Прошла Страстная седмица, но мы всё же в евангельских чтениях вспоминаем Крест Господень, Распятие и присутствовавших у Креста Господня Его учеников и учениц.
Стоял Крест, и у Креста стояла Матерь Божия, Которая так совершенно Свою волю соединила с волей Божией, Которая так совершенно была едина со Своим Сыном, что вместе со Отцом, вместе с Ним приносила Его на заклание. Ни одним словом Она не противилась Его смерти, ни одним словом, ни движением Она не воспротивилась Его распятию. И Она стояла в такой глубине безмолвия, которого можно достигнуть только тогда, когда человек весь, весь до конца ушел в Бога и живет только тем, что является волей, мыслью Бога.
Около креста стоял тоже молодой ученик Спасителя, Иоанн. Он Христа возлюбил, возлюбил всем сердцем, всей жизнью, и когда дело дошло до смертной опасности, он стоял у креста, готовый быть вместе со своим Учителем отвергнутым. Апостолы, как нам повествует Евангелие, бежали. Когда они стали свидетелями видимого поражения Христа, они почувствовали, что погибла вся их надежда, что ничто не может их спасти, и они бежали и скрылись в доме Марка. Они бежали в растерянности души, в отчаянии, в страхе.
Но небольшая группа Христовых последователей стояла немножко поодаль, но вместе со Христом распятым. Это были жены-мироносицы, память которых мы сейчас вспоминаем. Они возлюбили Господа, они поверили Ему сердцем, они в сердце своем услышали истину и правду, и они не смутились тем, что происходило, а остались верными тому, что познало их сердце. Они остались со Христом распятым, как они были со Христом проповедующим, и как они оказались - немного спустя, когда они пришли с миром помазать тело умершего своего Учителя - оказались со Христом воскресшим.
А в это время ученики Христовы (десять из них, ибо Иуды больше не было, а Фомы с ними в тот момент не было) спрятались в доме Марка по страху: их Учитель был поражен, и они были разбиты, сердце их дрогнуло. И когда пришел Спаситель, они возрадовались: победа, значит, одержана! Значит Он воскрес, как говорил! Значит, не поражен, значит они разделяют победу Божию на земле! И они возликовали и возрадовались, страх прошел, ужас ушел, осталась только радость. Но что же было, когда вернулся в их среду апостол Фома? Ему сказали о том, что Христос воскрес, и Фома увидел только освобожденных от страха, ликующих, но не понимающих еще учеников. Они не изменились. Изменилось только то, что бояться было не нужно, что Христос воскрес, что победа одержана, но они в этой победе еще не участвовали. И этим объясняется то, что Фома, взглянув на них, усомнился: если действительно воскресший Христос встал в их среде, неужели они могли оставаться такими, какими были раньше? Пусть ликующими, пусть свободными от страха, пусть готовыми жить новой жизнью, но чего-то с ними не случилось: они не изменились так, что можно было бы взглянуть на них и сказать: Да! Они тоже перешли из области смерти в область жизни... Это случилось и с ними позже, в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на них, и они приобщились к вечной жизни Христовой. Но в тот момент они только ликовали о том, что их Учитель жив, и что победа одержана, но сами они оставались, какими были.
И Фома, взглянув на них, не увидел победы воскресения, он только узнал, что победил Христос, но его со-апостолы всё еще были, какими они были раньше. Мы Фому называем "неверным": как это жестоко. "Неверный" значит "не поверивший". Это не предатель, это не трус, это не человек, который неспособен верить в своего Учителя. Этот ученик понимал, что значит весть о Воскресении: что действительно, если воскрес Христос, то вся земля, всё небо, всё человечество изменены. Но для того, чтобы эту весть пронести, ученики должны были сначала приобщиться тайне и чуду Воскресения не умом, не сознанием, не видением, а тем чудом, которое с ними случилось, когда сошел на них Святой Дух и они уже на земле как бы воскресли, стали гражданами вечности.
Поэтому будем благодарить Бога, что Фома не захотел просто поверить словам, но приобщиться чуду. Воспоем славу жен-мироносиц, которые так сумели всем сердцем принять Христа, что никакого сомнения у них не оказалось, и они стояли у креста, на котором умирал Спаситель, не колеблясь в том, что они - Его ученицы, и они от Него не отойдут даже по страху смерти. И поэтому им было дано придти ко гробу Господню и увидеть Христа воскресшим; им было дано принести Апостолам весть о Воскресении. Поэтому мы их сегодня празднуем, мы поем их славу, мы поклоняемся их вере, их любви, их преданности. Аминь.