Святитель Николай Сербский
"Знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный и вечный" (2 Кор. 5: 1), – говорит прозорливый ап. Павел. Все наши труды по Богу имеют смысл в том, чтобы мы заслужили по силе нашей тот нерукотворный вечный дом на небе.
Индийский Царь Гундафор замыслил построить себе дивный дворец, какого нет на земле. Когда его посланник Аван искал искусного мастера, чтобы построить такой дворец, встретил он, по Промыслу Божию, ап. Фому, сказавшего ему, что он и есть тот мастер и что никто другой, кроме него, не сможет выполнить заказ Царя.
Св. Фома взял много золота от Царя на постройку дворца. Но как только он вышел от правителя, все золото раздал нищим. Через два года Царь послал своих слуг к Апостолу, чтобы те узнали, готов ли дворец, так как стройка должна была быть где-то далеко от столицы. Св. Фома ответил, что все готово за исключением крыши. И попросил еще царских денег – для завешения строительства. Но, получив их, снова раздал все нищим и отправился творить свое дело, т.е. проповедовать Евангелие.
По прошествии некоторого времени Царь узнал, что св. Фома даже еще и не начинал приводить в исполнение его повеление, что все золото роздано убогим, а сам строитель и не думает о постройке, но, проходя по городам и селениям, проповедует какого-то нового Бога и совершает дивные чудеса. Правитель пришел в сильный гнев и послал слуг своих схватить Апостола. Когда св. Фому привели к нему, он спросил:
– Выстроил ли ты палаты?
Фома отвечал:
– Построил, и притом великолепные и прекрасные.
Тогда Царь приказал:
– Пойдем же и посмотрим твой дворец.
Апостол сказал:
– В жизни своей ты не можешь увидать дворца сего, но когда отойдешь из сей жизни, тогда увидишь и, с радостью поселившись в нем, будешь жить там вечно.
Царь, думая, что он смеется над ним, весьма оскорбился и повелел бросить Святого в темницу вместе с привезшим его купцом Аваном, где они должны были томиться в ожидании мучительной смертной казни: Царь намеревался содрать с них живых кожу и сжечь их на костре.
Когда они сидели в темнице, Аван стал упрекать благовестника Христова:
– Ты, – говорил он, – обманул и меня, и Царя, назвавшись искуснейшим строителем. И вот теперь ты истратил без пользы и царское золото, и жизнь мою погубил. Из-за тебя я страдаю и должен умереть лютою смертью: Царь жесток и умертвит нас обоих.
Апостол же, утешая его, говорил:
– Не бойся, для нас не настало еще время умирать; мы будем живы и свободны, и Царь почтит нас за те палаты, которые я устроил ему в Царстве Небесном.
В ту же самую ночь царский брат заболел и послал сказать Царю:
– Из-за твоей скорби и я также стал тосковать и от сей тоски впал в болезнь, от которой теперь умираю.
Немедленно вслед за сим брат Царя действительно умер.
Царь, забыв прежнее свое огорчение, впал в новую скорбь и неутешно рыдал о смерти своего брата. А душу умершего взял ангел и провел ее по раю и показал ей дивный дворец, какой ум людской не может себе представить. Пожелала душа умершего войти в тот дворец, но Ангел ему сказал, что нельзя, потому что дворец принадлежит его брату, а построил тот дворец апостол Фома на милостыню его. И вернул Ангел душу опять в тело. Когда брат пришел в себя, то сказал Царю: «Поклянись, что дашь мне то, что попрошу». Царь обещал. Тогда брат сказал: «Дай мне дворец твой, который имеешь на Небесах».
Удивился Царь и стал сомневаться в том, что на небесах может быть дворец. Но когда брат ему все подробно описал, Царь поверил и сразу освободил св. Фому из темницы. Апостол же, возблагодарив Бога, начал учить обоих братьев вере в Господа нашего Иисуса Христа, и они, умиляясь душою, принимали с любовию слова его. Вскоре затем он крестил их и научил их жить по-христиански, а братья многочисленными милостынями своими создали себе вечные обители в Небесном Иерусалиме.