Вы помните, что Иисус сказал о радости, которая бывает на небесах, когда исправляется грешник. Эту же истину объяснил Он и в следующей притче, показывающей любовь и милосердие Отца нашего небесного.
У некоторого человека были два сына; младший из них сказал отцу: Отец! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил имение сыновьям. Вскоре младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил свое имение, живя распутно.
Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. Он пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его в поле пасти свиней. И он рад был, когда мог наесться корма свиней, но никто не давал ему. Проведши же в себя, он сказал: «Сколько наемников у отца моего довольствуются хлебом с избытком, а я умирая от голода? Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отец! Я согрешил против неба и перед тобой и уже недостоин называться сыном твоим, прими меня в число наемников твоих».
Он встал и пошел к отцу своему. И когда еще он был далеко, увидел его отец и сжалился над ним, побежал и, кинувшись ему на шею, стал целовать его. Сын оказал ему: «Отец? Я согрешил против неба и перед тобой и уже недостоин называться сыном твоим». И отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, наденьте перстень на руку ему и обувь на ноги. И приведите откормленного теленка и заколите, станем есть и веселиться, ибо сей сын мой мертв был и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын был в поле; возвращаясь домой, он услышал пение и ликование. Призвав одного из слуг, он спросил, что это значит. Тот отвечал ему: «Брат твой пришел, и отец заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Старший сын осердился и не хотел войти. Тогда отец его, вышёдши, позвал его. Но он сказал отцу: «Я сколько лет служу тебе и всегда исполнял твои приказания, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда пришел тот сын твой, который промотал имение и жил распутно, ты заколол для него откормленного теленка». Отец сказал ему: «Сын мой? Ты всегда со мной, и все мое твое. А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой мертв был и ожил, пропадал и нашелся».
Как добр этот отец, который с радостью принял кающегося сына и сам пошел к нему на встречу! Отец этот – сам Бог, Который с радостью принимает кающегося грешника. Кажется, величайший грешник, прочитав эту притчу, должен бы ободриться и идти назад к такому доброму и милосердому Отцу.
Но как много таких, которые, получив от Бога имущество: силу, способности, здоровье, богатство, ум и пр., вместо того, чтобы употреблять все это хорошо, расточают имущество свое в далекой стране, то есть удаляются от Бога и забывают о Нем и о Его заповедях, живя в грехе, лености и беспечности. Но если среди этой жалкой и пустой жизни пробудится в них раскаяние и искренне желание возвратиться к Отцу, поверьте, Он Сам им поможет в обращении на путь добродетели. Он Сам как бы выйдет к ним навстречу, укрепляя в сердцах их благие намерения. Он примет их не только с милостью, но с радостью и любовью как отец своих детей.
Церковь напоминает нам о притче сей, дабы ободрить нас милосердием Господним и обратить нас к покаянию. В неделю, называемую неделею о блудном сыне, перед масляницей, читается, а иногда поется следующая песнь или стихира:
«Отче благий, я удалился от Тебя; не оставь меня и не покажи непотребным для царства Твоего; враг вселукавый обнажил меня и взял мое богатство, блудно расточил я Твои дары. Но обращаюсь к Тебе и вопию: Сотвори меня как единого от наемников Твоих, Ты ради меня на кресте пречистые Твои руки простерший, чтобы исхитить меня от лютого зверя, в первую одежду облеки меня, яко един многомилостивый».