Христос воскресе!
Можно отправиться в далёкий и небезопасный путь вослед за зовущим, просто повинуясь минутному порыву. Однако хватит ли этого, поначалу обычно очень радостного, порыва на то, чтобы не только сделать первый, второй, третий шаг, но и пройти всю дистанцию, какой бы трудной и неодолимой она ни казалась? Для первого, второго шага может быть достаточно всего лишь доверия, то есть того, что предваряет веру, предшествует ей. Для последующих шагов одного доверия мало. Тут нужно нечто более существенное, тут потребна уверенность в том, что усилия, предпринимаемые во исполнение первого радостного порыва, приведут к желаемому результату, а не заведут, скажем, в болото... А уж для того, чтобы добраться до счастливого финала пути, мало и уверенности! Тут не обойтись без верности своему однажды сделанному выбору, то есть такого гармоничного единства разума, чувств и воли, которое позволило бы преодолеть все соблазны, все напасти, все горести пути. Ибо хоть немало последователей доверилось и Самому Спасителю нашему, однако, когда пришёл час испытаний этого доверия, многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6, 66); и даже тот из них, кто уже однажды уверенно отверг саму возможность предательства: Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого (Ин. 6, 68-69), — даже он, тот, кому вручены были ключи Царства Небесного (Мф. 16, 19), всё таки не устоял в минуту искушения!
Вот почему Господь, ободряя апостола Фому, через тысячелетия обращается к нам, маловерным и слабым христианам последних времён, так же ободряя и утешая нас: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). Как легко, как просто верить в минуты ликования, в часы триумфа, под радостные крики «Осанна», среди торжествующих единомышленников! И как тяжко, как мучительно трудно среди уныния поражения, среди насмешливого скепсиса произнести роковые слова исповедания веры! Как непросто доверять Богу, не говоря уже о том, чтобы быть уверенным в реальности Его бытия, среди безудержного и бесстыдного разгула страстей, среди бешеного угара соблазнов века сего! Чтобы не изменить себе и Богу в мире сем прелюбодейном и грешном, мало доверия, мало даже и уверенности — для этого потребна могучая решимость верности!
Наша повседневная жизнь в избытке представляет каждому христианину возможность испытать и триумф веры, и её поражение. Для этого любому из нас вовсе не обязательно переживать гонения от безбожников или иноверцев, бесстрашно исповедовать свою веру или с позором отречься от родных святынь, — достаточно просто победить в борьбе с грехом или оказаться побеждённым искушением. Потому что боремся мы, православные, на самом деле не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12), а эти духи злобы — они всегда рядом, они каждую минуту нашей жизни испытывают нас, и похлеще, пожалуй, чем служанка из дома первосвященника испытывала дрожащего от страха апостола Петра (Мф. 26, 69). Грех — наш настоящий и постоянный супостат, и борьба с ним — непрерывное и самое существенное испытание нашей верности Богу.
Чтобы пройти нелёгкий путь от доверия к верности, чтобы вослед за апостолом Фомой воскликнуть Спасителю: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28), — вовсе не обязательно оказаться в ситуации чрезвычайной, небывалой, ошеломительной. Нужно просто осознать однажды на собственном печальном или радостном опыте высокую правду простых слов Христовых: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Нужно просто вспомнить, что каждый из нас оказался в лоне Церкви Христовой не в результате сверхъестественного чуда, при громах и молниях, трубном гласе и в блистании огня поядающего (Исх. 24, 17). Мы стали христианами, потому что в тайной глубине души нашей совершилось самое главное и самое тихое, внешне почти совсем не заметное чудо нашей жизни, совершилось однажды и совершается доселе: Сам Бог дарит нам благодать веры. Это Он делает нашу душу способной принять крошечное зёрнышко доверия. Это Он взращивает его, питая благодатью Духа Утешителя и Святыми Дарами Таинств. Недаром Господь призывает учеников Своих: Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить (Лк. 12, 11-12).
Дух Божий, чьи благодатные Дары апостолы получили сегодня от Воскресшего Господа, Который дунул, и говорит им: примите Духа Святого (Ин. 20, 22), Тот же Самый Дух Святой, причастие Которому каждый из нас обрёл в Таинстве Миропомазания, Этот Дух Благодати, мы верим, управит нас и до Вечного Царства Христа Бога нашего, возрастив маленькое и слабое зёрнышко доверия, посеянное в нашей душе, и превратив его в прекрасное древо верности, к которому, как к благому прибежищу, прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 32).