Протоиерей Михаил Сечейко
«Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8: 35)
Господь наш Иисус Христос на Кресте Голгофы завершил наше спасение. Последним Его словом со Креста было: «Совершилось». Совершилось наше спасение. С тех пор по зову Христа и апостолов христиане стали участвовать в страданиях Христа, стали состраждать Ему, сораспинаться с Ним. Апостол Павел решительно призывает нас к этому участию в страданиях Христа (Фил. 3: 8-10). К этому же призывает и апостол Петр (1 Петр. 4: 12-13). А апостол Иоанн прямо говорит, что «если Христос положил за нас душу Свою, то и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3: 16).
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали зов Самого Спасителя следовать за Ним крестным путем, путем крестоношения (Мк. 8: 34-39). Он зовет нас отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним.
Что значит отвергнуться себя? Это значит отказаться от своего эгоизма. Забыть себя для себя, чтобы найти себя в Боге и в другом человеке, чтобы жить для него и в заботе о нем.
Но ведь это очень трудно и едва ли возможно, скажете вы. Ведь это значит встать на путь борьбы не на жизнь, а на смерть с самим собой: самолюбием, самостью, самоугождением, черствостью, жестокостью, равнодушием и холодностью к другим.
Да, действительно, это тяжкая борьба. Ее успех невозможен без помощи Божией, которая дается при нашей любви к Господу, при послушании Его воле и следовании за Ним. «Без Меня, - говорит Он, - не можете ничего творить» (Ин. 15: 5).
И наоборот, все можем творить и даже «горами двигать», если пребудем в любви Божией, которая и открывается в нас через любовь к Богу. Любить Бога - значит не быть рабом суеты мира, грубых удовольствий и соблазнов. Любить Бога – значит хранить душу свою для Бога и терять ее для житейской мамоны.
Земная жизнь временна, скоротечна. Мы видим, как мелькают годы, как стареют, сходят со сцены люди, как ветшают и лишаются ценности окружающие нас предметы и вещи. Все изменчиво на путях земной жизни. Сегодня интересы, моды, вкусы, взгляды – одни, завтра – другие. Сегодня нам нравятся одни люди, завтра – другие, а потом – третьи и так далее. Одно остается всегда с нами: наша бессмертная душа, наш дух как образ Божий, как бесценное сокровище, предназначенное не только для жизни временной, земной, но и вечной, загробной.
Поэтому, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, то есть все блага земной жизни, а душе своей повредит (Мк. 8: 36-37), отвлекая ее от интересов духовных, спасительных и обрекая на гибель для жизни вечной. Какое земное благо, какое материальное сокровище, какая материальная ценность может быть приравнена к ценностям нашей бессмертной души? Такой земной ценности нет и никогда не будет. Так высока и ценна пред Богом наша бессмертная душа и даруемый ей святой благодатный дух.
Но мы, братия и сестры, часто забываем, какое сокровище имеем, какую в себе небесную вестницу и жительницу носим! Поэтому и пренебрегаем ею. Душа создана для вечных благ, для Бога, а мы питаем ее благами земными, тленными. Она животворится любовью к Богу и людям, а мы понуждаем ее привязываться к вещам и интересам изменчивым, скоропреходящим. Ей нужен «тесный», крестный путь, а мы распахиваем перед нею двери «широкого» пути, ведущего «в пагубу».
Вот уже наступила Крестопоклонная неделя святой Четыредесятницы Великого поста. Святая Церковь стремится воздвигнуть Крест Христов в нашем сердце, чтобы мы живо чувствовали в нем Христа, и, притом, распятого. Всю Крестопоклонную неделю мы будем созерцать Крест Христов, воздвигнутый посреди нашего храма, чтобы, взирая на него, мы животворились духом, укреплялись волей, умилялись сердцем. Он будет взывать к нашей религиозной совести и чести, к нашему духовному мужеству, будет звать к преданности и верности Христу и любви друг ко другу.
В Кресте Христовом, в следовании за Ним – наше спасение. Кто стыдится Христа и Его крестного пути, того постыдится и Он, «когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8: 38).
Будем же верны и преданы Ему всегда и во всем! «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твоем поем и славим!». Аминь.