Протоиерей Вячеслав Резников
Лк.19:1-10; 1 Тим.4:9-15
Однажды Господь Иисус Христос проходил через Иерихон. «И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его».
Закхей «искал» только «видеть Иисуса». И он не постыдился перед людьми этой своей жажды. Как мальчишка, забрался на смоковницу. А Иисус увидел его и сказал: «Закхей! Сойди скорее». Закхей хотел только увидеть, и вдруг – сам был не только увиден, но и узнан. И – мало того: Господь говорит: «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Не сказал: «хочу», или: «так и быть, зайду». Но именно «надобно», как будто кто-то или что-то понуждает это сделать Его, Владыку неба и земли! Закхей «поспешно сошел, и принял Его с радостью».
Но Закхей, как начальник ненавистных мытарей, был отгорожен стеной отрицательного общественного мнения. И даже то, что Иисус почтил его Своим вниманием, ничуть не возвысило Закхея в глазах людей. Наоборот: Сам Иисус, войдя в дом грешника, пал в их глазах. Все «начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку».
И Закхей почувствовал это. Он ощутил вину и перед людьми, и перед Иисусом, – и за свои грехи, и за то, что невольно Его «подставил». И он всем сердцем захотел, наконец, пробить эту стену, и – воскликнул: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Он сказал это и перед Иисусом, и перед народом.
Он открыл свое сердце и перед Иисусом, и перед народом. А сердце открывается не словами, а делом, или готовностью тут же начать совершать это дело.
И только тут Господь говорит: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Апостол Павел говорит, что Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных». Так и Закхей вроде и был потомком Авраама, но только теперь Господь признал и утвердил это. И только теперь, когда Закхей открыл свое сердце, он стал сыном Авраама, а значит, и братом его детей. Он сразу вошел в семью верующих, спасающихся, и свидетельствующих о своей вере делами.
Так, у кого-то из современников Иисуса было желание прикоснуться к Нему, как у кровоточивой; у кого-то желание поговорить с Ним, у кого-то – пригласить в свой дом, у кого-то – омыть слезами Его ноги. А у Закхея – только видеть. Именно с этого начался его путь. И этому законному человеческому желанию видеть Иисуса отвечают святые иконы. И церковь дорожит этой возможностью, и никому никогда ее не уступит. И сколько людей, взирая на иконы, сами ощущали себя увиденными Господом, и начинали новую жизнь во Христе. А как бывает удивительно и радостно, когда вдруг узнаем, что тот, о ком мечтаем, – тоже мечтает о нас! И тот, кого так хотели увидеть, считает просто необходимым для себя прийти и поселиться у нас в доме!