Протоиерей Вячеслав Резников

Мф.10:32–36, 11:1, Рим.9:6–19

Однажды Господь сказал ученикам: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю: не мир пришел Я принести, но меч». А как же Ангелы в Рождество Христово пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир»? И Сам Господь приветствовал учеников словами: «мир вам»… Но все «противоречия» Священного Писания только от нежелания думать. Да, Господь принес мир. Но Он пришел к свободным существам. Одни примут Его, а другие не примут, и воздвигнут гонение на христиан, так что мир Христов обернется для них мечем.

Апостол Павел сегодня тоже рассуждает об одном видимом противоречии. Когда-то Еврейскому народу были даны и «усыновление, и слава, и заветы, и законоположения, и богослужение». А этот народ в подавляющем большинстве ожесточился и отпал от Бога. «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось», – говорит Апостол. И тут же поясняет, что «не плотские дети суть дети Божии».

Вообще большинство наших недоумений – оттого, что мы всерьез принимаем только плоть. А между тем, все, что по плоти, лишь тогда становится реальным и действительным, когда получает Божье одобрение и благословение. Сначала Бог сотворил мир, а затем его благословил: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». И лишь с этого момента «и был вечер, и было утро», и потекло время, и началась жизнь (Быт.1).

Так же и по отношению к отдельным людям. У Авраама, прежде Исаака, родился сын Измаил. Брат близнец Иакова-Израиля, Исав, первым увидел свет. Но Бог сказал Аврааму: «В Исааке наречется тебе семя». О близнецах же сказал: «Больший будет в порабощении у меньшего». Таким образом, не плотское рождение определило судьбу, а Божье благословение. Старшие по плоти остались в стороне, а младшие получили достоинство истинных детей и наследников. Об этих двух случаях открыто в Писании. Но несомненно, что и на всякое вообще плотское рождение Бог невидимо ставит ту или иную духовную печать. И вдруг окажется, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его».

И даже если человек сознательно старается быть в числе детей Авраама, все равно – помилование зависит «не от желающего и не от подвизающегося». Оно зависит «от Бога милующего». Желая разрушить самоуверенность Израиля по плоти, Апостол заострил эту мысль до предела, приведя пример с Иаковом и Исавом. «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого», – сказано было: «больший будет в порабощении у меньшего», как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел».

Но и при всем этом, – у Бога не может быть несправедливости: «Что же скажем»? – предваряет Апостол неизбежный вопрос. – «Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». Значит, все-таки только на тех Он ставит духовную печать, только тех «милует» и «жалеет», кто достоин, чтобы их «миловать» и «жалеть». И если человек даже еще «не сделал ничего доброго или худого», – Бог все равно видит и справедливо оценивает его душу, которая таинственно самоопределяется еще во чреве матери.

Но узнаем мы, что не только милует Господь, кого хочет, но «кого хочет» и «ожесточает». Мы возмущены: тогда «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его»? Но Апостол и тут сначала ставит на место гордый ум: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал»? Не властен ли горшечник над глиной, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого» (Рим.9:20–21)? А потом уже Апостол на примере фараона показывает, как «ожесточает» Господь. «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим.9:22–23)?. И оказывается, что не лепит Господь сосуды для низкого употребления. А «ожесточение» на самом деле есть – долготерпение над тем, кто сам своими делами уже уготовал себе погибель.

Не бывает, «чтобы слово Божие не сбылось». Оно не может противоречить самому себе. Для желающего с чистым сердцем вникнуть и понять, истина всегда откроется, и любой воздвигнутый меч снова обернется Христовым миром.