Размышляя о том, что мне сегодня сказать вам, я стал перелистывать святоотеческие творения, связанные с Евангелием сегодняшнего дня, и обратил внимание на удивительные слова Василия Великого. Иногда очень важные детали евангельского повествования как-то проходят мимо нас. Но св. Василий Великий, сказав о значении для каждого из нас собственной смерти как конца света, ориентирует наши мысли на самое главное.

А святой Иоанн Златоуст, удивительным образом толкуя притчу о десяти девах, говорит следующее. И те, и другие девы — добрые девы. Наверное, они были действительно целомудренными, ведь иначе Сам Спаситель не назвал бы их девами. Значит, они обладали — непременно обладали, и те, и другие, — очень ценными качествами и добродетелями. Почему же одних Господь называет мудрыми, а других юродивыми, то есть неразумными? Господь разъясняет нам различие между первыми и вторыми в форме притчи. Он говорит о масле, которого не хватило в светильниках немудрых дев. А святые отцы свидетельствуют, что под маслом подразумеваются добрые дела. У чистых непорочных девиц, которые, казалось бы, одной своей телесной чистотой уже были достойны Царствия Небесного, не хватило добрых дел.

И, продолжая эти размышления, святитель Иоанн Златоуст говорит, что одной добродетели недостаточно. А если применить его слова к нашей современной жизни, — а поскольку мы с вами совершили сегодня службу в стенах обители, — к монашеской жизни, то становится ясно, что абсолютно недостаточно одной добродетели отречения от мира. И не только условного отречения от мира, при наличии современных всепроникающих средств информации, но даже полного отречения от мира недостаточно для спасения, как была недостаточна для спасения немудрых дев плотская чистота.

Необходимы добрые дела. Поэтому ни священный сан, ни монашеский постриг автоматически нас не спасают, даже если мы живем по всем правилам иноческой жизни, полностью себя отдавая служению Господу, не имея ничего личного, стараясь всеми силами сохранять себя в целомудрии и в чистоте. Даже этого недостаточно для спасения — нужен елей в светильнике, нужны добрые дела.

Вот почему сегодня Церковь, обращаясь к монашествующим, к монастырям, так настаивает на том, чтобы монашеские общины были лидерами в совершении добрых дел. Чтобы ни один монашествующий не прикрывался своим клобуком или мантией, думая, что их достаточно для спасения. Недостаточно, ибо по слову Иоанна Златоуста, одной добродетелью человек спастись не может.

Притча о десяти девах прямо адресуется, в первую очередь, к монашествующим. И, уразумев эту притчу через замечательное ее толкование святителем Иоанном Златоустом, будем стараться всеми силами совершать добрые дела, о которых сегодня сказано в Евангелии: «Ибо Я алкал, и вы накормили Меня. Жаждал, и вы напоили Меня. Был странником, и вы приняли Меня. Был наг, и вы одели Меня. Болен был, и вы посетили Меня. В темнице был, и вы пришли ко Мне». Давайте эти заключительные слова сегодняшнего Евангелия примем на свой счет и спросим, часто ли мы кормим голодных? Часто ли мы помогаем человеку в крайней нужде? Часто ли мы одеваем людей, посещаем их в скорбях, протягиваем руку помощи? Более того: часто ли мы о них думаем? И если этого не происходит, то, как не спасло неразумных дев их целомудрие, так и монашествующих не спасут монашеские одежды и данные ими обеты.

Мы призываемся к интенсивной духовной жизни, в центре которой — совершение реальных добрых дел. Не таких, которые сегодня любят совершать люди, громогласно о них говоря, а тех дел, которые Господь призвал нас совершать втайне (см. Мф. 6:3). Именно такой елей и способен поддерживать огонь в светильниках нашей духовной жизни.