Елена Шутикова

Праздник преподобного Сергия Радонежского – день святого, подарившего мне самое дорогое, что может быть в жизни у человека – Веру в Бога!

А ведь начиналась все очень буднично – с итоговой контрольной по геометрии…




Так получилось, что мне всегда, еще с первого класса школы, очень нравилось учиться. Учение давалось мне достаточно легко, и из год в года я радовала своих домашних похвальными грамотами и табелями, где красовались исключительно круглые пятерки. Говоря современным языком, я была, наверное, типичным «ботаником».

Первые тучи на горизонте моих школьных успехов возникли уже в средней школе, когда появилась ОНА – ГОСПОЖА ГЕОМЕТРИЯ. Здесь-то и обнаружилось полное отсутствие у меня пространственного мышления: старательно уча теоремы и аксиомы, я не могла применить всю эту теорию на практике: при решении задач. Несмотря на огромные усилия, чем дальше, тем трудней и непонятней для меня становился этот предмет. Я начала бояться уроков по геометрии, а дни самостоятельных или контрольных, превращались буквально в самые «черные числа» календаря. Поэтому я с ужасом ждала приближения итоговой контрольной работы, надеясь только на помощь и подсказку своих одноклассников.

И надо же было такому случиться, что именно в назначенный для контрольной день я заболела, поэтому решать задания по ней мне пришлось позднее, в гордом одиночестве: в классе были только я и учительница, а условия задач предусмотрительно изменены, во избежание консультаций и помощи уже «отстрелявшихся» товарищей.

День накануне контрольной я провела в мучительной тревоге (иначе и не назовешь) и горьких слезах. «Что делать? Как мне быть? Я ничего не понимаю, хотя учу… Разве я виновата в этом?». Учить я уже ничего не учила, прекрасно понимая бессмысленность данной затеи. Ничего не могло спасти меня. Ничегошеньки. Разве только Чудо. Оно и не замедлило произойти…

До сих пор, мысленно прокручивая в памяти давние события, я не могу понять, ЧТО же (или КТО) подтолкнуло мою бабушку к такому разговору со мной. Мы никогда не разговаривали о Боге, о вере в Него; я не носила крестик и не ходила в церковь. Тем не менее, произошло то, что произошло:

- Лена, я знаю, кто может тебе помочь!

- ???

- Есть такой святой, который помогает в учебе. Когда он был маленьким мальчиком, то никак не мог научиться читать. И теперь сам деткам помогает в учении. Ты его попроси – он очень добрый, пожалеет и поможет тебе.

- А как его зовут? – надо же знать, кого просить. Слово «молитва» мне было совершенно незнакомо, но «попроси» – это же так просто и понятно.

- Сергий Радонежский!

Мне очень понравилось это имя. Сама даже не знаю, почему. Какое-то звонкое, ясное и радостное: не зря же – Радонежский. Для себя я решила, что Сергий – это взрослое имя, а в детстве он был просто Сережей. Об истории с отроком Варфоломеем мне еще только предстояло узнать в будущем.

Бабушка показала мне небольшую иконочку, и я очень горячо и долго просила седого старичка с добрым взглядом, изображенного на ней, помочь мне с геометрией, выручить меня из этой огромной (как мне тогда казалось) беды. Попросила, раскрыла тетрадку с задачами – и ничего… Как не понимала, так и не понимаю. В слезах пошла спать.

На следующее утро – в школу на контрольную. Шла с таким чувством, словно иду на собственную казнь: на подгибающихся ногах и просто в жутком отчаянии. Получила задачи, села за парту. В голове – мыслей никаких, кроме «Теперь меня оставят на второй год» и «Мама будет ругаться!». Время идет, надо что-то делать. Читаю еще раз первую задачу и почти вслух: «Ну, помоги же мне, Сергий Радонежский, бабушка говорит, что ты всем помогаешь! Пожалуйстааа…».

Это было как яркая вспышка. Словно что-то щелкнуло в голове. Я сидела, смотрела на изображенные на рисунке треугольники и мне ВСЕ было понятно: и почему они равны, и как найти недостающие показатели, и вообще – какая, оказывается, замечательная и интересная наука геометрия!!!

Из школы я вылетела окрыленная. Жизнь прекрасна и удивительна, если есть такой вот помощник, дедушка с удивительно мудрым и видящим тебя насквозь взглядом, Сергий Радонежский…

P . S . Геометрия больше не вызывала у меня никаких трудностей, а святой преподобный Сергий Радонежский с тех событий и по сей день остается моим самым любимым и почитаемым святым, чью благодатную помощь и заступничество я ощущаю все время!