Епископ Пятигорский Феофилакт
Что бывает с нами, когда мы видим тяжкую болезнь наших близких? Наверное, всегда это непростые переживания. Если мы слышим о такой болезни по отношению к другим людям, нередко задаемся вопросом: а сколько ему лет? В особенности это переживание тяжко тогда, когда речь идет о молодом человеке, хотя смерть и для пожилого человека не является естественной, потому что Бог создал каждого человека бессмертным. Но если в отношении пожилого человека мы еще можем как-то смириться с этим течением времени, то для молодого человека это переживание очень тяжелое.
Священное Писание сохранило нам слова, которые доносятся от близких родственников святого Лазаря: если бы ты, Господи, был здесь, не умер бы твой друг. Вот это чувство присутствия Божия нередко касается и нашего ума, когда мы говорим о болезни или смерти близких нам людей, в особенности молодых людей. "Если есть Бог, если Он присутствует, то не должен допустить смерти человека". Этими словами мы свидетельствуем и исповедуем, что жизнь каждому человеку дана от Бога, не сам себе человек эту жизнь взял, не сам на себя он ее поднял, не сам себя человек родил, но подлинно жизнь дается от Бога.
В минуты болезни близких людей мы, исповедуя это, говорим: "Господи, если Ты здесь, если Ты есть, если Ты действуешь, не оставь этого человека, умножь в нем жизнь, не дай смерти коснуться этого человека".
Но что же за этими словами следует дальше? Когда мы будем завтра вспоминать воскрешение из мертвых Лазаря, мы вспомним слова, которые скажет Спаситель его сестре, что он не умер; ты только веруй, и никогда ты не расстанешься с ним. На слова "если, Господи, Ты здесь", Бог отвечает всегда: ты только веруй. Тогда и сестра Лазаря перед Богом исповедовала: "Да, Господи, я верю в то, что Ты есть жизнь и источник жизни". Это означает, что я живу этой надеждой, вне зависимости от того, что вокруг меня происходит, дышит ли мне в лицо смерть или в мое лицо дышит жизнь, я верую, Господи, что ты есть жизнь, я верую в тебя, Господи.
На наше стремление, на наше исповедание "да, Господи, я верю Тебе", Бог ждет готовности нашего собственного исповедания этой жизни. Это означает, что Господь ожидает от нас поступков жизни, Господь ожидает от нас исповедания этой жизни во всех делах, которые мы совершаем по нашей вере. Когда мы говорим "если Ты, Господи, есть", Он отвечает нам: "Я есть", и ждет от нас исповедания веры. Я дал тебе заповеди, ты это слово сохраняешь? Я дал тебе Свое обетование, ты бережешь его в своей жизни? Ты спрашиваешь, есть ли Я? Я есть, но ты исполняешь ли Мое слово?
Когда мы встречаемся со смертью, которая проявляет себя через болезнь наших родных и близких, а однажды задышит и через наши собственные болезни, исповедание Бога будет сильным только тогда, когда я живу Его словом. А когда я лишь только живу ожиданием Его действия, но сам бездействую, какого же чуда я могу ожидать?
На наше сомнение: Господи, если Ты есть, - Господь отвечает нам словами, которые мы нередко слышим, эти слова часто произносятся и в воскресных школах, они изображаются на разного рода внешних изображениях, которые касаются самого сердца: "Ты называешь меня Отцом, и не слушаешься Меня как сын; ты называешь Меня своим Богом, но не служишь Мне как Богу и поклоняешься идолам; ты называешь Меня Светом, но ты не идешь вслед за Мною; ты называешь Меня Истиною и просишь, чтобы Я судил по правде, и чтобы правда восторжествовала, но ты сам не поступаешь по правде и очень часто делаешь неправедные вещи, и слова говоришь не правдивые, и поступки совершаешь не правдивые".
Так отвечает Господь на наш упрек: "если ты, Господи, есть". Если ты не слышишь Меня как сын, не идешь за Мною как верный за светом, не прислушиваешься к Моему слову, не исполняешь Моих заповедей, не живешь тем словом, которое Я дал тебе и порабощаешь себя грехом, пороком, что же теперь ты ждешь от Меня? Ты задаешь Мне вопрос: если Я есть? Есть! Но не в твоей жизни, потому что ты не поступаешь по Моему слову.
Чудо воскрешения Лазаря случилось, несомненно, по великой любви Господа и Спасителя Христа к Своему другу, но оно случилось через веру людей. Об этом мы еще поразмышляем с вами, когда вспомним сестру Лазаря, как горячо она исповедовала Христа. Ведь не все мертвые воскресали при явлении Христа. Жизнь только тогда возвращалась к умершим, когда вера во Христа жила в живых. Мы можем также вспомнить и воскрешение в семье несчастной вдовы. Много раз Господь являл Свою милость и Свое чудо через прикосновение к чуду веры других людей.
Когда мы говорим, что в нашей жизни очень мало чудес, мы очень мало видим чудесного проявления Божия, скорее всего, этими словами мы свидетельствуем о своей неспособности видеть это чудо Божие. Мы свидетельствуем, что сквозь нас, как сквозь тусклое стекло, свет Божий не пробивается, и наш мир остается темным, мрачным. И тогда мы говорим: как много в нашем мире мрака, как много боли, как много печали, как много болезней, как много одиночества, как много неправды, почему?
Потому что свет Божий через меня не пробивается в этот мир. Во мне, как в тусклом, замутненном стекле, этот свет гибнет и дальше не светит. Посему и Христос сказал: вы - свет мира. Не Сам по Себе Бог являет Себя в мире, но через тех, кто верит Ему. Вы - свет миру. Вы - соль для мира. Вы должны обладать теми свойствами, через которые Бог действует в своем мире.
Бог не действует напрямую, не действует без нашего участия, потому что Он дал нам свободу. Бог действует там, где человек позволяет своим выбором, своей верой, через себя Ему действовать. Несомненно, Господь радуется верным Своим, которыми и действует в вере. Свою Церковь, всех нас, крещенных во Имя Святой и Живоначальной Троицы, Господь призывает быть тем сосудом, через который изливает Себя и Свое присутствие в мир. Бог не действует без нас, потому что Он любит нас. Если бы он действовал без нас, мы бы тогда были Ему совершенно не нужны, чтобы изливать Себя в мир. Он действует через нас посредством Своей любви к каждому из нас, ко всему роду человеческому.
Поразмышляем над тем, что когда я ищу Господа: Господи, ну где же Ты? Бог спрашивает меня: ну а где же ты? Как часто я обращался к Богу с просьбой, и Бог даровал мне надежду жизни, силу к жизни, и даровал мне изменение обстоятельств моей жизни. Становилось ли все это для меня вторым дыханием, как стало для Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Сколько раз Бог давал мне не только вечер со слезами, но и утро с радостью нового дня. Становилась ли эта радость для меня силою и убеждением следовать за Его словом, слушаться Его слова, быть верным Его Евангелию?
Бог являет Себя там и в тех, кто являет себя Ему, с теми и Бог, Аминь.
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.