Протоиерей Вячеслав Резников
В ближайшее воскресенье перед Рождеством Христовым, в неделю святых отец, за Божественной литургией всегда читается по церковному уставу 1 зачало Евангелие от Матфея – родословие Иисуса Христа, родившегося в Вифлиеме Иудейском. Это родословие идет по нисходящей линии родов от Адама до Иисуса Христа. А у Евангелиста Луки описывается родословие по восходящей линии, от Христа к Адаму и Богу.
Господь наш Иисус Христос, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов...и так ап. и Евангелист Лука перечисляет семьдесят шесть имен по восходящей линии родов, заканчивая эту цепочку имен, что Он был: “... Сифов, Адамов, Божий”, указывая в Нем Спасителя не только иудеев, а всех потомков Адама – всего человечества.
Удивительно читать это бесконечное перечисление имен, особенно нам, знающим лишь своего деда, редко прадеда. Как же сложилось и дошло до нас это родословие? Из истории самой первой семьи мы знаем, что первым у Адама и Евы родился Каин. Потом — Авель. Каин из зависти убил Авеля и заслужил проклятие. Затем родился Сиф. После этого Адам прожил “еще восемьсот лет и родил сынов и дочерей”, как повествуется в книге (Быт. 5:4).
До грехопадения Адам был с Богом, так что ему было, что поведать своим детям. Но не все хотели слушать и знать о сотворении мира, о жизни в раю, о грехопадении и надежде на грядущее избавление. Только Сиф услышал и уверовал, что всё это, правда, потому что только его имя стоит сразу после имени Адама.
О Сифе сказано, что он “жил сто пятьдесят лет и родил Еноса. По рождении Еноса, Сиф жил восемьсот лет, и родил сынов и дочерей” (Быт. 5:6-7). И он тоже передавал своим детям, что узнал от Адама, но только Енос принял это и сохранил в памяти, одновременно запомнив и имена предков, донесших эти знания.
И так далее. И закономерно, что именно человек из этой цепочки, Ной - десятый от Адама, “обрел благодать пред очами Господа” и был единственным, чье потомство заново после потопа продолжило человеческий род. Остальная земля, потерявшая духовную и историческую память и благодатное преемство богопочитания, “растлилась пред лицем Божьим, исполнилась злодеяниями” (Быт. 6:11) и погибла.
Духовным преемником Ноя стал Сим. И в дальнейшем, несмотря на многочадие, цепочка благочестивого преемства была столь же узенькой и тонкой. И как всегда не случайно, именно Аврааму - одиннадцатому от Сима, однажды сказал Бог: “пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ” (Быт. 12:1), и благословятся в тебе все племена земные, о чём мы читаем в 12 главе книги Бытия.
Авраам родил Исаака, Исаак - Иакова, Иаков — двенадцать сыновей, от которых пошел целый народ – 12 колен Израилевых, помнящий свое родословие.
Но тут уже далеко не у всех памятование предков совпадало с личным благочестием. Помнить стало выгодным. Это уже не только вселяло уверенность, что являешься прямым наследником благословений, данных Аврааму, но и давало право на владение участком в земле обетованной. Да и другие права. Например, те потомки Левия, (3-го сына патриарха Иакова), которые после Вавилонского плена не могли предъявить своих Левитских родословий, лишились права священнослужения в храме Иерусалимском.
Но какое отношение к этому родословию, оборвавшемуся две тысячи лет назад, имеем мы, современные христиане, из всех народов пришедшие ко Христу? Удивительно, но самое прямое: от Иисуса Христа, Которым завершилось родословие по плоти и крови, начинается новый род, столь же осязаемая цепочка родословия по духу, начинается превосходящее прежнее, духовное родство со Христом и людей во Христе, друг с другом, родство всего рода христианского, людей одной веры, одного Крещения, одной Церкви и одного духа – духа Христова.
Господь, благовествованием родив Своих Апостолов, послал их в мир. Они рукополагали своих преемников, епископов, а те священников.
История хранит имена всех епископов по преемственности во всех землях.
Епископы рукополагали священников, священники крестили людей, и таким образом происходило духовное рождение и обреталось духовное родство, родоначальником которого является богочеловек – Иисус Христос. И так, каждый христианин через новое рождение восходит к самому Христу, а через Христа по плоти и к самому Адаму. Вот что такое для нас, христиан, библейское родословие.
Некоторым становится скучно читать эту вереницу имен. Но по-настоящему-то от этого чтения должно захватывать дух: вот оно все здесь! И начало, и конец; и — духовное, и в то же время земное, осязаемое; и твердо стоит на земле, и одновременно касается неба.
И — никакая обезьяна не вклинится в эти накрепко соединённые звенья земных родов, причастных одновременно Адаму (по естеству), и Богу по благодати. А главное, чувствуешь себя неотрывным листком на древе Богом сотворенного и спасенного во Христе человечества, “благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа», Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Господь наш Иисус Христос, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов...и так ап. и Евангелист Лука перечисляет семьдесят шесть имен по восходящей линии родов, заканчивая эту цепочку имен, что Он был: “... Сифов, Адамов, Божий”, указывая в Нем Спасителя не только иудеев, а всех потомков Адама – всего человечества.
Удивительно читать это бесконечное перечисление имен, особенно нам, знающим лишь своего деда, редко прадеда. Как же сложилось и дошло до нас это родословие? Из истории самой первой семьи мы знаем, что первым у Адама и Евы родился Каин. Потом — Авель. Каин из зависти убил Авеля и заслужил проклятие. Затем родился Сиф. После этого Адам прожил “еще восемьсот лет и родил сынов и дочерей”, как повествуется в книге (Быт. 5:4).
До грехопадения Адам был с Богом, так что ему было, что поведать своим детям. Но не все хотели слушать и знать о сотворении мира, о жизни в раю, о грехопадении и надежде на грядущее избавление. Только Сиф услышал и уверовал, что всё это, правда, потому что только его имя стоит сразу после имени Адама.
О Сифе сказано, что он “жил сто пятьдесят лет и родил Еноса. По рождении Еноса, Сиф жил восемьсот лет, и родил сынов и дочерей” (Быт. 5:6-7). И он тоже передавал своим детям, что узнал от Адама, но только Енос принял это и сохранил в памяти, одновременно запомнив и имена предков, донесших эти знания.
И так далее. И закономерно, что именно человек из этой цепочки, Ной - десятый от Адама, “обрел благодать пред очами Господа” и был единственным, чье потомство заново после потопа продолжило человеческий род. Остальная земля, потерявшая духовную и историческую память и благодатное преемство богопочитания, “растлилась пред лицем Божьим, исполнилась злодеяниями” (Быт. 6:11) и погибла.
Духовным преемником Ноя стал Сим. И в дальнейшем, несмотря на многочадие, цепочка благочестивого преемства была столь же узенькой и тонкой. И как всегда не случайно, именно Аврааму - одиннадцатому от Сима, однажды сказал Бог: “пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ” (Быт. 12:1), и благословятся в тебе все племена земные, о чём мы читаем в 12 главе книги Бытия.
Авраам родил Исаака, Исаак - Иакова, Иаков — двенадцать сыновей, от которых пошел целый народ – 12 колен Израилевых, помнящий свое родословие.
Но тут уже далеко не у всех памятование предков совпадало с личным благочестием. Помнить стало выгодным. Это уже не только вселяло уверенность, что являешься прямым наследником благословений, данных Аврааму, но и давало право на владение участком в земле обетованной. Да и другие права. Например, те потомки Левия, (3-го сына патриарха Иакова), которые после Вавилонского плена не могли предъявить своих Левитских родословий, лишились права священнослужения в храме Иерусалимском.
Но какое отношение к этому родословию, оборвавшемуся две тысячи лет назад, имеем мы, современные христиане, из всех народов пришедшие ко Христу? Удивительно, но самое прямое: от Иисуса Христа, Которым завершилось родословие по плоти и крови, начинается новый род, столь же осязаемая цепочка родословия по духу, начинается превосходящее прежнее, духовное родство со Христом и людей во Христе, друг с другом, родство всего рода христианского, людей одной веры, одного Крещения, одной Церкви и одного духа – духа Христова.
Господь, благовествованием родив Своих Апостолов, послал их в мир. Они рукополагали своих преемников, епископов, а те священников.
История хранит имена всех епископов по преемственности во всех землях.
Епископы рукополагали священников, священники крестили людей, и таким образом происходило духовное рождение и обреталось духовное родство, родоначальником которого является богочеловек – Иисус Христос. И так, каждый христианин через новое рождение восходит к самому Христу, а через Христа по плоти и к самому Адаму. Вот что такое для нас, христиан, библейское родословие.
Некоторым становится скучно читать эту вереницу имен. Но по-настоящему-то от этого чтения должно захватывать дух: вот оно все здесь! И начало, и конец; и — духовное, и в то же время земное, осязаемое; и твердо стоит на земле, и одновременно касается неба.
И — никакая обезьяна не вклинится в эти накрепко соединённые звенья земных родов, причастных одновременно Адаму (по естеству), и Богу по благодати. А главное, чувствуешь себя неотрывным листком на древе Богом сотворенного и спасенного во Христе человечества, “благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа», Которому подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.