Ольга Поливанова



Несмотря на то, что я относительно молода, я часто бросаю взгляд в прошлое. Может, это из-за приближающегося кризиса тридцати лет, когда человек оценивает себя самого и свои достижения в жизни, а может, ещё по какой причине – сказать сложно. И когда я анализирую прожитое, мне вспоминается притча.

Суть её такова: как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

– Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

– Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках.

Наверное, то же можно сказать обо мне. Я родилась в святых краях Сергия Радонежского – в Хотьково, где в Хотьковском Покровском монастыре покоятся мощи Преподобных Кирилла и Марии Радонежских и Хотьковских Чудотворцев – благочестивых родителей Заступника земли Русской Чудотворца Сергия Радонежского. Крещена я была в детстве в Храме Ильи Пророка в Загорске (старое название Сергиева Посада).

Семья была невоцерковлённой, хотя в Бога верили все (правда, по- своему). Но и этой веры хватило, чтобы заложить во мне маленький, но прочный фундамент, на котором сейчас начинает строиться моя религиозная жизнь. С детства мне говорили две важные вещи: сильнее Бога никого нет, и Бог всё видит. Может быть, поэтому я после долгих и тяжких метаний вернулась в Церковь?

Сергия Радонежского я помню с детства. Меня папа возил в Лавру к мощам. Сколько мне тогда было? Не помню. Может, года два или три. Или чуть больше. Мне тогда было там так хорошо. Это я помню. И помню ощущения присутствия родного и близкого человека – Сергия Радонежского.

У меня к нему была особая детская любовь. Я знала, что он рядом и что он меня слышит. К сожалению, этим моё воцерковление и закончилось. У матери был период неофитства позже, но он только оттолкнул меня от Церкви. В юности я была далека от Бога, но даже тогда, влекомая каким-то непонятным чувством, я иногда ездила к мощам Сергия Радонежского, в основном с житейскими и бытовыми просьбами. Например: насчёт учёбы, финансов и т.д. Было то же ощущение родного присутствия, как будто кто-то стоит и сострадает мне, будто кому-то даже больно от того, как я мучаюсь и что я прошу.

Не все просьбы исполнялись. Я злилась, обижалась. Но теперь понимаю, что должна быть благодарна Сергию за то, что он уберёг меня от исполнения моих желаний. Всё писать не буду, приведу один пример: я очень хотела бы поступить работать в милицию, это было моё фанатичное желание. Я просто горела им.

Я ездила к Сергию Радонежскому и молилась ему о том, чтобы меня взяли на работу. Но меня забраковали из-за позвоночника (сколиоз). Тогда я злилась, а теперь – благодарна. У меня жуткий характер, и вполне вероятно, он бы ещё больше испортился из-за такой работы. Мне очень трудно видеть в людях хорошее, поэтому сталкиваясь с преступниками и их злодеяниями, я бы впадала в грех гнева и ненависть.

Я и сейчас с трудом отделяю человека от его греха, сама же постоянно впадаю в грех осуждения. И что бы тогда было бы со мной? Скорее всего, я бы окончательно огрубела и впала в жестокость и осуждение, а почувствовав власть, я бы потеряла бы смирение, которого у меня и так мало, но взрастила бы гордыню, которой у меня много.

Я долго не могла выйти замуж. Несмотря на то, что нравилась многим молодым людям. Но мне не нравились они. Несмотря на то, что я была абсолютно нерелигиозным человеком, я считала, что отношения ради блуда начинать не стоит. Т.е. в силу своей невоцерковлённости я не считала добрачный секс чем-то предосудительным, но была уверена, что секс в отношениях – далеко не главное, на первом месте должна быть душевная близость, доверие, понимание, сострадание, любовь, милосердие и поддержка, а не интимные отношения.

Меня часто знакомили с молодыми людьми, но, к счастью, дальше знакомства дело не заходило. А на некоторые свидания я вообще не приходила. Я разочаровалась в людях. Мне было очень плохо и тяжело. И я тогда попросила Бога, чтобы он послал мне человека, который может по-настоящему любить, и которого я полюблю.

И моя мама предложила мне познакомиться с молодым человеком. Я, честно говоря, не хотела идти на это свидание, потому что была практически уверена, что ничего хорошего там меня не ждёт. Но перед этим зашла в церковь. И потом ноги как будто сами понесли меня навстречу этому человеку.

Мы женаты уже пять лет. И я счастлива. И я благодарю Бог за эту милость. Хотя мой муж невоцерковлённый человек, он верит в Бога и помогает мне на моём пути: возит меня с сыном в церковь, заказывает требы. А там Господь по молитвам Сергия Радонежского управит. На всё воля Божия.

Но тогда я не оценила Божью помощь, я ударилась в эзотерику. И дошла до глубокого духовного повреждения. Меня мучили беспричинные страхи. Среди бела дня на меня нападал такой ужас, что реально стучали зубы. Я обращалась к психологам, они ничем не могли мне помочь. Только разводили руками.

Только мой невоцерковлённый муж молился за меня и заказал неусыпаемую Псалтирь у нас в монастыре в Хотьково. И тогда я пришла в Церковь. Я каялась, понесла епитимью, исповедовалась и причащалась, но легче было только чуть-чуть. И я поехала к Преподобному. Моя израненная душа потянулась к тому, кто может её исцелить. К великому молитвеннику и Чудотворцу. К моему родному Сергию Радонежскому.

Я приложилась к раке с мощами, и у меня потекли слёзы. В душе словно лёд сломался. Я разрыдалась. Мне было всё равно: смотрят на меня или нет. И с каждой слезой у меня на душе становилось чище. Когда я вышла от преподобного Сергия – у меня в душе такая радость была!

Потом я забеременела. Беременность протекала хорошо до 28 недели. И возгордилась: дескать у благочестивых беременность и то хуже проходит, а я всё по науке делаю – у меня всё хорошо. Я отошла от Бога, стала реже молиться. То ли я себя сама довела до такого состояния, то ли сказалась перенесённая инфекция, – не знаю.

Прекрасно помню то утро: муж на учёбе, я одна поехала к гинекологу, которая принимает возле Лавры. Хотела перед этим зайти к Преподобному, но по маловерию не пошла, – в районе был грипп и даже случаи менингита, вот я и испугалась прикладываться к мощам. Прости меня Господи! Гинеколог мне поставила диагноз: угроза прерывания беременности, подозрение на гипоксию. Я поехала в роддом на сохранение. Помню: всё было как в кошмарном сне. Ещё два часа назад – благополучная беременность, планы на день, а теперь лежу в отделении патологии беременности.

Лежу, за окном солнышко. И Лавра. Как будто знак, что Сергий на меня не в обиде за мою дурь. Он простил меня. Я лежала и молилась. Беременность сохранили. Теперь у меня замечательный сынишка…

Я часто раньше думала: а где же Бог в моей жизни? Где же результаты молитв? А когда смотрю на свою жизнь и её самые тяжёлые минуты – понимаю, что без молитв Преподобного Сергия я бы так легко не прошла этот период. В самые тяжёлые и страшные дни Преподобный Сергий нёс меня на руках.

От себя хочу сказать: что бы у Вас ни случилось – приезжайте к Преподобному! Он Вас обязательно услышит и утешит. А ещё лучше, по завету самого Сергия: прежде посетите его родителей в нашем славном Хотьковском Покровском монастыре.