и от прочего: чаще ходить в церковь. И ходить осознанно, участвовать в службе и головой, и сердцем. Чем больше человек постится, тем больше он должен молиться. Какой пост без молитвы? — Так, диета какая-то. А еще (это больше всего касается неофитов) бывает и так, что человек устраивает гастрономическое самоистязание — как следствие, конфликтует на работе, кричит в семье… Пользы — ноль, вреда — уйма. Не уместнее ли, соблюдая разумный пост, ходить почаще в храм? Кстати, тогда становится понятным, почему великопостные богослужения такие продолжительные: идет разумное совмещение молитвы и поста, воздержание и молитва идут вместе.
Давайте вспомним слова преподобного Марка Подвижника: «И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу бывающее бедствие, ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то уныние, найдя себе в нас место, восстанет и будет бороть нас… Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его незасеянным, потрудился в убыток себе, так и мы, если, поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя»…
— Простите, но тогда — есть ли в посте вообще какая-либо потребность, польза? Буду молиться себе спокойно и мясо поедать, молоком запивая?
— Это вредно — молоком мясо запивать… Дослушайте слова преподобного Марка о пользе поста: «Она (польза) всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет сорняки, так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды. Сказанное же пред сим сказано не для того, чтобы удержать желающих получить пользу от поста, но в предостережение нежелающим повредить себе им: ибо как пост приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим». Цитата долгая, но — какая точная!
Правила проведения поста — дело очень личное. Возвышенная строгость древних отцов — для нас сегодня идеал, к которому мы по мере своих (очень и очень скромных) сил должны стремиться. Пост необходим каждому — это понятно. Но каждому необходима и своя его разумная мера. Будет просто безумной самонадеянностью пытаться подражать великим святым в их мере поста — телесного и духовного: такая самонадеянность ну никак нас не сделает ни земными ангелами, ни небесными человеками. А самомнение — штука страшная. Нам оставлено покаяние: увидеть свои грехи, увидеть собственную немощь, греховную болезнь, поднять глаза, полные стыда, на небо, к Богу, попросить Христа о помощи и спасении — вот это мы, наверное, можем. К этому нас посты и зовут.
— Итак, Ваш совет перед Рождественским постом?
— Поститься в меру, со смирением исполнять церковный устав о посте, помнить о своем несовершенстве. Ждать Рождения Христа, молиться о Его появлении в собственном сердце.
— Благодарю Вас, отец Дионисий.
Беседовал Петр Давыдов
— По моему мнению, пост касается решительно всех — как монашествующих, так и мирян. И мера поста — разная — относится к каждому отдельному человеку, будь он мирянин или монах. Да, конечно, в нашем монастыре церковный устав о посте мы стараемся соблюдать строго. Но это касается в первую очередь опытных монахов, взрослых, крепких людей. В Прилуцком монастыре находится отделение ставленников Вологодского православного духовного училища, где учатся по большей части люди молодые, не очень опытные. Поэтому я считаю не совсем разумным налагать на таких неокрепших еще юношей все строгости поста — они просто не смогут их выдержать.
Раньше юные ставленники во время строгого поста убегали в магазин за едой — смешно, конечно, но ребята голодали. Зачем такой непосильный телесный пост? Нам, я думаю, не нужны ставленники и священнослужители-дистрофики: как в смысле физическом, так и в духовном. Так что, повторюсь: пост телесный, по моему мнению, относится по большей части к окрепшим уже людям. А молодым ставленникам гораздо лучше поститься, выполняя какую-то полезную физическую работу, учиться послушанию.
— Рождественский пост не такой строгий, как Великий, но строгости к собственной душе, да и телу никто не отменяет?
— Разумеется. Строгость поста — воздержание от определенного рода пищи (рыбы, масла, яиц и т. п.) — эти «градации», скажем так, появились позднее самого поста. Если уж на то пошло, то само слово «пост» значит полное воздержание. Пост Христа в пустыне, пост пророков, пост великих преподобных — вот это полное воздержание. Без воды организм человека может прожить около семи дней, без пищи — сорок, дальше начинаются необратимые процессы для организма. Поэтому великие святые и постились именно сорок дней, согласно своим силам.
Уже позднее пост стал восприниматься именно как воздержание от определенного рода пищи. Но были в разных Церквах и общинах практики невкушения еды до определенного часа. Об этом нам напоминают наши сочельники накануне великих праздников. Когда литургия служится после вечерни — помните? — так ведь раньше-то она именно вечером и служилась, только после службы можно было есть.
Но — что это мы все о еде да о еде? Пост ведь не только в пище заключается (надеюсь, ставленники ВПДУ это понимают). Для нас сейчас, немощных и слабых духовно и физически, главное — не количество, не качество и не время приема пищи. Для современного человека, на мой взгляд, гораздо важнее воспитать в себе воздержание от чрезвычайного вреда агрессивного окружающего мира — я имею в виду, прежде всего, суету, связанную с телевидением, интернетом, СМИ. Вот где суета, осуждение, похоть и прочие «прелести»! Вот от этого надо воздерживаться всеми силами!
— Ну, Вам хорошо — Вы в монастыре. А мирским как от телевизора избавиться, предположим?
— Не только от телевизора, но и от прочего: чаще ходить в церковь. И ходить осознанно, участвовать в службе и головой, и сердцем. Чем больше человек постится, тем больше он должен молиться. Какой пост без молитвы? — Так, диета какая-то. А еще (это больше всего касается неофитов) бывает и так, что человек устраивает гастрономическое самоистязание — как следствие, конфликтует на работе, кричит в семье… Пользы — ноль, вреда — уйма. Не уместнее ли, соблюдая разумный пост, ходить почаще в храм? Кстати, тогда становится понятным, почему великопостные богослужения такие продолжительные: идет разумное совмещение молитвы и поста, воздержание и молитва идут вместе.
Давайте вспомним слова преподобного Марка Подвижника: «И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу бывающее бедствие, ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то уныние, найдя себе в нас место, восстанет и будет бороть нас… Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его незасеянным, потрудился в убыток себе, так и мы, если, поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя»…
— Простите, но тогда — есть ли в посте вообще какая-либо потребность, польза? Буду молиться себе спокойно и мясо поедать, молоком запивая?
— Это вредно — молоком мясо запивать… Дослушайте слова преподобного Марка о пользе поста: «Она (польза) всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет сорняки, так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды. Сказанное же пред сим сказано не для того, чтобы удержать желающих получить пользу от поста, но в предостережение нежелающим повредить себе им: ибо как пост приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим». Цитата долгая, но — какая точная!
Правила проведения поста — дело очень личное. Возвышенная строгость древних отцов — для нас сегодня идеал, к которому мы по мере своих (очень и очень скромных) сил должны стремиться. Пост необходим каждому — это понятно. Но каждому необходима и своя его разумная мера. Будет просто безумной самонадеянностью пытаться подражать великим святым в их мере поста — телесного и духовного: такая самонадеянность ну никак нас не сделает ни земными ангелами, ни небесными человеками. А самомнение — штука страшная. Нам оставлено покаяние: увидеть свои грехи, увидеть собственную немощь, греховную болезнь, поднять глаза, полные стыда, на небо, к Богу, попросить Христа о помощи и спасении — вот это мы, наверное, можем. К этому нас посты и зовут.
— Итак, Ваш совет перед Рождественским постом?
— Поститься в меру, со смирением исполнять церковный устав о посте, помнить о своем несовершенстве. Ждать Рождения Христа, молиться о Его появлении в собственном сердце.
— Благодарю Вас, отец Дионисий.
Беседовал Петр Давыдов