Протоиерей Евгений Попиченко

Вот и началась Святая Четыредесятница. На первой седмице, в пятницу, в любой Великий Пост совершается определенный чин благословения колива и молебный канон святому Феодору Тирону, память которого мы сегодня и совершаем.

Освящение колива совершается по следующему случаю. По кончине святого равноапостольного Константина Великого, Римская Империя через несколько кратких преемств, досталась одному из его сродников - Юлиану. Как святой Константин был избранным сосудом благодати, так несчастный Юлиан оказался явным сосудом погибели и отвержения. Одним из первых действий его темного царствования было то, что он отверг Христа и Евангелие, и обратился к языческим идолам.

Явного гонения на христиан он не поднимал, не по жалости к ним, а по уверенности в безуспешности христианства. И вместо открытого преследования началось гонение тайное, злохитрое. Богоотступник то низводил христиан с честей и достоинств, якобы противных их смирению. То лишал их достояния и имущества, якобы, несовместимых с нищетой. То запрещал им учиться наукам под предлогом, что все нужное для христиан содержится в Евангелии. То вызывал из заточения еретиков, дабы их кознями смутить Церковь Христову.

Действительно, человек, находящийся в заблуждении атеистическом страшен, когда в его руках оказывается власть. Но когда у власти оказывается богоотступник, когда он знает веру, знает Евангелие, и отвергает это сознательно – это еще страшнее. Господь сказал: «Всякий грех и хула простится человеку, хула даже на Сына Человеческого», на Иисуса Христа, потому что Христос пришел на Землю в образе раба, Он сокрыл Свое Божество под образом человеческим. И многие этим смутились: и еллены, и иудеи. Они не понимали: как это Бог может быть человеком? Собственно, за что Христа и распяли, вменив Ему в вину этот смертный приговор: «Он делает Себя Сыном Божьим».

Простится хула на Сына Человеческого, а на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем. Хула на Святого Духа, сознательное отвержение Евангелия, неприятия знания, что это – откровение Божье, и сопротивление ему.

Между этими злохитрыми средствами Юлиан умыслил следующее. Наступала Святая Четыредесятница. Зная, в какой чистоте и воздержании проводят ее христиане, богоотступник призывает градоправителя константинопольского и велит ему тайно удалить на следующие дни с торжища все обыкновенные снеди, а предложить одно то, что было уже принесено в жертву идолам, а потому христианами считалось за оскверненное.

Никто не знал его замысла, потому многие тысячи душ в самые святые дни осквернились бы вкушением того, что окроплено было – так повелел Юлиан - в крови идоложертвенной. Но Тот, Кто яко зеницу ока хранит души просты и смиренны, и всегда посрамляет премудрых в коварстве их, не дал и теперь свершиться вражьему умыслу.

Среди ночи, но не во сне, является тогдашнему епископу Константинопольскому некий святозарный воин и говорит, чтобы он немедля собрал духовное стадо свое, и дал ему знать об угрожающей опасности, с повелением не покупать в следующие дни ничего, что будет выставлено на торжище. «Чем же пропитаться нам в эти дни, накормить столько людей? - вопросил святитель – ибо у многих ничего нет в доме». «Коливом или вареной пшеницей - ответствовал явившийся». «Кто же ты? – вопросил Патриарх. «Христов мученик Феодор» - ответил явившийся.

Святой Феодор был тот подвижник Христов, который, будучи воином, за много лет до этого времени в царствование злочестивого Максимилиана претерпел за Христа множество ужасных мук, и тем, после мученической своей смерти, заслужил в Церкви Христовой имя великомученика.

Святитель немедленно исполнил повеленное свыше, и христиане Константинополя сохранились от осквернения. А злочестивый Юлиан, видя, что замысел его разрушен, велел представить прежнюю свободу торжищам.

Вступая в период Великого Поста, мы вновь напомним, как и с какой целью, и с какими результатами должен проходить пост христианский. Пост – это оружие, и не случайно Господь, когда однажды изгнал из бесноватого отрока беса, и когда ученики Его спросили: «Ну, почему, Господи, мы не могли изгнать его?», - отвечал: «По неверию вашему, ибо род сей исходит не иначе, как от молитвы и поста».

Пост – это очень серьезное духовное оружие. Но в умелых руках оно совершает победу, а в руках неопытных - наоборот. Дай ребеночку нож – он себя изрежет. То есть, пост может принести вред самому постящемуся. Поэтому важно помнить некоторые советы.

Во-первых, пост должен быть умеренным, то есть, каждый человек должен обязательно найти свою меру поста. Уставы, которыми мы руководствуемся, это - вершина, это идеал, это то, к чему мы должны стремиться. Они составлены иноками, составлены людьми, живущими в совершенно иных климатических, социальных и экономических условиях.

Здесь нужно сохранять разумность и трезвость, и каждый должен найти свою меру поста. Верхнюю планку мы видим, но один пост может быть для шахтера, другой пост – для педагога, третий пост – для военнослужащего, четвертый пост – для беременной или кормящей женщины… Каждый должен знать свою меру.

С одной стороны, это находится экспериментальным путем, зная свои физические силы, зная свои немощи. Потому что при многих болезнях желудочных, кишечных пост послабляется вообще до минимума. Ну, например, при язве. Кому нужны эти страдания, если человек в результате воздержания от пищи, вообще доведет себя до тяжелой хронической болезни? Например, диабет – он вообще не предполагает воздержания от мясной пищи, потому что это ему жизненно необходимо по показаниям здоровья.

Мера поста находится, из такого разумного рассуждения, из совета со своим духовником. Подумали, благословились, и – в добрый путь. Крайности и в ту, и в другую строну, опасны. Мы помним слова апостола Павла, что физическое упражнение малополезно.

Это касается и особо строгого Поста, на самом деле, в такой голодовке пользы-то особой нет, есть даже вред, потому что человек, очень строго постящийся, начинает превозноситься над другими, начинает гневаться: «Что ты мне сюда масла налила, я ведь строго пощусь!» И кому это нужно? Другая крайность – это излишне слабый Пост, человек сам себя жалеет, и от этого развивается страсть себялюбия.

Важный момент. Пост должен быть продолжительный. Есть опасность попасться в такую западню лукавого: дело в том, что многие решают так: первую и последнюю недельку попощусь построже, а в середине? А в середине - такая яма, провал. И здесь тоже никакой пользы и смысла в этом нет. Потому что наше тело – оно очень инертно, и пока его раскачаешь, пока введешь его в атмосферу Поста, требуется продолжительное время. Хотя бы две-три недельки, чтобы человек привык.

Привык жить в этом режиме, молиться, общаться с близкими. Потому что голодный желудок – это постоянный источник раздражения. Так вот, лучше взять небольшое правило посильное – но пронести его через весь пост, чем схватить, надорваться и успокоиться. Типа, ну, не могу я, не мое это… Важно помнить, что если даже по каким-то причинам пост нарушается – родственники, скажем, приехали, или пригласили на какое-то событие, от которого вы не смогли отказаться и вынужденно нарушили пост, не нужно на всем подвиге ставить крест. Типа, семь бед – один ответ, все равно ничего не получилось. Ничего страшного. Покаялись, настроились – и дальше ровненько двигаемся.

Поскольку пост – это оружие, то его действием должно быть обострение страстей. Если человек постится правильно, то есть, немножечко внатяжечку, если тело устает, истощается, истончается, то, то что находится в душе, начинает себя проявлять. Естественно, вылазят страсти, и правильное соблюдение поста должно человеку помочь увидеть свое реальное состояние. И здесь – у кого что… Кто-то начинает к пище очень неровно дышать, кто-то в уныние впадает, кто-то тщеславится, кто-то блудными страстями разжигается, кто-то гордится. Но то, что мы заметили в себе действие страстей, - это уже хорошо, потому что мы видим болезнь. Значит, мы можем начинать ее лечить.

И вот таким образом, дорогие браться и сестры, начнем путь к Святой Пасхе, к Светлому Христову Воскресению, и пусть Господь всем нам на этом пути поможет.