Протоиерей Артемий Владимиров



Знаете ли вы, как все множится и разрастается у нас в воображении, когда мы думаем о своих делах и размышляем о будущности? Помните это знаменитое поэтическое – «планов громадье»? Между тем как древние испокон века знали, что «гора рождает мышь»… Не принадлежит ли гигантомания к одному из всеобщих, а вместе и самых опасных болезненных искривлений души? Давайте присмотримся к Евангелию, к тайнам миробытия, к самим себе: не выведем ли из наших малых наблюдений «закона малых чисел», следование которому будет иметь великие по своей пользе для нас последствия?

Христос Спаситель в Своих поистине малых притчах говорит нам о многих самых важных вещах. Вот зерно горушично – горчичное семечко, которое представляется взору малейшим из семян, однако в Палестине, прорастая, достигает размеров дерева (лактис), большего всех прочих; притом что плоды и семена его употребляют в пищу в качестве пряности. Горчичное семя – образ благодати Божией, малая искра которой, просветив в таинстве крещения совесть христианина, затем, при содействии нашем, разрастается, пересозидая ум, чувства, волю человека, его душу и тело. Благодать Святого Духа делает христианина малым светом, светильником, светилом, сияющим чистой, незазорной жизнью в этом сумрачном мире.

А теперь посмотрим на драгоценную жемчужину, евангельский бисер, обретенный купцом и составивший его счастье и блаженство. Мала она, словно горошина на ладони, однако чудный блеск ее веселит очи владельца, отдавшего все ради этой драгоценности. Бисер веры во Христа, озаряя ум и сердце христианина, сияет лучами смирения, чистоты, радости, премудрости и любви, доставляющих своему обладателю благодатное бессмертие…

У вас (же) и волосы на голове все сочтены. Мал волос человеческий, едва различим, с трудом осязаем, не имеет ни веса, ни образа, однако и он на счету у Бога, являясь, по Евангелию, знаком и мерилом Его Отеческого промышления о нас.

Таковы же и две малые птицы, ценящиеся единым ассарием и состоящие на попечении Творца неба и земли. Если о пичужках все ведает Господь, не паче ли помнит о нас, маловерных, составляющих венец творения и предмет Его особой любви и заботы?

А вот чаша студеной воды, поданная вовремя внимательным и милосердным христианином меньшему из братьев Христовых, малая чаша, которая становится залогом великой награды доброхоту в день Страшного и неутешительного для жестокосердных Суда Божия.

Незначителен, микроскопичен сучец в глазе ближнего, которого не осуждать и пересуживать, а жалеть и оправдывать призван каждый из нас, носящий в себе неимоверную тяжесть – бревна собственных беззаконий и страстей. Между тем как оставляя без внимания все эти сучцы, прощая и покрывая великодушием мелкие огрехи окружающих нас людей, мы приуготовляем себе великое, несравненное торжество спасения, раскрытое в словах: Не судите, да не судимы будете... не осуждайте и не будете осуждены! Воистину, верный в малом и во многом верен! Над многими будет Господом поставлен раб усердный и благоразумный, который, приняв мину, не спрятал ее, не положил под спуд (по ее внешней незначительности), но пустил в оборот и умножил вверенное, возвратив с лихвою залог, данный ему Хозяином. Крепко усвоил наш боголюбивый и трудолюбивый русский народ евангельскую премудрость и знание жизни, всегда призывавший в пословицах и крылатых выражениях к «умеренности и аккуратности», достойных вовсе не осуждения, но, напротив, похвалы и подражания! Умение довольствоваться малым, относиться к бедности не как к пороку, а как к испытанию; не гоняться за двумя зайцами; ехать тише, чтобы быть дальше; не спешить, дабы не становиться посмешищем для людей; вымерять до семи раз, чтобы один раз отрезать, – и всегда удачно; не пренебрегать малым золотником, который не становится оттого менее дорогим; приберегать копейку, сберегающую рубль; собирать с мира по нитке, чтобы бедному вышла рубашка, – сколько стоит за этими чеканными афоризмами практической мудрости (не противоречащей Евангелию), добытой по крупицам из трудового опыта и заботливо переданной грядущим поколениям!

Мал бех в братии моей, – исповедуется в 150 псалме тот (святой пророк Давид), кто пас овец отца своего, но впоследствии, за смирение, скромность и любовь, был вознесен и поставлен Богом в цари Израилю.

...Меньший в Царстве Небесном, – обращался Христос к иудеям, отдававшим предпочтение старшему возрастом Иоанну Крестителю, – больше его (Крестителя). Спаситель свидетельствовал в этих таинственных словах о Себе Самом и Своем Божестве, хотя по человечеству был на шесть месяцев младше Своего сродника – Предтечи. Евангельские заповеди Господь, по Божественному смирению, называл «малыми», открывая внимательным ученикам их вечный спасительный смысл, чудесно заключенный в нескольких словах.

Итак, друзья, не будем гоняться за призраками и фантомами, заполоняющими сознание самообольщенных гордецов, но чрез малые, по видимости, незначительные усилия будем восходить к великому – к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

Достигать заповеданного Евангелием совершенства можно и должно чрез малые благие дела, в Боге и ради Бога соделанные. Он знает нашу немощь, духовное малолетство и потому не заповедует нам решительно ничего невозможного, но требует лишь целеустремленности, мужества и постоянства в подвиге покаяния и добротворения во славу Своего имени.

Хочешь достичь целомудрия, чистоты души твоей – обрати внимание на необходимость изгонять из сердца и самомалейший нечистый образ или греховный помысел, при первом их появлении. Сочтешь за пустяк потакание и собеседование с подобным лазутчиком демонов – можешь нажить великую беду…

Мучает тебя чревоугодие, невоздержание в пище, приучайся есть не спеша, малыми кусочками. Не подражай тем, кто быстро, не жуя, проглатывают съестное в избыточном количестве, принося таким образом вред и душе, и телу.

Обуревают тебя лень и ходящее по пятам ее уныние, не сиди сложа руки, не смотри обреченно в одну точку, кощунственно кляня себя за появление на свет Божий… Помни: «у занятой пчелы нет времени для скорби», «глаза страшатся – руки делают»… Принудь себя хотя бы к малому усилию навести порядок в собственном жилище – и ты почувствуешь такой прилив бодрости и сил, что станешь способным творить «великие дела» на благо людям.

Страдаешь от неразумного многословия, смешанного с иронией, сарказмом, осуждением, – не почти эту злосчастную привычку за малость! За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, – предупреждает нас воплощенное Слово Божие, – ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься. Уразумей, друже, что единое слово может быть причиной твоей вечной погибели! Посему познай цену малому слову, держи его в недрах сердечных, не пускай на кончик языка, не открывай запора уст твоих, покуда не убедишься, что приготовленное тобою слово здраво, цело, чисто, помазано духовной солью и способно доставить благодатное назидание слушателям! Язык – один из малых членов человеческого тела, но, по слову апостола Иакова, воспаляется от геенны и имеет свойство, при неразумном его употреблении, воспламенять весь круг нашей жизни адским пламенем. Действительно, «слово не воробей: вылетит – не поймаешь», а потому «не давши слово – держись, а давши слово – крепись», ведь «что написано пером, того не вырубишь топором». Укроти мало-помалу свой язык – и взойдешь неприметно к нравственному совершенству, так что и все тело, с его страстями и похотениями, сумеешь приручить и покорить закону разума.

Наконец скажем два слова о молитве, стяжание, приобретение навыка в которой является важнейшей задачей христианина. Помни, брат, что все великое начинается с малого… Какая молитва короче той, которая всегда присутствует в нашем уме и сердце? – «Господи, помилуй!» Не оставь, не пропусти ее мимо ушей твоих! Великий русский князь Владимир Мономах непрестанно твердил ее и в сражениях, и на пиру со своей дружиной, и в минуты уединения, и на одре, в ночное время, как он рассказывал о том своему сыну в знаменитом Поучении – завещании, одном из лучших письменных памятников древнерусской литературы. Сам Господь хранил Своего избранника во всех многоскорбных и опасных обстоятельствах жизни! Он увенчал князя Владимира великой славой и благодарной памятью потомков, по сию пору именующих державного пращура «Красным солнышком»…

Очевидно, святой Владимир Мономах заимствовал свет и тепло добродетелей от Солнца правды – Христа – чрез непрестанную сердечную молитву, состоящую всего лишь из двух слов: Господи, помилуй!

Но, бесспорно, прекраснейшей из жемчужин – молитв Матери нашей Церкви – была и остается молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго… Воспримем ее умом и сердцем! С благоговением и радостью будем в течение краткой нашей жизни призывать сладчайшее имя Искупителя, сокрушившего власть греха, диавола и самую смерть Воскресением, – и еще до кончины нашей Бог явит нам, недостойным, Свои великие и богатые милости. Главнейшая из них – дарование человеку смиренного и сокрушенного духа, соединенного с видением своей греховности. Храня в сердце имя Господа Иисуса Христа, мы будем хранимы Богом от бед и напастей, просветимся благодатью мудрости и разума; распознаем все козни невидимых врагов и низложим их; будем всегда наслаждаться обильной помощью Божией, необходимой при совершении малых благих дел; обретем в душе начатки смирения, чистоты и любви; сумеем поделиться этими дарами с ближними и удостоимся оправдания в день Страшного Суда, милостью и человеколюбием Господа и Спасителя нашего. Аминь.