Прот. В.Гурьев
Иноки монастыря аввы Феодосия рассказывали. По уставу основателя у них был обычай во святой и Великий Четверок всем приходившим к ним убогим, вдовам и сиротам выдавать по известной мере пшеницы, меду и вина, и по пяти медных монет. Но однажды в окрестностях монастыря случился неурожай, и хлеб стал продаваться по дорогой цене.
Наступил в это время пост, и некоторые из братий сказали игумену: «Нынешний год ты, отче, по установленному обычаю не раздавай пшеницы странникам и убогим, потому что пшеницы у нас мало, придется покупать ее по дорогой цене, и оскудеет монастырь наш». Игумен отвечал: «Зачем, дети, нарушать нам благословение нашего отца? Он заботится о нашем пропитании, нам же нехорошо преступать его заповедь». Иноки, однако, не переставали упорствовать и говорили: «Нам самим мало, не дадим!» Опечаленный игумен, видя, что увещевания его ни к чему не приводят, сказал: «Ну, делайте, что хотите».
Наступил день раздачи, и бедные ушли ни с чем. Но что же случилось? Когда после этого заведующий житницей инок по нужде вошел в нее, он, к ужасу своему увидел, что вся пшеница заплесневела и испортилась, так что оставалось только выбросить ее. Все узнали об этом, и тогда игумен сказал: «Кто преступает заповеди настоятеля, тот наказывается. Нам приходилось раздавать только 500 мер пшеницы. И если бы мы ее роздали, то и отцу нашему угодили бы послушанием, и нищих бы утешили». А теперь вот 5 000 мер погубили и сделали двойное зло: первое – преступили заповедь нашего отца, а второе – возложили надежу не на Бога, а на житницы наши».
Так что же после этого сказать людям, которые боятся прикоснуться к кошельку своему и безжалостны к бедным во время застоя дел? Прежде всего предлагаем совет святого Златоуста. «Чтобы богатым быть, – говорит он, – свое добро щедро разделяй; Чтобы собрать, развевай; будь подобен сеющему; сей в благословение, да в благословение пожнешь». Затем, пусть люди расчета чаще приводят себе на память слова Соломона: иже дает убогим, не оскудеет; а иже отвращает око свое, в скудости будет мнозе (Притч. 28, 27).