Патриарх Кирилл
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы вспоминаем событие, которое особым образом отмечено в истории Евангельской, в истории церковной, — смерть пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Только что мы слышали страшное повествование о том, как царь Ирод, по наущению его жены Иродиады, отрубил голову пророку, которого он уважал, к мнению которого он прислушивался, — потому что Иоанн Предтеча обличал Ирода в том, что царь незаконно взял себе в жены Иродиаду, бывшую замужем за его родным братом Филиппом. Когда дочь Иродиады на пиршестве угодила царю и гостям танцем, он пообещал ей дать все, что она ни попросит, и та по наущению матери попросила на блюде голову Иоанна Предтечи. И пошел оруженосец в темницу, где уже томился Иоанн Предтеча, отрубил ему голову и принес девице, а девица отдала ее матери.
Эта трагическая история заставляет нас о многом задуматься. Было ли произошедшее некой случайностью? Может быть, Иоанн Предтеча слишком неосторожно обличал власть имущих, самого царя, — а если бы молчал, то никто бы голову ему не отрубил? Может быть, это единственный случай такого рода во всей истории? Совсем нет.
Празднование памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи совпадает сегодня с тринадцатым воскресеньем после Пятидесятницы. По уставу в этот день полагается читать воскресное Евангелие, повествующее о злых виноградарях (Мф. 21:33-42). Многие из нас знают эту притчу. Хозяин дома насадил виноградник и отдал его в управление неким людям. Когда пришло время собирать урожай, он послал за ним своих слуг, но те, кто управлял виноградником, одних из этих слуг побили, а других умертвили, побив камнями, — и так повторялось не единожды. Наконец, хозяин послал собственного сына, — чтобы его убоялись, устыдились и отдали причитающийся ему урожай. Но, увидев его, те сказали друг другу: «вот, идет наследник; убьем его, и нам достанется все», и сделали так. И спрашивает Спаситель, Который обращал эту притчу к ученикам и народу: «Как вы думаете, что сделает хозяин дома?» Ответ был незамедлительный: он их накажет злой смертью.
Это совпадение двух евангельских чтений и двух событий в церковном календаре помогает нам понять, что совершенное пророком и Предтечей Иоанном не было чем-то уникальным в истории Церкви Христовой. Потому что слуги, которых посылал хозяин, чтобы собрать виноград, — это ветхозаветные пророки, которых Бог посылал к народу Израильскому. Но большинство из них заточались в темницу, побивались камнями, претерпевали насильственную смерть…
Для того чтобы ответить на вопрос, почему так происходило, нужно понять смысл пророческого служения. Некоторые считают, что пророк — это прорицатель, тот, кто видит будущее. Действительно, пророки нередко говорили о будущем, предрекая грядущие события. Но смысл пророческого служения в ином: через него миру открывается Божия правда, и пророк — это тот, кто передает Божию правду людям.
Почему же за это побивали камнями, сажали в тюрьмы, отрубали головы? Что несет в себе эта Божия правда? Почему на нее так реагируют многие люди — не просто не принимая этой правды, но вооружаясь на ее провозвестников злобой вплоть до готовности пойти на преступление?
Церковь Божия со времен апостолов призвана совершать пророческое служение. Церковь призвана говорить людям Божию правду так, как говорили о ней ветхозаветные пророки, как возвещал эту правду пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. И что же мы видим в истории? Мы видим то, о чем повествует притча о злых виноградарях. Божия правда, с одной стороны, принимается миллионами; с другой, вызывает у определенной части людей неприятие, злобу и чувство агрессии: им нужно задушить эту правду, наказать ее провозвестников. И мы знаем, в какой кошмар погрузилось Отечество наше, когда всей мощью государства был обрушен удар на тех, кто, пусть тихим голосом, но говорил Божию правду.
Ну, а когда нет возможности насильственно заставить людей замолчать? Когда законы, обычаи, общество этого не позволяют? Есть другие способы и другие средства, которые сегодня становятся особенно легкими в употреблении. Используя средства массовой информации, можно вылить огромное количество клеветы, грязи, совершенно не стараясь хоть как-то доказать свои утверждения, — все рассчитано на то, что кто-то поверит, прельстится, отвернется от слова Божия…
Почему же так? Ведь в нашей стране это выглядит особенно странно, когда после десятилетий безбожия, физического истребления веры и Церкви вновь появляются те, кто профессионально борется с Богом, с Его словом и с Церковью. А все потому, что Божия правда глаза колет. Божия правда является огромной силы вызовом человеческой совести. Живет человек так, как желает жить, — по закону плоти, по закону похоти. Он привык грешить, он привык самого себя считать центром мироздания, а главным критерием истины — «то, что думаю, то и истинно», «что хочу, то и делаю», ссылаясь на ложно понимаемую свободу. Такие люди погружаются в стихию самообмана, считая, что лишь они могут определять от начала до конца свою собственную жизнь, никого в эту жизнь не впуская, а по возможности навязывая свой опыт другим. И когда такой человек встречается лицом к лицу с Божией правдой, сознавая, что он эту правду не примет, — он вдруг с ужасом видит, что эту правду принимают миллионы людей! А что за этим стоит? Угроза собственному благополучию! Вот тогда развивается необузданное стремление бороться с Богом, заглушить пророческий голос Церкви.
Нам сегодня говорят: «Какое вам дело до молодежи? Зачем вы занимаетесь социальной работой? Зачем вы оцениваете состояние общества, какое право вы на это имеете?», — забывая, что Церкви есть дело до всего, где решается вопрос человеческого спасения. Если человек погибает, занимаясь политикой, — значит, до политики есть дело. Если люди, занимаясь экономикой, разрушают себя и окружающий мир, — значит, до экономики есть дело. Если культура раскрепощает греховные инстинкты и превращает человека в зверя, — значит, до культуры есть дело. Если молодежь становится легкой добычей страшных пропагандистских стереотипов, — значит, есть дело до всего, что мешает молодому человеку встать на путь спасения. И Церковь будет нести это служение с полным пониманием того, что это служение — пророческое. Как замечательно сказал о пророческом служении Пушкин, «глаголом жечь сердца людей». А ведь огонь согревает одних и обжигает других. И пока произносится это исполненное Божественной правды пророческое слово, оно будет обжигать кого-то так, что, вздрогнув от ожога, человек будет добиваться, чтобы это слово никого больше не коснулось. Но будут и те, кто в этом пророческом пламени будут с благодарностью видеть путеводную звезду своей жизни, маяк, определяющий движение человека, будут видеть и свет, и тепло.
Сегодняшний день многому учит нас, особенно священников. Быть священником означает нести Божию правду, а это налагает огромную ответственность. Нужно быть мужественным, нужно быть готовым принять любой удар за эту правду и одновременно быть мудрым, чтобы не давать повода ищущим повода — тем, кто стремится обрушиться на правду Божию через нападки на человека, который непременно несет в себе печать несовершенства. Именно поэтому забота священника о своей личной, семейной жизни, о своем образовании, его гражданская позиция, его способность доносить слово Божие до людей сегодня как никогда приобретает решающее значение.
С другой стороны, и люди могут определить уровень своей духовной жизни по тому, как они воспринимают Божие слово. Если, поразившись силой Божественного слова, человек задумывается о нем, начинает размышлять, применять его к себе, претворять его в жизнь, — тогда это спасительное восприятие слова. Но губительно для нас, если мы отвергаем слово Божие с порога — только потому, что оно кажется несвоевременным, несовременным, не соответствующим нашему укладу жизни.
Пусть память о ветхозаветных пророках, пусть переживание мученической смерти святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна поможет каждому, кто берет на себя ответственность нести слово Божественной правды в мир, укрепиться в этом спасительном служении, приводя через слово правды к Богу и к вечной жизни как можно большее количество людей, которые в глубине своей души сознают ограниченность и ущербность жизни без Бога, и готовы Божественную правду принять своим умом и сердцем. Аминь.