Протоиерей Димитрий Смирнов
Нам нужен труд над размягчением сердца, над расширением его. А для этого нужно заповеди Божии исполнять, нудить себя на это. Нужно перестать лукавить, потому что Бога все равно не обманешь, как ни выкручивайся. Он же знает, почему ты говоришь так или так, Бог-то знает, что за этим стоит.
Ну ты можешь перед батюшкой какой-то особый вид принять или пытаться на исповеди как-то так интерпретировать, как-то особенно сказать, чтобы некие отношения сохранить, — такая ерунда чисто душевная. Ну и что? Бог-то видит тебя, знает. Он знает источник твоих чувств и слов и знает этот зазор между истинным состоянием дел и тем, что ты говоришь. Кого ты обманываешь? Батюшку? Да шут с ним, с батюшкой, ты о себе подумай.
Ну проходишь в церковь сорок лет — и так ничего и не узнаешь, и так ничего в тебя и не войдет, ты будешь тем же фарисеем. Можно всю жизнь отходить в храм и Бога не познать, Его не ощутить. Какой в этом смысл? А ведь сотни тысяч людей ходят в храм и не знают Бога, и не знают Христа, и не знают даже, что такое благодать. Тебя крестили? А что такое Дух Святый? Не знаешь? Тогда где же оно, христианство? Христианство без Святаго Духа — это что такое? Это вообще не поймешь что, это какая-то ложь.
Поэтому время покаяния, время поста дано нам для того, чтобы это все как можно более честно осмыслить и осознать. Конечно, это очень трудно, нужно действительно огромное самоотречение, чтобы перед Богом предстать без всяких фокусов, без всякого человекоугодия, без всякого заискивания, вот таким, как ты есть грешником. В этом признаться и это начать исправлять: не повиноваться своим чувствам и стараться относиться к ближнему своему по возможности как к самому себе. А это трудно, потому что мы же совершенно отчетливо видим, что ближний ну никак недостоин этого. Но Господь не говорит, чтобы мы выбирали достойного нашей любви. Он просто говорит, что нужно так, и надо себя к этому понудить.
Не нужно льстить, не нужно в зависимости от его поведения каким-то образом регулировать свое. Конечно, это уж слишком против течения, и, если мы начнем так поступать, мы сразу с этим не справимся. Но во всяком случае, главное устремление, вся тенденция нашей жизни должна быть к этому, это основополагающее. И опора наша должна быть в Евангелии, во Христе — в этом воплотившемся Слове Божием.