В другое время, желая обличить упорство Иудеев, их пренебрежение к благодеяниям Божьим и привязанность к земным благам, Иисус Христос сказал такую притчу:
Царство небесное подобно царю, который учредил пир по случаю брака сына своего. Он послал рабов своих звать гостей на пир, но званные не хотели придти. Тогда царь послал других рабов сказать им, что пир уже готов и чтобы они шли. Но они пренебрегли приглашением и пошли; иной на поле, а иной на торговлю свою, иные даже, схватив посланных рабов, убили их. Царь, услышав о сем, разгневался, послал войско, истребил убийц и сжег город их.
После того царь сказал рабам своим: «Брачный пир готов, но званные не были достойны; итак, подите на перекрестки дорог и всех, кого найдете, зовите на брачный пир».
Рабы вышли на дорогу и собрали всех встречных, и злых, и добрых, и пир наполнился гостями. Когда вошел царь посмотреть на гостей своих, он увидел одного человека, который не был одет в брачную одежду, и сказал ему: «Друг мой, как ты сюда вошел не в брачной одежде?» Тот молчал. Тогда царь велел служителям своим выгнать его вон, сказав: «Много званных, а мало избранных!»
Смысл этой притчи следующий. Царь, который устроил пир, есть Бог Отец; сын царев есть воплотившийся Сын Божий, невеста Которого есть Церковь. Брачный пир есть предложенная через Христа трапеза Евангельского учения и спасительных таинств. На сей пир через пророков и апостолов прежде всех народов званы были Иудеи, но временные блага отвлекли их от принятия закона Христова и от обещанного блаженства; они даже часто ругались над посланниками Божьими и убивали их. Посему Бог послал на них римское войско, которое истребило их, и город их Иерусалим, вместе с храмом его, обратился в груду пепла и камней. Когда же Иудеи не захотели воспользоваться милостями Господними и только немногие из них уверовали в Христа, тогда Господь повелел апостолам идти во все страны веденной и проповедывать слово Божье всем язычникам.
Через Евангелие Господь Бог всех нас зовет на пир, который есть жизнь вечная. Он говорит нам: «Все готово, придите!»
Действительно, все готово: Иисус Христос страданием и смертью приготовил Сам нам вечную жизнь. Мы идем к ней, если веруем в Бога и исполняем заповеди Господни. А как многие из нас похожи на тех людей, которые вместо того, чтобы идти на приглашение царя, идут кто на поле, кто на торговлю свою, то есть предпочитают житейские суетные занятия последованию за Иисусом Христом.
Может представиться, что царь, призвав нищих и убогих с перекрестков дорог к себе на пир, несправедливо требует от них, чтобы они были облечены в праздничные одежды. Но для лучшего понимания этой притчи надо знать, что на востоке, когда царь звал гостей к себе на пир, то он же и припасал для них праздничные одеяния; тот, кто не соглашался облечься в них, наносил обиду доброму и гостеприимному хозяину. Это обстоятельство уясняет смысл притчи в отношении к нам. Где же нам, немощным и нищим, собственными силами найти возможность явиться в одеянии, достойном небесной трапезы? Но ведь Господь, по милости Своей, Сам приготовил и предлагает нам средства. Сам Иисус Христос научает нас, как и чем угодить Отцу и Царю небесному: умирает, чтобы искупить нас; возносится на небо, где уготовляет мести нам; обещает всем верующим в Него даровать им Духа Святого, Который поможет им отвергнуть жизнь греховную и облечься в нового человека. Только облекшись в нового человека, созданного по Богу, в правде и преподобии истины, возродившись вновь, можем мы войти в царство небесное. Прибегнем же к Господу с полною верою, что Он дарует нам обещанную помощь; попросим Его укрепить в нас веру, любовь, раскаяние в грехах наших, дать нам силы на исправление, да не будем изгнаны от трапезы царской, но приняты как чада Христовы.
В первые дни страстной недели Церковь напоминает всем эту притчу в следующей церковной песни:
«Чертог твой вижу, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да внизу в он, просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя».
Перепечатано из книги: Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. Сост. А.Н.Бахметева. М., 1894.