Протоиерей Вячеслав Резников
Мк.11:27-33; Иак.4:7-5:9
Сегодня Апостол более подробно объясняет, как приблизиться к Богу, как покориться Ему, и как противостать диаволу.
Мы в руках диавола, пока продолжаем пользоваться каким-либо неправедным приобретением. Поэтому, во-первых, – «очистите руки, грешники». Мы также в опасном положении, – когда сердце надеется угодить и Богу, и миру, смотрит и туда, и сюда. Поэтому, во-вторых, – «исправьте сердца, двоедушные». И если не получается ни то, ни другое, то остается одно: «сокрушайтесь, плачьте и рыдайте: смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль». Поняв свое бессилие, «смиритесь пред Господом», и Господь Сам «вознесет вас».
А чтобы это получилось вернее, – «не злословьте друг друга, братия». Не злословить друг друга, – как это просто! А злословить – какое безумие: ведь «кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья». Ну какой же ты, в самом деле, судья? Истинный судья только тот, чей приговор, каким бы он ни был, будет непременно исполнен. А ты и дела-то не можешь исследовать со всех сторон, во всей полноте.
И еще очень мешает, когда самоуверенно заявляем, например: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать, и получать прибыль». Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий»! И, напротив, очень способствует смирению, если, планируя не то, что на год, а даже на день или на час, прибавим: «Если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или другое».
И снова обращается Апостол к богатым, к тем, кто всегда рискует в упоении своим могуществом гордо сказать: «Кто Господь» (Притч.30:9)? Апостол говорит им: «Послушайте, вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше … изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас и съест плоть вашу, как огонь».
И как всегда, Апостол говорит о необходимости терпения. Как ничто в мире не существует вне времени, так и без терпения нет ни смирения, ни какой другой добродетели: «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли, и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний».
Так, и «пришествие Господне приближается», и не кончается Его пребывание с нами. Он Сам готовит нас к Своему пришествию, и от нас требуется только не мешать Ему. И как наше смирение дает возможность Господу «вознести» нас, так и наше терпение позволит Ему довести дело нашего спасения до желанной цели.