Павел Давыдов

Нетрудно заметить, что пост стал обыденностью не только для верующих, но и для «мирских» людей. Сегодня все основные средства массовой информации считают необходимым напоминать о наступлении постных дней. Во многих кафе и ресторанах появилась даже такая модная фишка, как «постное меню». Так уж устроен человек, что ему хочется подстроить под себя все, что только возможно… Или невозможно. Если он привык питаться в определенных заведениях, то и пост ему теперь не помеха, ведь можно вместо отбивной заказать красную рыбу на гриле. Делов-то! Но что больше меня огорчает, так это то, что мы люди, казалось бы, «вполне церковные», празднуем не пост, а дни его окончания. Конечно, вы можете резонно заметить: «Как же не веселиться, если в конце любого поста — православный праздник?» Согласен. В праздник радоваться необходимо. Вот только чему? Давайте признаемся хотя бы самим себе, действительно ли наша радость будет касаться святых апостолов Петра и Павла? Или нам поднимет настроение одна лишь мысль об обильном скоромном столе? Я знаю семьи, где разговление происходит с таким количеством алкоголя, что только диву даешься…

Счастье истинное и «сосисочное»

Поверьте, настоящее счастье наступает уже сейчас. Счастье не «сосисочное», а истинное. Христос сказал: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6: 17). Но давайте подумаем, что означало в те времена помазание елеем. Прежде всего, подобное действие символизировало важность происходящих событий и великую радость! Как сказано в Книге Притчей: Масть и курение радуют сердце (Притч. 27: 9). Масть — это и есть помазание. Евреи вообще считали, что елей способен проникать глубоко в тело и даже способствовать его исцелению. Помните притчу о добром самарянине? Он тоже возлил масло на раны человека, пострадавшего от разбойников. Итак, вернемся к словам Спасителя. Они соответствуют постановлениям талмудических трактатов Таанит и Иомы, за исключением одной маленькой детали… В трактатах умывание лица и помазание елеем служило признаком завершения, а не начала поста! По всей видимости, Господь желал донести до нас некое новое, более глубокое понимание сути постных дней. Так в чем же заключается истинное счастье, которое может обрести каждый из нас в этот период? Самый распространенный ответ на этот вопрос звучит так: «Счастье — это свобода от страстей. Будем поститься, обуздывать себя». Это правда. Но если говорить совсем уж честно, то борьба со страстями и так должна быть непрерывной. Мне кажется, что счастье может быть более конкретным. Например, радость для женщины, у которой пьет муж, — это его трезвость. Для человека, страдающего от одиночества, — обретение супруга. Перечислять можно бесконечно! И сейчас самое время вымолить именно то, в чем имеете нужду лично вы. Потому что пост — прекрасное и благодатное время для обращения к Тому, Кто в силах разрешить любую проблему. Апостол Иаков пишет в своем послании:…много может усиленная молитва праведного (Иак. 5: 16). Наверное, большинству из нас до праведности как до Луны, но есть же этот месяц апостольского поста, который можно провести, живя по совести. Тогда и молитва возымеет силу. Тогда и чей-то муж может перестать пить. А кто-то обретет семью… И это уже станет настоящим счастьем, которое не променяешь ни на какие сосиски.

Пост как помощь организму

Давайте подумаем над одним очень любопытным вопросом. Его обычно задают люди, не решающиеся вступить в пост. Действительно ли желания чрева имеют такую большую власть над нами? Или, может быть, не так уж все и страшно? Чтобы увидеть всю серьезность положения вещей, необходимо вспомнить евангельское чудо умножения хлебов. Христос с печалью позже сказал:…истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились (Ин. 6: 26). Как же это страшно: видеть Мессию, узреть чудеса, которые Он совершает, и при этом думать… о еде! Вот так, в погоне за ежедневным насыщением, мы можем пройти мимо главного — мимо Божиих благословений и Его милосердия!

Однако когда мы признаем необходимость регулярного обуздания плоти, возникнет следующий вопрос: «Если настоящий пост состоит в том, чтобы совершать дела милосердия и следить за своим духовным состоянием, то так ли важно, что именно употреблять в пищу?» Давайте рассудим… Начнем с того, что пост — это не изобретение христиан. Даже в современной медицине при некоторых заболеваниях внутренних органов назначается голодная диета. То есть по рекомендации врача человек может не вкушать пищу на протяжении нескольких дней. В православном понимании дух, душа и тело едины. Поэтому, если подобное воздержание может быть полезно для тела, то оно может оказаться полезным и для души.

В чем же тогда исключительность христианского поста? Очевидно, что не в запрете на определенные продукты и даже не в совершении молитв. Ведь подобные практики существуют и в других религиях. Исключительность на самом деле в том, к Кому мы обращаемся, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4: 12).

А вот святой Иоанн Лествичник мясо ел всегда!

Это правда. Ел. Но лишь такую малость, которой хватало исключительно на поддержание жизненных сил. Вообще, святые подвижники знали толк не только в воздержании, но и в одной из главных добродетелей — рассудительности. Так что в некоторых обстоятельствах, действительно, разумное употребление даже скоромных продуктов будет полезнее объедения постными… И все-таки стоит прислушаться к рекомендациям Церкви относительно выбора пищи в эти дни. Поверьте, это действительно проверенные временем наставления!

Напоследок хотелось бы дать ответ на один каверзный (лишь на первый взгляд) вопрос, который мне однажды задала жена. Кто знает, возможно, он мучает кого-то еще… Это случилось, когда она только-только пришла в Православие. Пост давался ей неимоверными усилиями, но чаще не давался вообще. И вот однажды, радостно захлопнув Евангелие, она облегченно вздохнула: «Можно не поститься! Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1-е Кор. 8: 8). Это, как вы уже, наверное, догадались, слова апостола Павла. Я не устану повторять, что нельзя выдергивать слова из Священного Писания и трактовать их, как вздумается, да еще и в отрыве от контекста. В данном месте речь вообще идет об идоложертвенном, так что к посту в принципе не имеет никакого отношения. А вообще пища действительно не может приблизить или отдалить нас от Бога. Но значит ли это, что следует отказаться от такого действенного оружия, как пост?! Сам Господь постился, постились Его апостолы и святые угодники. Постятся сегодня и современные христиане. Помимо того, что пост позволяет противостать сатане и бесам: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 21), он также является способом достижения многих целей, которые ставят перед собой верующие. Кто-то берет за правило весь этот период испрашивать у Господа исцеление от мучающего недуга, кто-то просит за своих детей… Мало ли у нас нужд? Я лишь предлагаю использовать время апостольского поста для разрешения хотя бы одной из них!