Архиепископ Серафим (Соболев)
Некогда книжники и фарисеи осуждали Господа и упрекали Его за то, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. На это Спаситель сказал: Не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Матф. 9:13). Из этих слов Христа видно, что целью Его пришествия в мир было наше покаяние. Но если это покаяние было целью пришествия Иисуса Христа в мир, то ясно, что и мы должны считать целью всей своей жизни, всех своих трудов, наше покаяние.
Это понятно, ибо только через покаяние Господь дарует нам самое великое небесное сокровище: возрождающую благодать Святаго Духа, которую мы получаем в Таинстве Миропомазания при святом Крещении. А эта благодать в нас есть источник божественного ведения. Она помогает нам отличать добро от зла. Она указывает нам истинный путь ко спасению для соединения со Христом. Она сообщает все познания, необходимые нам для временной счастливой жизни и для жизни будущей. Вот почему св. Иоанн Богослов, имея ввиду благодать Миропомазания, получаемую при св. Крещении, сказал: И вы помазание имате от Святаго, и весте вся… и не требуете, да кто учит вы; но яко то само помазание учить вы о всем (1 Иоан 2:20, 27).
Эта благодать есть ничто иное, как божественная сила, которая помогает нам на самом деле отрекаться от сатаны и всех его дел – греха и страстей, жить по заповедям Божиим и через то предвкушать еще здесь будущее блаженство Небесного Царствия Христова. Вот почему другой великий апостол, Павел, назвал сию благодать залогом (обручением), или частью будущего наследия – неизреченного вечного блаженства рая (2 Кор 1:22; 5:5).
Ясно, что и покаяние, и благодать суть два необходимых для спасения блага, ибо без покаяния нельзя получить возрождающей благодати при святом Крещении, почему апостол Петр, на вопрос слушателей его первой миссионерской и мировой проповеди: Что сотворимъ?, – сказал: Покайтеся, и да крестится киждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2:38). И насколько велико бывает в нас покаяние, настолько велика бывает у нас в ее дивных действиях благодать Святаго Духа.
Мы знаем с вами, возлюбленные, как велико было покаяние св. Марии Египетской. Но смотрите, какую же благодать она имела от Бога. Когда преподобный Зосима ожидал Марию у Иордана со Святыми Дарами, чтобы причастить ее, и недоумевал, как она подойдет к нему с другого берега реки, то увидел, что она подобно Иисусу Христу пошла по воде, как по суше, и таким образом перешла Иордан. Когда преподобный Зосима попросил Марию помолиться за весь мир, то она, вознося горячие молитвы к Богу, поднялась на воздух. Этим поразительным чудом Господь показал преп. Зосиме, что молитва великой праведницы о сохранении и спасении мира принята Богом. Не знал, и до сих пор не знает мир, что он сохраняется от гибели благодатью немногих великих праведников.
Так некогда Господь хранил мир молитвами одного Своего угодника – преподобного Марка Фраческого. Так хранил Господь от гибели мир молитвами двух преподобных Своих – Макария Великого и Макария Александрийского, ибо слишком велик был их подвиг покаяния; велика была и их благодать.
Дивный угодник Божий св. Серафим не имел тяжких грехов. Он испытывал только неизбежную мысленную брань от нечистых духов. И когда однажды ему предложено было занять место настоятеля одной из выдающихся у нас в России обителей, с возведением его в сан архимандрита, преп. Серафим отказался от этого весьма почетного назначения. Тогда в нем возникла жестокая борьба от тщеславного помысла.
И что же сделал великий избранник Божий? За одни только тщеславные помыслы он начал каяться как за великие, тяжкие грехи. Он стал на камень, и с воздетыми к небу руками простоял на нем три года, молясь молитвой мытаря: Боже, милостив буди мне грешному. В течение всего этого времени он питался только одною травою и пил одну только воду. Так поразительно было его покаяние.
Но настолько же поразительна была у него и благодать в ее дивных проявлениях. Подобно Спаси телю, он одним своим словом исцелял всевозможные недуги людей. Он также молился однажды в воздухе об исцелении безнадежно больного отрока. А сестры Дивеевской обители видели, как он, направляясь к своей пустыньке, шел сзади них по воздуху – выше аршина от земли. Лицо его блистало после Св. Причастия божественным светом и в особенности тогда, когда св. Серафим беседовал о благодати Святаго Духа с Мотовиловым. В этом свете душа преп. Серафима вышла из тела, и Ангелы возносили его душу к престолу Святой Троицы.
Однако, если мы не будем иметь истинной любви к ближним, то наше покаяние не будет принято Богом и возрождающая благодать Святаго Духа не возгорится в нас и не только никогда не будет проявляться, как она проявлялась в жизни препп. Марии Египетской и Серафима Саровского, но совсем не будет действовать в нас. Свет ее погаснет и мы не войдем в Небесный чертог Христа, нашего Спасителя. Эту истину раскрыл Господь в Своей притче о десяти девах. Юродивые девы не имели в своих светильниках елея, т.е. они не имели любви, и свет благодати, данный им при Крещении, погас, почему они оказались вне Небесного чертога своего Жениха. Эту истину показал нам Господь и в Своей притче о милосердном царе и безжалостном заимодавце.
Святая Церковь, как чадолюбивая наша мать, всегда заботится о нас. Она опасается, как бы Господь не отверг нашего покаяния. Поэтому перед самим наступлением дней Великого поста обращается к нам за литургией со словами Иисуса Христа: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустить и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустить вам согрешений ваших (Матф. 6:14-15).
Поэтому будем стремиться к тому, чтобы подвиг нашего покаяния – поста и молитвы, не был лишен в очах Божиих своих благотворных плодов, чтобы нам достойно причаститься Св. Христовых Тайн и навеки соединиться со Христом в Его Небесном Царствии. Для этого пусть неизменным спутником нашего покаяния будет всегда наша искренняя любовь к ближним.
Правда, мы знаем, что распятый благоразумный разбойник через один час своего покаяния вошел в рай, хотя вся его земная жизнь отличалась жестокостью, вплоть до убийства. Но церковное предание свидетельствует, что во время бегства святого Семейства во Египет, на него напала шайка разбойников. Разбойники хотели убить святую Семью, но атаман, пораженный неземною красотою Богомладенца, остановил их от страшного преступления. За это Пречистая Матерь сказала ему: «Сей Младенец в свое время воздаст тебе за твою милость и любовь к Нему». Этим атаманом и оказался благоразумный разбойник. Впрочем, и на кресте он явил сострадание и любовь ко Христу, ибо унимал другого разбойника от злословия Божественного Страдальца, почему и сказал: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си. За это он услышал от Христа такие слова: Днесь со Мною будеши в раи (Лука 23:39-43).
Из жизнеописания преп. Таисии мы также знаем, что и она во едином часе своего покаяния вошла в Рай. Но тоже самое церковное предание сообщает нам, что до своей развратной жизни она все свои огромные богатства расточила бедным и построила странноприимный дом для иноков. Она отличалась изумительной красотой, и, сделавшись добровольно нищей, под влиянием тяжких условий жизни, стала блудницей. Однако же, Господь милосердный не допустил гибели Таисии ради прежде явленной ею любви к ближним. Он внушил великому из святых Своих угодников Иоанну Колову пойти к Таисии и призвать ее к покаянию. Повинуясь Святому Духу, преп. Иоанн Колов, придя к Таисии, такую возбудил в душе ее огненную решимость исправиться, что она тут же оставила все нажитые блудом богатства и все в мире, и попросила преп. Иоанна сейчас же увести ее в один из монастырей, в котором она могла бы покаянием искупить свои тяжкие грехи.
Св. Иоанн исполнил ее просьбу и отправился с нею из города в пустыню. На дороге их застала ночь. Он сделал из песка возглавие и велел ей немного уснуть, чтобы рано утром опять продолжать путь. Удалившись на некоторое от нее расстояние, он хотел также почить, но вдруг увидел, что божественный свет облистал все небо, и в этом свете Ангелы возносили душу Таисии к престолу Божиему. Преп. Иоанн подошел к ней и нашел ее уже умершею.
Вот какое великое спасительное значение имеет глубина покаяния. Вот как скоро иногда Господь принимает души за решимость переменить жизнь и удостаивает их Своего Небесного Царствия.
Нашему великому русскому народу искони была присуща истинная любовь к ближним. Ее он обнаруживал всегда, а в особенности перед Великим постом в день Прощеного воскресенья. Тогда русские православные люди стремились от всего своего сердца ко взаимному примирению, причем прощали всех своих врагов и даже тех из них, которые их обидели; они даже первыми испрашивали у них себе прощения, не дожидаясь в деле примирения почина с их стороны.
Вы, мои милые дети – плоть от плоти, кость от кости, и кровь от крови русского народа. Поэтому и вашим сердцам также присуща истинная и великая любовь к ближним. Эта любовь побуждает вас всегда и неизменно во множестве стекаться в свой русский храм в Прощеное воскресенье для присутствия на прощальном обряде, чтобы здесь испросить друг у друга прощения и простить каждого кто вас оскорбил. Да укрепит Господь вас в сей христианской любви, в стремлении к взаимному примирению. Сделайте и ныне то, что вы делали всегда в сей день. Зная, что без любви нет покаяния, нет и благодати, испросите друг у друга прощение и даже у тех, которые вас оскорбили.
Но прежде чем вы это сделаете, я должен сие сделать по отношению к вам, как ваш архипастырь. Поэтому прошу вас, ради Христа, простить меня во всех моих согрешениях, которые я совершил против вас или мыслью или чувством, или волею или неволею, или словом или делом. Со своей стороны прощаю вас за все против меня содеянные вами грехи и призываю на вас, мои милые дети, возлюбленные о Христе, благословение Божие. Аминь.
Произнесено в русской церкви св. великомученицы Параскевы г. Софии 18 Февраля/3 марта 1946 г.
Это понятно, ибо только через покаяние Господь дарует нам самое великое небесное сокровище: возрождающую благодать Святаго Духа, которую мы получаем в Таинстве Миропомазания при святом Крещении. А эта благодать в нас есть источник божественного ведения. Она помогает нам отличать добро от зла. Она указывает нам истинный путь ко спасению для соединения со Христом. Она сообщает все познания, необходимые нам для временной счастливой жизни и для жизни будущей. Вот почему св. Иоанн Богослов, имея ввиду благодать Миропомазания, получаемую при св. Крещении, сказал: И вы помазание имате от Святаго, и весте вся… и не требуете, да кто учит вы; но яко то само помазание учить вы о всем (1 Иоан 2:20, 27).
Эта благодать есть ничто иное, как божественная сила, которая помогает нам на самом деле отрекаться от сатаны и всех его дел – греха и страстей, жить по заповедям Божиим и через то предвкушать еще здесь будущее блаженство Небесного Царствия Христова. Вот почему другой великий апостол, Павел, назвал сию благодать залогом (обручением), или частью будущего наследия – неизреченного вечного блаженства рая (2 Кор 1:22; 5:5).
Ясно, что и покаяние, и благодать суть два необходимых для спасения блага, ибо без покаяния нельзя получить возрождающей благодати при святом Крещении, почему апостол Петр, на вопрос слушателей его первой миссионерской и мировой проповеди: Что сотворимъ?, – сказал: Покайтеся, и да крестится киждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2:38). И насколько велико бывает в нас покаяние, настолько велика бывает у нас в ее дивных действиях благодать Святаго Духа.
Мы знаем с вами, возлюбленные, как велико было покаяние св. Марии Египетской. Но смотрите, какую же благодать она имела от Бога. Когда преподобный Зосима ожидал Марию у Иордана со Святыми Дарами, чтобы причастить ее, и недоумевал, как она подойдет к нему с другого берега реки, то увидел, что она подобно Иисусу Христу пошла по воде, как по суше, и таким образом перешла Иордан. Когда преподобный Зосима попросил Марию помолиться за весь мир, то она, вознося горячие молитвы к Богу, поднялась на воздух. Этим поразительным чудом Господь показал преп. Зосиме, что молитва великой праведницы о сохранении и спасении мира принята Богом. Не знал, и до сих пор не знает мир, что он сохраняется от гибели благодатью немногих великих праведников.
Так некогда Господь хранил мир молитвами одного Своего угодника – преподобного Марка Фраческого. Так хранил Господь от гибели мир молитвами двух преподобных Своих – Макария Великого и Макария Александрийского, ибо слишком велик был их подвиг покаяния; велика была и их благодать.
Дивный угодник Божий св. Серафим не имел тяжких грехов. Он испытывал только неизбежную мысленную брань от нечистых духов. И когда однажды ему предложено было занять место настоятеля одной из выдающихся у нас в России обителей, с возведением его в сан архимандрита, преп. Серафим отказался от этого весьма почетного назначения. Тогда в нем возникла жестокая борьба от тщеславного помысла.
И что же сделал великий избранник Божий? За одни только тщеславные помыслы он начал каяться как за великие, тяжкие грехи. Он стал на камень, и с воздетыми к небу руками простоял на нем три года, молясь молитвой мытаря: Боже, милостив буди мне грешному. В течение всего этого времени он питался только одною травою и пил одну только воду. Так поразительно было его покаяние.
Но настолько же поразительна была у него и благодать в ее дивных проявлениях. Подобно Спаси телю, он одним своим словом исцелял всевозможные недуги людей. Он также молился однажды в воздухе об исцелении безнадежно больного отрока. А сестры Дивеевской обители видели, как он, направляясь к своей пустыньке, шел сзади них по воздуху – выше аршина от земли. Лицо его блистало после Св. Причастия божественным светом и в особенности тогда, когда св. Серафим беседовал о благодати Святаго Духа с Мотовиловым. В этом свете душа преп. Серафима вышла из тела, и Ангелы возносили его душу к престолу Святой Троицы.
Однако, если мы не будем иметь истинной любви к ближним, то наше покаяние не будет принято Богом и возрождающая благодать Святаго Духа не возгорится в нас и не только никогда не будет проявляться, как она проявлялась в жизни препп. Марии Египетской и Серафима Саровского, но совсем не будет действовать в нас. Свет ее погаснет и мы не войдем в Небесный чертог Христа, нашего Спасителя. Эту истину раскрыл Господь в Своей притче о десяти девах. Юродивые девы не имели в своих светильниках елея, т.е. они не имели любви, и свет благодати, данный им при Крещении, погас, почему они оказались вне Небесного чертога своего Жениха. Эту истину показал нам Господь и в Своей притче о милосердном царе и безжалостном заимодавце.
Святая Церковь, как чадолюбивая наша мать, всегда заботится о нас. Она опасается, как бы Господь не отверг нашего покаяния. Поэтому перед самим наступлением дней Великого поста обращается к нам за литургией со словами Иисуса Христа: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустить и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустить вам согрешений ваших (Матф. 6:14-15).
Поэтому будем стремиться к тому, чтобы подвиг нашего покаяния – поста и молитвы, не был лишен в очах Божиих своих благотворных плодов, чтобы нам достойно причаститься Св. Христовых Тайн и навеки соединиться со Христом в Его Небесном Царствии. Для этого пусть неизменным спутником нашего покаяния будет всегда наша искренняя любовь к ближним.
Правда, мы знаем, что распятый благоразумный разбойник через один час своего покаяния вошел в рай, хотя вся его земная жизнь отличалась жестокостью, вплоть до убийства. Но церковное предание свидетельствует, что во время бегства святого Семейства во Египет, на него напала шайка разбойников. Разбойники хотели убить святую Семью, но атаман, пораженный неземною красотою Богомладенца, остановил их от страшного преступления. За это Пречистая Матерь сказала ему: «Сей Младенец в свое время воздаст тебе за твою милость и любовь к Нему». Этим атаманом и оказался благоразумный разбойник. Впрочем, и на кресте он явил сострадание и любовь ко Христу, ибо унимал другого разбойника от злословия Божественного Страдальца, почему и сказал: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си. За это он услышал от Христа такие слова: Днесь со Мною будеши в раи (Лука 23:39-43).
Из жизнеописания преп. Таисии мы также знаем, что и она во едином часе своего покаяния вошла в Рай. Но тоже самое церковное предание сообщает нам, что до своей развратной жизни она все свои огромные богатства расточила бедным и построила странноприимный дом для иноков. Она отличалась изумительной красотой, и, сделавшись добровольно нищей, под влиянием тяжких условий жизни, стала блудницей. Однако же, Господь милосердный не допустил гибели Таисии ради прежде явленной ею любви к ближним. Он внушил великому из святых Своих угодников Иоанну Колову пойти к Таисии и призвать ее к покаянию. Повинуясь Святому Духу, преп. Иоанн Колов, придя к Таисии, такую возбудил в душе ее огненную решимость исправиться, что она тут же оставила все нажитые блудом богатства и все в мире, и попросила преп. Иоанна сейчас же увести ее в один из монастырей, в котором она могла бы покаянием искупить свои тяжкие грехи.
Св. Иоанн исполнил ее просьбу и отправился с нею из города в пустыню. На дороге их застала ночь. Он сделал из песка возглавие и велел ей немного уснуть, чтобы рано утром опять продолжать путь. Удалившись на некоторое от нее расстояние, он хотел также почить, но вдруг увидел, что божественный свет облистал все небо, и в этом свете Ангелы возносили душу Таисии к престолу Божиему. Преп. Иоанн подошел к ней и нашел ее уже умершею.
Вот какое великое спасительное значение имеет глубина покаяния. Вот как скоро иногда Господь принимает души за решимость переменить жизнь и удостаивает их Своего Небесного Царствия.
Нашему великому русскому народу искони была присуща истинная любовь к ближним. Ее он обнаруживал всегда, а в особенности перед Великим постом в день Прощеного воскресенья. Тогда русские православные люди стремились от всего своего сердца ко взаимному примирению, причем прощали всех своих врагов и даже тех из них, которые их обидели; они даже первыми испрашивали у них себе прощения, не дожидаясь в деле примирения почина с их стороны.
Вы, мои милые дети – плоть от плоти, кость от кости, и кровь от крови русского народа. Поэтому и вашим сердцам также присуща истинная и великая любовь к ближним. Эта любовь побуждает вас всегда и неизменно во множестве стекаться в свой русский храм в Прощеное воскресенье для присутствия на прощальном обряде, чтобы здесь испросить друг у друга прощения и простить каждого кто вас оскорбил. Да укрепит Господь вас в сей христианской любви, в стремлении к взаимному примирению. Сделайте и ныне то, что вы делали всегда в сей день. Зная, что без любви нет покаяния, нет и благодати, испросите друг у друга прощение и даже у тех, которые вас оскорбили.
Но прежде чем вы это сделаете, я должен сие сделать по отношению к вам, как ваш архипастырь. Поэтому прошу вас, ради Христа, простить меня во всех моих согрешениях, которые я совершил против вас или мыслью или чувством, или волею или неволею, или словом или делом. Со своей стороны прощаю вас за все против меня содеянные вами грехи и призываю на вас, мои милые дети, возлюбленные о Христе, благословение Божие. Аминь.
Произнесено в русской церкви св. великомученицы Параскевы г. Софии 18 Февраля/3 марта 1946 г.