Заповедь, касающаяся поста была дана Господом человеку еще в раю, чтобы человек сохранил богоданное состояние: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2, 16-17).
Уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь. Ветхий Завет рассказывает о святых праведных людях, которые все важные моменты своей жизни предваряли постами.
"Моисей вступил в середину облака и взошел на гору: и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей" (Исх. 24, 18). "И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил" (Исх. 34, 28).
"И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид и уединившись, провел ночь, лежа на земле" (2 Царств 12, 16).
Великое множество примеров в Новом Завете показывают важность поста.
Спаситель наш Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей, сказав искусителю: "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим" (Лк. 4, 4).
Пророк Божий и Предтеча Иоанн, о котором Господь свидетельствует, что он больший из рожденных женами, был великим постником. "Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед" (Мф. 3, 4). "Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет" (Мф. 11, 18).
Апостол Павел в начале обращения своего три дня не ел и не пил (Деян. 9,9).
Апостол Павел пишел апостолу Тимофею: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых недугов" (1 Тим. 5, 23). Из этих слов понятно, как много постился апостол Тимофей.
Апостолы постоянно обращались к первым христианам, напоминая о важности поста: "Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13, 14).
После века апостольского бесчисленные постники просияли в Святой Церкви. Мы удивляемся строгости их поста, который едва может перенести человеческое естество. Если апостолы и святые, будучи всегда с Господом, так постились, тем более и нам должно поститься, чтобы отдаляясь от греха призвать благодать Божию.
Великий сорокадневный пост ведет начало от апостолов. В 69 своем правиле они ясно говорят об этом: "Если кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец - не постится во Святую Четыредесятницу или в среду, или в пятницу всег года, кроме препятствия от немощи телесной, да будт извержен; слабому телом дозволено по немощи вкушать немного масла и вина. Если же мирянин не постится, да будет отлучен".
Авва Дорофей, наставник многих святых в Поучении 15 богомудрствует о святых постах таким образом: "В законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они благословляемы во всех делах своих. Зная сие, святые апостолы установили и передали нам в помощь, как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и важнейшее: чтобы мы отделяли десятину от самих дней жизни нашей и посвящали ее Богу, дабы получать нам благословление на все дела наши и каждый год очищаться от грехов, содеянных нами в течение целого года. Рассудив так, они освятили нам из трехсот шестидесяти пяти дней года сии семь недель Святой Четыредесятницы.